Екатеринбург |
|
16 апреля 2013 г. |
Дело N А71-9773/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Василенко С.Н., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.11.2012 по делу N А71-9773/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Удмуртавтотранс" (далее - общество "Удмуртавтотранс") - Байков Е.В. (доверенность от 12.11.2012 N 62).
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) по делу N ТГ 08-02/2012-29.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общества с ограниченной ответственностью "Форсаж", "ИПОПАТ-Юг", "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (далее - общества "Форсаж", "ИПОПАТ-Юг", "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2"), индивидуальный предприниматель Мальцев Вячеслав Викторович, общество "Удмуртавтотранс".
Решением суда от 20.11.2012 (судья Кудрявцев М.Н.) заявленные требования удовлетворены, решение и предписание управления от 26.06.2012 N ТГ 08-02/2012-29 признаны недействительными как не соответствующие Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 (судьи Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г., Осипова С.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что ни одна из пяти заявок филиалов общества "Удмуртавтотранс" на участие в конкурсе не содержала полных сведений об участнике конкурса - юридическом лице в целом, в связи с чем антимонопольный орган полагает, что названные заявки не соответствовали требованиям конкурсной документации. Выводы судов относительно иных участвовавших в конкурсе лиц в кассационной жалобе не оспорены.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, приказом министерства от 30.12.2011 N 01-1-04/261 утверждена конкурсная документация к конкурсу на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике, на официальном сайте заявителя в сети Интернет по адресу: http://mindortrans.su 30.12.2011 размещено извещение о проведении конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике. Всего на конкурс выставлено 104 лота.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике от 06.03.2012 на участие в конкурсе поступили заявки, в том числе от общества "Удмуртавтотранс" (5 филиалов) на лоты N 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 89, 96, 44, 95, 90, 93, 91, 94, 92, 33, 46, 47, 48, 49 51, 53, 64, 66, 68, 70, 71, 72, 73, 74, 76, 77, 79, 84, 85, 86, 87, 88, 97, 98, 56, 57 58, 59, 60, 61, 80, 81, 82, от общества "Форсаж" на лоты N 10, 36, 38, 39, 45, 46, 50, от общества "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" на лот N 21, от общества "ИПОПАТ-Юг" на лоты N 10, 12, 14, 16 17, 18, 20, 50, от предпринимателя Мальцева В.В. на лот N 97.
Согласно протоколу рассмотрения заявок и прилагаемых к ним документов участников конкурса к участию в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике от 26.03.2012 допущено 29 претендентов, в том числе общества "Удмуртавтотранс", "Форсаж", "ИПОПАТ-Юг", "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2"; индивидуальный предприниматель Мальцев В.В. Индивидуальные предприниматели Бызгин Н.В., Родионов А.В., автономное учреждение "Автобаза Министерства культуры, печати и информации Удмуртской Республики" к участию в конкурсе не допущены на основании п. 11.11 конкурсной документации.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике от 26.03.2012 конкурс по лотам, указанным в приложении N 3, признан несостоявшимся, поскольку допущен к участию в конкурсе и признан участником конкурса только один участник, подавший заявку на участие в конкурсе, принято решение направить единственному участнику, подавшему заявку на участие в конкурсе, проект договора для его подписания, в том числе обществу "ИПОПАТ-Юг" по лотам N 14, 16, 18, обществу "Удмуртавтотранс" по лотам N 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 33, 44, 51, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 64, 70, 72, 74, 77, 79, 80, 81, 82, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, обществу "Форсаж" по лоту N 38.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике от 26.03.2012 (приложение N 4) победителем конкурса по лотам N 21, 46, 47, 48, 49, 53, 66, 68, 71, 73, 76, 66, 68, 71, 73, 76, 97, 98 признано общество "Удмуртавтотранс", победителем конкурса по лотам N 10, 17, 50 признано общество "ИПОПАТ-Юг".
В управление поступили жалобы обществ "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (вх. N 4540 от 21.05.2012), "Форсаж" (вх. N 3471 от 18.04.2012), индивидуального предпринимателя Мальцева В.В. (вх. N 3414 от 17.04.2012) на действия организатора торгов, выразившиеся в нарушении порядка проведения 26.03.2012 конкурса на право заключения договора по организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике.
В ходе рассмотрения указанных жалоб антимонопольным органом установлено, что документы, представленные обществом "ИПОПАТ-Юг" на участие в конкурсе по лотам N 10, 50, в нарушение требований п. 6.4 конкурсной документации не были пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью участника конкурса. В связи с этим, антимонопольным органом сделан вывод о том, что общество "ИПОПАТ-Юг" в нарушение требований п. 11.11 конкурсной документации необоснованно допущено к участию в конкурсе и признано победителем по лотам N 10, 50.
Кроме того, антимонопольным органом установлено, что документы, определенные подпунктами 9, 10 пункта 7.2 конкурсной документации (справки из Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управления ГИБДД МВД по Удмуртской Республике), представлены в отношении каждого из филиалов общества "Удмуртавтотранс" в отдельности, а не в отношении предприятия в целом. В связи с этим антимонопольным органом сделаны выводы о том, что обществом "Удмуртавтотранс" представлены документы, содержащие недостоверные сведения; заявки и прилагаемые к ним документы не соответствовали требованиям, предусмотренным конкурсной документацией, следовательно, общество "Удмуртавтотранс" в нарушение п. 11.11 конкурсной документации необоснованно допущено к участию в конкурсе и признано единственным участником по лотам N 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 33, 44, 51, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 64, 70, 72, 74, 77, 79, 80, 81, 82, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, победителем по лотам N 21, 46, 47, 48, 49, 53, 66, 68, 71, 73, 76, 66, 68, 71, 73, 76, 97, 98.
Решением антимонопольного органа от 26.06.2012 N ТГ 08-02/2012-29 министерство в лице комиссии по проведению конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике признано нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части допуска общества "Удмуртавтотранс" к участию в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике, проведенного 26.03.2012, и оценки предложения общества "Удмуртавтотранс" по лотам N 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 89, 96, 44, 95, 90, 93, 91, 94, 92, 33, 46, 47, 48, 49, 51, 53, 64, 66, 68, 70, 71, 72, 73, 74, 76, 77, 79, 84, 85, 86, 87, 88, 97, 98, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 80, 81, 82, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке пассажирских перевозок в Удмуртской Республике (п. 1 решения антимонопольного органа). Министерство в лице Комиссии по проведению конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике признано нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции в части допуска общества "ИПОПАТ-Юг" к участию в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике, проведенного 26.03.2012 и оценки предложения общества "ИПОПАТ-Юг" по лотам N 10, 50, что привело к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке пассажирских перевозок в Удмуртской Республике (п. 2 решения антимонопольного органа). Министерству выдать предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (п. 3 решения антимонопольного органа). Министерству предписано отменить протокол рассмотрения заявок и прилагаемых к ним документов участников конкурса в допуске к участию в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике от 26.03.2012 в части допуска общества "Удмуртавтотранс" (по всем заявленным лотам), общества "ИПОПАТ-Юг" (по лотам N 10, 50) к участию в конкурсе (п. 3.1 решения антимонопольного органа). Министерству предписано отменить протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике от 26.03.2012 в части признания общества "Удмуртавтотранс" единственным участником конкурса по лотам N 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 89, 96, 44, 95, 90, 93, 91, 94, 92, 33, 51, 64, 70, 72, 74, 77, 79, 84, 85, 86, 87, 88, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 80, 81, 82, признания общества "Удмуртавтотранс" победителем по лотам N 21, 46, 47, 48, 49, 53, 66, 68, 71, 73, 76, 97, 98, признания общества "ИПОПАТ-Юг" победителем по лотам N 10, 50 (п. 3.2 решения антимонопольного органа).
Кроме того, заявителю и конкурсной комиссии выдано предписание от 26.06.2012 N ТГ 08-02/2012-29, аналогичное содержанию пунктов 3, 3.1, 3.2 решения антимонопольного органа от 26.06.2012 по делу N ТГ 08-02/2012-29.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа от 26.06.2012 по делу N ТГ 08-02/2012-29, министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суды указали на наличие оснований для признания оспариваемого решения и предписания антимонопольного органа недействительными.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, при этом в силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок.
Судами установлено, что согласно п. 3.1 конкурсной документации в конкурсе могут принять участие юридические лица и индивидуальные предприниматели, представившие надлежащим образом оформленную заявку с прилагаемыми к ней документами на участие в конкурсе.
В соответствии с п. 6.4 конкурсной документации документы на участие в конкурсе и подписанная участником конкурса опись вложенных документов должны быть прошнурованы, пронумерованы и скреплены печатью участника конкурса. Документы подаются в письменной форме в запечатанном конверте.
В силу п. 7.1 конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать следующие сведения об участнике конкурса, подавшем заявку: фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте регистрации (для индивидуального предпринимателя), номер контактного телефона, наименовании конкурса и номер лота, в отношении которого подается данная заявка.
В п. 7.2 конкурсной документации установлен перечень документов, подлежащих представлению к заявке, в том числе справка от Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Удмуртской Республике о количестве дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине водителей, нарушений Правил дорожного движения у водителей участника конкурса за последние 12 месяцев до дня размещения на официальном сайте Министерства в сети Интернет извещения о проведении конкурса; справка Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о выполнении участником конкурса лицензионных требований и условий за последние 12 месяцев до дня размещения на официальном сайте Министерства в сети Интернет извещения о проведении конкурса.
Согласно п. 11.9 конкурсной документации конкурсная комиссия отстраняет участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения, а также пересматривает результаты конкурса после его завершения в случае выявления факта предоставления участником конкурса недостоверных сведений.
В п. 11.11 конкурсной документации предусмотрено, что конкурсная комиссия отказывает участнику конкурса в допуске к участию в конкурсе, если представленные вместе с заявкой на участие в конкурсе документы содержат недостоверные сведения, заявка и(или) прилагаемые к ней документы не соответствуют требованиям, предусмотренным конкурсной документацией. Отказ в допуске к участию в конкурсе по другим основаниям не допускается.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 13.06.2012 общество "Удмуртавтотранс" имеет пять филиалов: Воткинский, Глазовский, Можгинский, Увинский и Игринский.
Основным видом деятельности общества "Удмуртавтотранс" является оказание автомобильных услуг по перевозке пассажиров и грузов - код ОКВЭД 60.21.11 Внутригородские автомобильные (автобусные) перевозки, подчиняющиеся расписанию. Все филиалы общества "Удмуртавтотранс" осуществляют оказание автомобильных услуг по перевозке пассажиров и груза.
Все производственные мощности общества "Удмуртавтотранс" сосредоточены по месту нахождения его филиалов. Регистрация автобусов каждого из филиалов осуществляется по месту его нахождения в соответствии с п. 24.3 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001.
Суды пришли к выводу о том, что общество "Удмуртавтотранс" обратилось на конкурс с заявкой от имени юридического лица, состоящей из сведений по пяти его филиалам.
Справки от Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Удмуртской Республике о количестве дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине водителей, нарушений Правил дорожного движения у водителей участника конкурса за последние 12 месяцев до дня размещения на официальном сайте Министерства в сети Интернет извещения о проведении конкурса, справки Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о выполнении участником конкурса лицензионных требований и условий за последние 12 месяцев до дня размещения на официальном сайте Министерства в сети Интернет извещения о проведении конкурса, предусмотренные п. 7.2 конкурсной документации, представлены по каждому филиалу в отдельности. Данные справки подписаны должностными лицами вышеуказанных органов. Оснований для выводов о недостоверности сведений, содержащихся в данных справках, и о несоответствии указанных документов требованиям конкурсной документации, не имеется.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что антимонопольным органом не доказано наличие в действиях министерства, выразившихся в допуске общества "Удмуртавтотранс" к участию в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике, проведенного 26.03.2012, и оценке предложения общества "Удмуртавтотранс", нарушения п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции (нарушение порядка определения победителя). Антимонопольным органом не исследовано и в оспариваемом решении не отражено, каким образом указанные выше обстоятельства привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, повлияли или могли повлиять на определение победителя по лотам N 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 89, 96, 44, 95, 90, 93, 91, 94, 92, 33, 51, 64, 70, 72, 74, 77, 79, 84, 85, 86, 87, 88, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 80, 81, 82, по которым общество "Удмуртавтотранс" являлось единственным участником конкурса; также антимонопольным органом не исследовано и в оспариваемом решении не отражено, повлияли либо могли повлиять указанные выше обстоятельства с учетом условий конкурсной документации на количество баллов, выставленных конкурсной комиссией по заявкам общества "Удмуртавтотранс", и повлияли ли данные обстоятельства на порядок и результат определения победителя торгов по лотам N 21, 46, 47, 48, 49, 53, 66, 68, 71, 73, 76, 97, 98, по которым общество "Удмуртавтотранс" признано победителем. Антимонопольным органом не доказан факт неправильного определения победителя конкурса по названным выше лотам.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.11.2012 по делу
N А71-9773/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Справки от Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Удмуртской Республике о количестве дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине водителей, нарушений Правил дорожного движения у водителей участника конкурса за последние 12 месяцев до дня размещения на официальном сайте Министерства в сети Интернет извещения о проведении конкурса, справки Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о выполнении участником конкурса лицензионных требований и условий за последние 12 месяцев до дня размещения на официальном сайте Министерства в сети Интернет извещения о проведении конкурса, предусмотренные п. 7.2 конкурсной документации, представлены по каждому филиалу в отдельности. Данные справки подписаны должностными лицами вышеуказанных органов. Оснований для выводов о недостоверности сведений, содержащихся в данных справках, и о несоответствии указанных документов требованиям конкурсной документации, не имеется.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что антимонопольным органом не доказано наличие в действиях министерства, выразившихся в допуске общества "Удмуртавтотранс" к участию в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике, проведенного 26.03.2012, и оценке предложения общества "Удмуртавтотранс", нарушения п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции (нарушение порядка определения победителя). Антимонопольным органом не исследовано и в оспариваемом решении не отражено, каким образом указанные выше обстоятельства привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, повлияли или могли повлиять на определение победителя по лотам N 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 89, 96, 44, 95, 90, 93, 91, 94, 92, 33, 51, 64, 70, 72, 74, 77, 79, 84, 85, 86, 87, 88, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 80, 81, 82, по которым общество "Удмуртавтотранс" являлось единственным участником конкурса; также антимонопольным органом не исследовано и в оспариваемом решении не отражено, повлияли либо могли повлиять указанные выше обстоятельства с учетом условий конкурсной документации на количество баллов, выставленных конкурсной комиссией по заявкам общества "Удмуртавтотранс", и повлияли ли данные обстоятельства на порядок и результат определения победителя торгов по лотам N 21, 46, 47, 48, 49, 53, 66, 68, 71, 73, 76, 97, 98, по которым общество "Удмуртавтотранс" признано победителем. Антимонопольным органом не доказан факт неправильного определения победителя конкурса по названным выше лотам."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 апреля 2013 г. N Ф09-2733/13 по делу N А71-9773/2012