Екатеринбург |
|
17 апреля 2013 г. |
Дело N А60-36462/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Василенко С.Н., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "Орденоносцев, 6" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.11.2012 по делу N А60-36462/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель товарищества - Судницын Н.М. (доверенность от 08.10.2012).
Товарищество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями о признании незаконным и отмене постановления 21.08.2012 N 548/549, вынесенного Управлением надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - административный орган, управление) о привлечении к административной ответственности по ч. 2, 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 07.11.2012 (судья Италмасова Е.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 (судьи Риб Л.Х., Осипова С.П., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе товарищество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильное применение судами норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, административным органом не доказано наличие в его действиях составов вмененных правонарушений, а также нарушена процедура производства по делу об административном правонарушении, не учтены смягчающие ответственность обстоятельства и малозначительность правонарушения.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Несоблюдение требований пожарной безопасности является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 20.4 Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (ч. 2 ст. 20.4 Кодекса).
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 3 ст. 20.4 Кодекса).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч. 1 ст. 1 Закона N 123-ФЗ).
Согласно ч. 2, 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Обязательные для соблюдения требования пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР N 390), СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность здания и сооружений" (далее - СНиП 21-01-97*).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 25.07.2012 административным органом проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения товариществом требований пожарной безопасности в жилом многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Орденоносцев, 6.
Установленные при проведении проверки нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для составления в отношении товарищества 15.08.2012 протоколов N 548, N 549 об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 20.4 Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов административного дела 21.08.2012 вынесено постановление N 548/549 о привлечении товарищества к административной ответственности по ч. 2, 3 ст. 20.4 Кодекса в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с постановлением, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводам о доказанности составов административных правонарушений в действиях заявителя и отсутствие нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Между тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с постановлением Администрации города Екатеринбурга от 17.07.2012 N 3121 на территории муниципального образования "город Екатеринбург" установлен особый противопожарный режим, действующий на момент проведения проверки и административного производства.
Судами установлено, что с учетом данного документа установленные нарушения правильно квалифицированы административным органом по ч. 2 ст. 20.4 Кодекса.
Между тем, судами не исследовалось, на предотвращение чего был направлен противопожарный режим, установленный этим постановлением. В частности, судами не выявлено, распространяется ли действие данного акта на товарищество и какие именно обязанности имелись у товарищества в связи с действием названного постановления. Соответствующие возражения общества судами не оценивались, что усматривается из текстов судебных актов.
Поскольку у суда кассационной инстанции не имеется полномочий для установления фактических обстоятельств дела, а приведенные обстоятельства могли повлиять на правильность выводов судов о квалификации деяния заявителя, судебные акты следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области в силу п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки и рассмотреть спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.11.2012 по делу N А60-36462/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 по тому же делу отменить, дело направить в Арбитражный суд Свердловской области на новое рассмотрение.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 2, 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Обязательные для соблюдения требования пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР N 390), СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность здания и сооружений" (далее - СНиП 21-01-97*).
...
Установленные при проведении проверки нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для составления в отношении товарищества 15.08.2012 протоколов N 548, N 549 об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 20.4 Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов административного дела 21.08.2012 вынесено постановление N 548/549 о привлечении товарищества к административной ответственности по ч. 2, 3 ст. 20.4 Кодекса в виде штрафа в размере 400 000 руб.
...
Судами установлено, что с учетом данного документа установленные нарушения правильно квалифицированы административным органом по ч. 2 ст. 20.4 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 апреля 2013 г. N Ф09-3025/13 по делу N А60-36462/2012
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14001/12
13.09.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14001/12
12.09.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14001/2012
16.07.2013 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-36462/12
17.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3025/13
16.01.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14001/12
16.01.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14001/12
07.11.2012 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-36462/12