Екатеринбург |
|
08 апреля 2013 г. |
Дело N А76-13724/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Купреенкова В.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципальной собственности администрации г. Троицка (далее - управление собственности) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.10.2012 по делу N А76-13724/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление собственности (ИНН: 7418002969, ОГРН: 1027401100044) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Росреестра (ИНН: 7453140418, ОГРН: 1047424555870) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество, выраженного в сообщении от 26.04.2012 N 35/112/2011-62, обязании Управления Росреестра устранить допущенные нарушения путем осуществления государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание распределительной подстанции, расположенное по адресу: г. Троицк, п. Мясокомбинат, комплекс очистных сооружений.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Троицка (ИНН: 7418003257, ОГРН: 1027401101364), открытое акционерное общество "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ИНН: 2607018122, ОГРН: 1052600002180).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.10.2012 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012 (судьи Суспицина Л.А., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление собственности просит отменить обжалуемые судебные акты, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами п. 2, 5 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 1020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1), ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель считает, что решение Челябинского областного Совета народных депутатов от 20.08.1992 N 235/12-М является надлежащим правоустанавливающим документом для регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты, входящие в комплекс имущества предприятия "Производственное управление водопровода и канализации". По мнению Управления собственности, объекты, входящие в комплекс очистных сооружений, также являются объектами инфраструктуры, представленные на государственную регистрацию документы позволяют идентифицировать эти объекты, а также подтверждают нахождение объектов на балансе предприятия "Производственное управление водопровода и канализации", имущество которого подлежало передаче в муниципальную собственность. Таким образом, заявитель полагает, что государственная регистрация права муниципальной собственности на указанные объекты должна быть произвела как на ранее возникшее право.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра возражает против изложенных в ней доводов, считает их несостоятельными, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 30.11.2011 Управление собственности обратилось в Троицкий отдел Управления Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое здание распределительной подстанции, расположенное по адресу: г. Троицк, пос. Мясокомбинат, комплекс очистных сооружений.
Управлением Росреестра приостановлена государственная регистрация права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости (уведомление от 20.12.2011), поскольку представленные на государственную регистрацию документы не могут рассматриваться в качестве надлежащих правоустанавливающих документов.
На основании заявления муниципального образования г. Троицк 28.12.2011 государственная регистрация права приостановлена на срок до трех месяцев.
Для проведения государственной регистрации в Управление Росреестра представлены следующие документы: доверенность от 19.03.2009, решение Челябинского областного Совета народных депутатов от 20.08.1992 N 235/13-М "О передаче объектов в муниципальную собственность города Троицка", решение Троицкого городского Совета народных депутатов от 28.03.1991 N 102 "О передаче на баланс производственного управления водопровода и канализации новых очистных канализационных сооружений и согласовании тарифов на водоотведение и водопотребление", акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченных строительством очистных сооружений г. Троицка от 23.10.1990.
Управлением Росреестра 26.04.2012 отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества на основании абз. 8, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку заявителем на государственную регистрацию не представлены надлежащие документы-основания возникновения права собственности. Управлением Росреестра указано следующее:
- акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченных строительством очистных сооружений г. Троицка от 23.10.1990 свидетельствует о том, что заказчиком строительства являлась Троицкая ГРЭС, между тем, документы о финансировании строительства со стороны муниципального образования не представлены, равно как и документы, свидетельствующие о характере взаимоотношений между г. Троицком и Троицкой ГРЭС;
- решение Троицкого городского Совета народных депутатов от 28.03.1991 N 102 "О передаче на баланс производственного управления водопровода и канализации новых очистных канализационных сооружений и согласовании тарифов на водоотведение и водопотребление" не может рассматриваться в качестве надлежащего основания государственной регистрации права собственности, так как в соответствии с данным постановлением имущество передается с баланса заказчика Троицкая ГРЭС на баланс Троицкого производственного управления водопровода и канализации.
Управление собственности, полагая, что отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы муниципального образования, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В п. 1 ст. 17 указанного Закона установлено, что основанием для государственной регистрации прав являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним также установлен в ст. 17 Закона.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 данного Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В силу абз. 3, 4 п. 1 ст. 13 указанного Закона в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество производятся правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Согласно абз. 8, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Согласно п. 1 приложения N 3 к данному постановлению к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в частности объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).
На основании п. 5 данного постановления оформление передачи объектов, указанных в п. 2 постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу п. 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности (утв. распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп) для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов. Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность. Утвержденные и оформленные в указанном порядке перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, представляются в двух идентичных экземплярах в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа. Комитет регистрирует представленные перечни объектов в день их поступления. Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в муниципальную собственность района, города с момента принятия решения о его передаче Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято.
Из анализа приведенных норм права судами сделан вывод о том, что полномочиями по принятию решения о передаче объекта в порядке разграничения государственной собственности в муниципальную собственность обладает Совет народных депутатов города, района, при этом оформление передачи производится путем принятия названным органом соответствующего решения об утверждении перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность.
Таким образом, судами сделан вывод о том, что правоустанавливающим документом, свидетельствующим о передаче объекта недвижимого имущества в состав муниципальной собственности, является утвержденный соответствующим Советом народных депутатов города, района перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суды установили, что решение Челябинского областного Совета народных депутатов от 20.08.1992 N 235/13-М "О передаче объектов в муниципальную собственность города Троицка" не позволяет установить объекты недвижимости, подлежащие передаче в муниципальную собственность, поскольку содержит указание на передачу в муниципальную собственность "производственного управления водопровода и канализации". При этом перечень объектов, входящих в состав "производственного управления водопровода и канализации" и подлежащих передаче в муниципальную собственность, в решении отсутствует.
Судами также дана верная оценка решению Троицкого городского Совета народных депутатов от 28.03.1991 N 102 "О передаче на баланс производственного управления водопровода и канализации новых очистных канализационных сооружений и согласовании тарифов на водоотведение и водопотребление". Судами указано, что данное решение не может являться документом-основанием возникновения права муниципальной собственности на спорное имущество в порядке разграничения государственной собственности в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1, кроме того, не содержит пообъектного перечня передаваемого имущества. При этом судами установлено, что Производственное управление водопровода и канализации расположено по адресу: г. Троицк, ул. Ленина, д. 55 (позиция 13), тогда как здание распределительной подстанции расположено по иному адресу: Челябинская область, г. Троицк, п. Мясокомбинат, комплекс очистных сооружений.
Судами с учетом разъяснений, данных в п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которому факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения, сделан правильный вывод о том, что факт включения спорного объекта недвижимости в реестр собственности муниципального образования, подтвержденный соответствующими выписками из реестра муниципального имущества г. Троицка, не может служить основанием для осуществления государственной регистрации права на этот объект.
С учетом изложенного судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка Управления собственности на то, что представленные на государственную регистрацию документы позволяют установить признаки объектов недвижимого имущества и идентифицировать их, рассмотрена апелляционным судом и обоснованно отклонена как противоречащая материалам дела. Судом указано на то, что из представленных на государственную регистрацию документов в отсутствие идентифицирующих признаков объектов недвижимости не представляется возможным установить, какое именно имущество передано в муниципальную собственность, в то время как документов, подтверждающих, что в муниципальную собственность передано именно имущество с характеристиками, приведенными в кадастровом паспорте объекта, в материалы регистрационного дела не представлено.
Довод заявителя о возникновении права муниципальной собственности на спорные объекты недвижимости в силу закона на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1, также рассмотрен апелляционным судом. Суд пришел к правильному выводу об отсутствии доказательств того, что здание распределительной подстанции является именно объектом инженерной инфраструктуры города.
Суд кассационной инстанции отмечает, что доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств, что не предусмотрено гл. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.10.2012 по делу N А76-13724/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления муниципальной собственности администрации г. Троицка - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами с учетом разъяснений, данных в п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которому факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения, сделан правильный вывод о том, что факт включения спорного объекта недвижимости в реестр собственности муниципального образования, подтвержденный соответствующими выписками из реестра муниципального имущества г. Троицка, не может служить основанием для осуществления государственной регистрации права на этот объект.
...
Довод заявителя о возникновении права муниципальной собственности на спорные объекты недвижимости в силу закона на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1, также рассмотрен апелляционным судом. Суд пришел к правильному выводу об отсутствии доказательств того, что здание распределительной подстанции является именно объектом инженерной инфраструктуры города."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 апреля 2013 г. N Ф09-2023/13 по делу N А76-13724/2012
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8058/13
11.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8058/13
08.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2023/13
12.12.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12101/12
18.10.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-13724/12