Екатеринбург |
|
11 апреля 2013 г. |
Дело N А47-10096/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Василенко С.Н., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения "Государственный архив Оренбургской области" (далее - учреждение) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2012 по делу N А47-10096/2012 Арбитражного суда Оренбургской области.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области (далее - управление, административный орган) от 08.06.2012 о применении административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 150 000 руб. за нарушение требований пожарной безопасности.
Решением суда от 17.10.2012 (судья Советова В.Ф.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое постановление административного органа признано незаконным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2012 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований учреждения отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. Заявитель кассационной жалобы полагает, что административным органом не установлена вина лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 20.4 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Часть 1 упомянутой статьи предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 Кодекса и ч. 3 - 8 данной статьи.
За нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 20.4 Кодекса.
Часть 4 ст. 20.4 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Нарушение требований пожарной безопасности по вышеуказанным частям ст. 20.4 Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, которые регулируют в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ установлено, что на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03).
Пунктами 2, 3 ППБ 01-03 установлено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с названными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
К нормативным документам по пожарной безопасности согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ относятся технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании распоряжения от 28.03.2012 N 135 в отношении учреждения проведена плановая выездная проверка по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе проверки административным органом установлены факты нарушения кооперативом требований пожарной безопасности, установленных действующим законодательством, а именно:
помещения архивов и административные помещения не разделены между собой ограждающими конструкциями с преградами (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4 СНиП 21-01-97);
помещение кладовой, расположенной на первом этаже (экспл. N 18 Литер Е) и административные помещения не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4 СНиП 21-01-97);
помещение электрощитовой и административные помещения не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности или противопожарной преградой (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4 СНиП 21-01-97);
в объеме лестничной клетки первого этажа (экспл. N 32 Литер Е) отсутствует дверь с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах (отсутствует дверь выхода в коридор экспл. N 22 Литер Е) (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18 СНиП 21-01-97);
лестницы 3-го типа со второго этажа здания располагаются на расстоянии менее одного метра от оконных проемов (прилегают к оконному проему) (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.30СНиП 21-01-97);
аппарат, предназначенный для отключения электроснабжения в помещении архива на втором этаже (экспл. N 10 Литер), располагается внутри помещения архива (п. 507 ППБ 01-03);
в административных помещениях отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации (п. 3 ППБ 01-03, п. 38 НПБ 110-03);
в здании архива отсутствует система оповещения управления эвакуацией людей в случае пожара 2-го типа (п. 3 ППБ 01-03, п. 4.1, 5.1, таблица N 1, таблица N 2 НПБ 104-03);
в помещениях архивов отсутствует автоматическая установка пожаротушения (п. 3 ППБ 01-03, п. 3 НПБ 110-03);
на путях эвакуации допускается применении материалов с пожарной опасностью более чем В2, РП2, Д3, Т2 (линолеум на полу в общих коридорах на первом этаже экспл. N 42 Литер Е) (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97);
дверь на пути эвакуации в коридоре первого этажа (между тамбуром экспл. N 30 и коридором экспл. N 31 Литер Е) открывается не по направлению выхода из здания (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.17 СНиП 21-01-97);
с подвального этажа отсутствует второй эвакуационный выход (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.13 СНиП 21-01-97).
Результаты проверки отражены в акте от 24.05.2012 N 135.
По факту выявленных нарушений в отношении учреждения 24.05.2012 составлены протоколы об административных правонарушениях N 329, N 330, N 331.
По результатам рассмотрения материалов административного производства постановлением от 08.06.2012 N 331 учреждение привлечено к административной ответственности по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса, с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в сумме 150 000 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом вины учреждения в совершении вменяемых правонарушений, поскольку в деле отсутствуют доказательства надлежащего финансирования учреждения для соблюдения им правил пожарной безопасности, а также в связи с тем, что здание, занимаемое учреждением, введено в эксплуатацию в 1986 г., то есть до введения в действие СНиП 21-01-97.
Оценив по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе: акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 24.05.2012 N 135, протоколы об административных правонарушениях от 24.05.2012 N 329, от 24.05.2012 N 330, от 24.05.2012 N 331, постановление управления о привлечении учреждения к административной ответственности от 08.06.2012 N 331, и руководствуясь Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ, ППБ 01-03 и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке, суд апелляционной инстанции пришёл к правильным выводам о наличии в действиях учреждения составов правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса.
При этом, руководствуясь ст. 2.1 Кодекса, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что учреждением были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения вменяемых административных правонарушений.
Апелляционный суд правильно указал, что отсутствие финансирования учреждения на цели соблюдения правил пожарной безопасности не является основанием для освобождения учреждения от административной ответственности.
Суд кассационной инстанции соглашается также с выводами апелляционного суда о том, что в связи с изменением функционального назначения здания, занимаемого таким пожароопасным учреждением как государственный архив, соблюдение требований СНиП 21-01-97 является обязательным, независимо от того, что само здание было сдано в эксплуатацию до вступления указанного правового акта в силу.
Соответствующие доводы кассационной жалобы в связи с вышеизложенным, отклоняются.
Суд апелляционной инстанции также обоснованно указал на отсутствие существенных процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь признание оспариваемого постановления управления незаконным.
При таких обстоятельствах следует признать, что в удовлетворении требований учреждения о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 08.06.2012 N 331 апелляционным судом отказано правомерно.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы суда апелляционной инстанций соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Иные доводы учреждения, содержащиеся в кассационной жалобе, также являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для её непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2012 по делу N А47-10096/2012 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу ГБУ "Государственный архив Оренбургской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А.Поротникова |
Судьи |
С.Н.Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе: акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 24.05.2012 N 135, протоколы об административных правонарушениях от 24.05.2012 N 329, от 24.05.2012 N 330, от 24.05.2012 N 331, постановление управления о привлечении учреждения к административной ответственности от 08.06.2012 N 331, и руководствуясь Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ, ППБ 01-03 и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке, суд апелляционной инстанции пришёл к правильным выводам о наличии в действиях учреждения составов правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса.
При этом, руководствуясь ст. 2.1 Кодекса, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что учреждением были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения вменяемых административных правонарушений."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 апреля 2013 г. N Ф09-1845/13 по делу N А47-10096/2012