Екатеринбург |
|
16 апреля 2013 г. |
Дело N А47-11927/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Поротниковой Е.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, заявитель, истец) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.09.2012 по делу N А47-11927/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Фонд обратился в арбитражный суд с иском к муниципальному автономному учреждению здравоохранения "Городская больница N 4" (далее - учреждение, ответчик) о взыскании 25 387 руб. 73 коп. денежных средств, выплаченных по необоснованно выданным листкам нетрудоспособности.
Решением суда первой инстанции от 27.09.2012 (судья Федоренко А.Г.) в иске отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 (судьи Фотина О.Б., Баканов В.В., Мальцева Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит названные судебные акты отменить, кассационную жалобу удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы, ссылаясь на п. 6 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), п. 3 ч. 2 ст. 4.1, ч. 5 ст. 13, ст. 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", ст. 402, 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает на подтверждение материалами дела факта причинения учреждением ущерба фонду в сумме выплаченных пособий, что составило 25 387, 73 руб., в связи с неправомерными действиями медицинских работников ответчика по необоснованной выдачей листков нетрудоспособности, а также продления листков нетрудоспособности.
Кроме того, заявитель считает, что актом от 09.12.2011 N 277 было установлено отсутствие в медицинской документации записей, обосновывающих продление листков нетрудоспособности.
По мнению фонда, в рассматриваемом случае речь идет не о недостатках в оформлении листков нетрудоспособности, а о не подтверждении периода (длительности) временной нетрудоспособности записями медицинской документации.
Заявитель жалобы полагает, что убытки фонда возникли вследствие неправомерных действий учреждения, а именно выдачи медицинскими работниками листков нетрудоспособности с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 (далее - Порядок), а не вследствие действий страхователей-работодателей.
По мнению фонда, выводы судов о недостатках, допущенных фондом в организации контроля за расчетами со страхователями, ввиду чего действия ответчика по выдаче листка нетрудоспособности не находятся в прямой причинно-следственной связи с фактом расходования средств обязательного социального страхования на его оплату, не соответствуют доказательствам, имеющимся в деле.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу фонда без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, фондом на основании решения заместителя управляющего государственным учреждением - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.11.2011 N 286, плана-графика проверок, утвержденного приказом учреждения от 08.09.2011 N 5088, в целях проведения экспертизы страховых случаев по обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством проведена плановая проверка учреждения.
В ходе проверки установлены факты нарушения учреждением требований, установленных ст. 49 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, п. 12 Порядка (действовавшего в период проверки), когда при сроке временной нетрудоспособности более 30 дней, листок нетрудоспособности продлевался лечащим врачом единолично без решения врачебной комиссии, а именно: по листкам временной нетрудоспособности: серии ВУ 8651892 - выданному Филимонову В.И. с 22.07.2009 по 29.08.2009, продленного с 30.07.2009 по 14.08.2008, с 15.08.2009 по 21.08.2009; серии ВТ 4054699 - выданному Воробьеву В.А. с 05.07.2009 по 04.08.2009; серии ВЦ 2785802 - выданному Черкасс И.Ю. с 04.05.2010 по 03.06.2010.
В нарушение положений п. 5 Порядка также не подтверждена необходимость выдачи листков временной нетрудоспособности соответствующими записями в медицинских картах следующим лицам: Малинцевой Е.В - серии ВШ 9388806; Соколовой Л.Н.- серии ВУ 8523059; Валишиной Р.Ю. - серии ВЦ 2824648, серии ВЦ 2852669; Хасанову К.М. - серии ВШ 9387196.
На основании названных больничных листов, фондом были произведены социальные выплаты в виде пособия по временной нетрудоспособности на общую сумму 25 387 руб. 73 коп.
По результатам проведенной проверки фондом составлен акт от 09.02.2011 N 277.
Направленная заявителем в адрес учреждения претензия от 09.02.2012 N 06-11/06/2427 о допущенных нарушениях, а также о перечислении необоснованно выплаченного пособия в сумм 25 387 руб. 73 коп. оставлена ответчиком без рассмотрения.
Полагая, что действиями учреждения причинен ущерб в размере незаконно выплаченного пособия, фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили, что действия ответчика по выдаче листка нетрудоспособности не находятся в прямой причинно-следственной связи с фактом расходования средств обязательного социального страхования на его оплату. При этом судами сделан вывод о том, что отношения по расходованию средств на обязательное социальное страхование возникают у страхователя со страховщиком, а не с учреждением, выдавшим листок нетрудоспособности. Суды также указали на недостатки фонда по контролю за расчетами со страхователями.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Вред, причиненный имуществу юридического лица, согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для применения ответственности в виде взыскания убытков должны быть доказаны наличие и размер понесенных убытков, причинно-следственная связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившими для истца неблагоприятными последствиями.
В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 8 Закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (п. 1 ст. 22 Закона N 165-ФЗ).
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (ч. 5 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, п. 1 Порядка).
На основании п. 2.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, расходы по обязательному социальному страхованию осуществляются страхователями-работодателями через бухгалтерии. Ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера (п. 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
При этом не принимаются к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации (подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ).
Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства, представленные в материалы дела, доводы сторон в их взаимосвязи и совокупности, суды обоснованно посчитали, что отношения по расходованию средств на обязательное социальное страхование возникают у страхователя со страховщиком, а не с учреждением, выдавшим листок нетрудоспособности, и пришли к выводу о том, что учреждение в рассматриваемом случае, не является субъектом обязательного социального страхования и его действия по выдаче листков нетрудоспособности, не создают оснований для возникновения расходов, произведенных истцом, в связи с чем отсутствует причинно-следственная связь между расходами фонда в виде принятых к зачету сумм пособий и действиями работников учреждения.
Судами верно указано на то, что в рассматриваемом случае отсутствует нецелевое расходование средств социального страхования.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных фондом исковых требований.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы, изложенные фондом в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права и выводов судов не опровергают, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Кроме того, указанные доводы сводятся к переоценке представленных доказательств, основания для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.09.2012 по делу N А47-11927/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 2.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, расходы по обязательному социальному страхованию осуществляются страхователями-работодателями через бухгалтерии. Ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера (п. 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
При этом не принимаются к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации (подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ).
Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 апреля 2013 г. N Ф09-1825/13 по делу N А47-11927/2012