Екатеринбург |
|
15 апреля 2013 г. |
Дело N А50-17890/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Лазарева С.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования город Пермь в лице департамента финансов администрации города Перми (ИНН 5902290610, ОГРН 1025900523406; далее - департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 01.11.2012 по делу N А50-17890/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Индивидуальный предприниматель Патраков Семен Ларионович (ИНН 590808266877, ОГРН 304590823100070) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к муниципальному образованию город Пермь в лице департамента о взыскании 827 310 руб. 88 коп. убытков, возникших в результате предоставления в 2009 году льгот по перевозке пассажиров по льготным проездным документам.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.11.2012 (судья Васильева Е.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2013 (судьи Полевщикова С.Н., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит обжалуемые судебные акты отменить, прекратить производство по делу, ссылаясь на нарушение судами ст. 15, п. 3 ст. 125, п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 6, 21, 86, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 7 ч. 1 ст. 16, ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Заявитель полагает, что истцом не представлено доказательств возникновения убытков в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров в объеме большем, чем была получена компенсация в соответствии с порядком и заключенным договором. По его мнению, представленный истцом расчет убытков не подтверждает размер понесенного им реального ущерба, не соответствует ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действующим в 2009 году нормативно-правовым актам. Кроме того, заявитель полагает, что департамент не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не является главным распорядителем средств бюджета в части полномочий по расчету с перевозчиками.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Патраков С.Л. возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как следует из материалов дела, в 2009 году истец осуществлял пассажирские перевозки, в том числе перевозку льготных категорий пассажиров на основании договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения г. Перми от 01.01.2006 N 21-06, заключенного между муниципальным комитетом по транспорту администрации г. Перми (организатор пассажирских перевозок, впоследствии муниципальный комитет по транспорту администрации г. Перми переименован в департамент дорог и транспорта администрации г. Перми) и предпринимателем Патраковым С.Л. (перевозчик).
Согласно указанному договору перевозчик обязуется осуществлять перевозку льготных категорий пассажиров и пассажиров, имеющих социальные проездные документы и проездные документы студентов (учащихся), в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, Пермской области, нормативными правовыми актами города Перми (п. 3.1.9 в редакции дополнительного соглашения от 01.07.2009 N 7, вступившего в силу с 02.07.2009).
Выпадающие доходы перевозчика от перевозки пассажиров с использованием социальных проездных документов и проездных билетов студентов (учащихся) подлежат компенсации за счет средств, выделенных на эти цели бюджетами всех уровней, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пермской области, нормативно-правовыми актами г. Перми. Компенсация перевозчику убытков и выпадающих доходов, связанных с перевозкой пассажиров на городских маршрутах регулярного сообщения, из бюджета г. Перми осуществляется в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами (п. 6.3, 6.4 договора).
Льготные проездные документы реализовывало муниципальное учреждение "Городское управление пассажирского транспорта". Вырученные средства распределялись среди перевозчиков пропорционально доле каждого перевозчика в выручке от реализации льготных проездных билетов согласно Методике распределения доходов от перевозки пассажиров в городском пассажирском транспорте, разработанной комитетом по промышленной политике и транспорту администрации г. Перми.
Согласно данным исследования пассажиропотока в 2009 году количество поездок пассажиров, предъявляющих льготные проездные документы, в месяц значительно превысило расчетное количество поездок, включенное в стоимость льготного проездного документа.
Ссылаясь на то, что выплат в качестве компенсации выпадающих доходов, понесенных предпринимателем в связи с перевозкой пассажиров по льготным проездным билетам, получено не было, предприниматель Патраков С.Л. обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков, понесенных от перевозки пассажиров по льготным проездным документам в 2009 году.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1, 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
С целью установления мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления Пермской городской Думой введены льготы по провозной плате для студентов, учащихся и пенсионеров.
В соответствии с п. 2 Порядка формирования тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом на поселенческих и межмуниципальных маршрутах городского и пригородного сообщения, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.12.2008 N 418 (в редакции решения Пермской городской Думы от 27.01.2009 N 4) к отдельным категориям населения, для которых установлен особый порядок оплаты проезда на маршрутах городского сообщения (за исключением перевозок в режиме маршрутного такси) с использованием проездного документа отнесены студенты, учащиеся, пенсионеры.
С 01.02.2009 введена новая категория пассажиров, имеющих право на приобретение проездного документа, предоставляющего право проезда без дополнительной оплаты на всех видах транспорта на поселенческих маршрутах городского сообщения города Перми, а именно - жители города Перми, имеющие право на трудовую пенсию по старости, но не имеющие права на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и региональным законодательством (пенсионеры по старости).
До 01.02.2009 обеспечение мер социальной поддержки пенсионеров по старости являлось расходным обязательством Пермского края в соответствии с абз. 4 п. 1.2 Положения о порядке приобретения социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в пределах территории Пермской области, утвержденного Указом Губернатора Пермской области от 02.02.2005 N 15.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2008 N 851-п указанная норма признана утратившей силу с 01.02.2009.
Таким образом, с 01.02.2009 расходные обязательства по обеспечению равной доступности общественного транспорта в отношении пенсионеров по старости перешли от Пермского края к Муниципальному образованию город Пермь.
Постановлением администрации г. Перми от 27.01.2009 N 26 утвержден Порядок оформления, реализации проездных документов для отдельных категорий пассажиров на маршрутах городского сообщения (автобус, трамвай, троллейбус) в городе Перми и проезда с использованием проездных документов.
Согласно указанному постановлению студентам, учащимся и пенсионерам предоставляется право проезда без дополнительной оплаты на маршрутах городского сообщения.
На период до 01.02.2009 стоимость проездных билетов для студентов и учащихся была установлена приказом комитета по транспорту администрации г. Перми от 19.12.2007 N 130 и составляла 460 руб.
С 01.02.2009 стоимость проездных билетов для студентов и учащихся составляла 550 руб., для пенсионеров - 435 руб. (постановление администрации г. Перми от 27.01.2009 N 25 "Об установлении стоимости проездных документов для отдельных категорий пассажиров").
С 01.12.2009 для студентов, учащихся и пенсионеров стоимость льготных проездных билетов составила 610 руб. (постановление администрации г. Перми от 18.11.2009 N 876 "Об установлении стоимости проездных документов для отдельных категорий пассажиров").
Решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 3 администрации г. Перми предложено разработать и направить в Пермскую городскую Думу до 01.07.2008 механизм замены льготных проездных билетов для студентов, учащихся адресной помощью.
Однако такой механизм администрацией г. Перми не был разработан, на территории города Перми продолжалась реализация льготных проездных билетов для студентов и учащихся по вышеуказанной стоимости.
Названным категориям пассажиров истцом предоставлялся проезд без дополнительной оплаты, что не отрицается ответчиком.
Таким образом, право льготного проезда для указанной категории граждан является гарантией, носящей компенсационный характер.
Учитывая изложенное, у соответствующего публично-правового образования, установившего соответствующую льготу в спорный период, возникли обязательства по возмещению перевозчику выпадающих доходов от предоставления права проезда по льготным проездным билетам в отношении учащихся и студентов.
Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов органами местного самоуправления по вопросам местного значения, исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.
При таких обстоятельствах меры социальной поддержки, установленные указанным законом, являются расходными обязательствами муниципального образования.
Постановлением администрации г. Перми от 27.03.2009 N 162 "Об утверждении порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета города Перми перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров на поселенческих маршрутах городского сообщения" установлено, что субсидии предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат по осуществлению регулярных перевозок пассажиров на поселенческих маршрутах городского сообщения (п. 1.4 Порядка); субсидии предоставляются в пределах средств, предусмотренных в решении о бюджете города Перми на эти цели департаменту дорог и транспорта администрации города Перми на очередной финансовый год и плановый период (п. 1.5 Порядка), при этом утвержденный указанным постановлением Порядок определения компенсации убытков применялся при расчетах с перевозчиками с 01.01.2009.
Проанализировав Порядок определения компенсации убытков, суды пришли к обоснованному выводу, что из данного Постановления не следует, что предусмотренные им выплаты компенсируют предъявленные предпринимателем ко взысканию убытки.
Судами также установлено, что данный Порядок утвержден администрацией с целью объективного и экономически обоснованного финансирования работы пассажирского транспорта на городских маршрутах регулярного сообщения с учетом эксплуатационных особенностей по маршруту и предусматривал выплату из бюджета муниципального образования компенсации в случае убыточности деятельности перевозчика на конкретном маршруте.
Принятие указанного Порядка определения компенсации убытков обусловлено п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящего к вопросам местного значения городского округа создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
При этом из материалов дела не следует, что муниципальное образование г. Пермь в качестве своего расходного обязательства при формировании бюджета учло средства на оказание мер социальной поддержки граждан, предоставленных на основании актов органов местного самоуправления, в частности на льготный проезд студентов, учащихся и пенсионеров.
Кроме того, судами не установлено, что в спорный период принимались нормативные правовые акты о порядке компенсации, установлении механизма компенсации убытков от перевозки льготной категории пассажиров (выпадающих доходов), связанных с введением на территории г. Перми льготных проездных документов.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что убытки (выпадающие доходы) предпринимателя возмещены не полностью.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Согласно расчету истца убытки, понесенные от перевозки пассажиров (студентов, учащихся и пенсионеров) по льготным проездным документам в 2009 году, составили 827 310, 88 руб.
Проверив произведенный предпринимателем расчет суммы убытков, суды признали его верным.
Доказательств, опровергающих расчет суммы убытков, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования.
С учетом изложенного отклоняются доводы департамента о том, что истцом не представлено доказательств возникновения убытков в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров в объеме большем, чем была получена компенсация в соответствии с порядком и заключенным договором, а также о том, что представленный истцом расчет убытков не подтверждает размер понесенного им реального ущерба.
Утверждение заявителя кассационной жалобы о том, что департамент не является надлежащим ответчиком по данному делу, было предметом рассмотрения апелляционного суда и ему дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 01.11.2012 по делу N А50-17890/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования город Пермь в лице департамента финансов администрации города Перми - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
...
Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов органами местного самоуправления по вопросам местного значения, исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.
...
Принятие указанного Порядка определения компенсации убытков обусловлено п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящего к вопросам местного значения городского округа создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 апреля 2013 г. N Ф09-1642/13 по делу N А50-17890/2012