Екатеринбург |
|
22 апреля 2013 г. |
Дело N А71-9576/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Сухановой Н.Н., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ИНН 1831078833, ОГРН 1021801153010; далее - учреждение) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по делу N А71-9576/2012 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" (ИНН 1835038790, ОГРН 1021801655523; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными:
решения учреждения от 13.04.2012 N 019/035/738-2011 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2010 - 2011 г.,
решения учреждения от 13.04.2012 N 019/035/800-2011 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2010 - 2011 г.,
решения учреждения от 20.04.2012 N 019/035/786-2011 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2010 - 2011 г.,
решения учреждения от 04.05.2012 N 019/035/773-2011 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2010 - 2011 г.,
решения учреждения от 18.05.2012 N 019/035/797-2011 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2010 - 2011 г.
Предприятие является правопреемником организаций: Федерального государственного унитарного предприятия "СУ N 612 при Спецстрое России", Федерального государственного унитарного предприятия "УССТ N 6 при Спецстрое России", Федерального государственного унитарного предприятия "СУ N 613 при Спецстрое России", Федерального государственного унитарного предприятия "СУ N 614 при Спецстрое России" и Федерального государственного унитарного предприятия "СУ N 615 при Спецстрое России". Указанные предприятия прекратили свою деятельность 30.12.2011.
Оспариваемые решения вынесены учреждением по результатам выездных проверок, проведённых в связи с реорганизацией указанных юридических лиц (путем присоединения их к предприятию). Проверками установлены факты занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, связанные: с приобретением санаторно-курортных путевок для работников организаций, возмещением балансодержателю общежития расходов по содержанию койко-мест, занимаемых работниками в общежитии, возмещением стоимости питания, с оказанием медицинских услуг работникам на основании договоров, заключенных работодателем с медицинскими учреждениями.
Решением суда от 16.10.2012 (судья Мосина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 (судьи Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н., Савельева Н.М.) решение суда первой инстанции отменено в части. Оспариваемые решения учреждения от 13.04.2012 N 019/035/738-2011, от 13.04.2012 N 019/035/800-2011, от 20.04.2012 N 019/035/786-2011, от 04.05.2012 N 019/035/773-2011, от 18.05.2012 N 019/035/797-2011 признаны недействительными в части доначисления страховых взносов на стоимость компенсаций за санаторно-курортные путевки, затрат на содержание общежитий. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит постановление суда апелляционной инстанции отменить в части удовлетворения заявленных предприятием требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, возражая против выводов суда о том, что суммы оплаты путевок на санаторно-курортное лечение сотрудников относятся к необлагаемым страховыми взносами выплатам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, и об отсутствии доказательств, свидетельствующих о том, что выплаты, произведенные страхователем в адрес балансодержателя общежития, являются доходом проживающих в общежитии физических лиц, полагая при этом, что указанные выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В представленном отзыве на кассационную жалобу предприятие просит кассационную жалобу предприятия оставить без удовлетворения, ссылаясь на ее необоснованность.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
Согласно подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
При исследовании имеющихся в материалах дела доказательств суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что выплаты, связанные с приобретением санаторно-курортных путевок для работников организаций и возмещением балансодержателю общежития расходов по содержанию койко-мест, занимаемых работниками в общежитии, не относятся к выплатам компенсационного характера, в связи с чем подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, вследствие чего отказал в удовлетворении заявленных требований предприятия.
При повторном рассмотрении дела по правилам ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд принял во внимание Устав предприятия, Положение о Федеральном агентстве специального строительства, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16.04.2004 N 1084, приказ Федерального агентства специального строительства от 23.11.2010 N 524, приказ Федерального агентства специального строительства от 11.08.2011, Отраслевые соглашения по организациям Федерального агентства специального строительства на 2008-2010 г., 2011-2013 г., утвержденные Общероссийским профсоюзом работников специального строительства России, и, руководствуясь ст. 2, 23, 27, 45, 129, 164 Трудового кодекса Российской Федерации и положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, пришёл к собственному выводу о том, что выплаты на приобретение санаторно-курортных путевок для работников организаций имеют компенсационный характер, вследствие чего не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование на основании подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод суда апелляционной инстанции правильным.
Рассматривая доказательства, имеющиеся в материалах дела, и оценив обстоятельства дела, связанные с занижением базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование на суммы выплат, связанных с возмещением балансодержателю общежития расходов по содержанию койко-мест, занимаемых работниками в общежитии, апелляционный суд установил, что спорные выплаты произведены страхователем в адрес балансодержателя общежития на основании заключенного между Федеральным государственным унитарным предприятием "СУ N 615 при Спецстрое России" и Федеральным государственным унитарным предприятием "УРС N 602 при Спецстрое России" договора от 01.10.2003 N 6-об о предоставлении Федеральному государственному унитарному предприятию "СУ N 615 при Спецстрое России" 112 койко-мест в общежитии "Юность" для проживания работников организации, то есть в рамках гражданско-правовых отношений между двумя юридическими лицами, и не являются начислениями в пользу физических лиц.
Из представленных в материалы дела доказательств (счетов-квитанций) суд апелляционной инстанции не усмотрел, что работниками организаций, проживающими в общежитии, оплата выставленных в их адрес счетов производилась не в полном объеме, а также отметил, что в материалах дела отсутствуют данные о неприменении установленных соответствующими органами исполнительной власти тарифов на услуги по найму и содержанию в жилищном фонде.
Также суд апелляционной инстанции отметил факт отсутствия в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что направленные предприятием (его правопредшественниками) в адрес балансодержателя выплаты по вышеуказанному договору совершены в интересах конкретных лиц, проживающих в общежитиях, и являются их доходом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о том, что выплаты по возмещению балансодержателю общежития расходов по содержанию койко-мест, занимаемых работниками в общежитии, не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные предприятием требования в обжалуемой части.
Фактические обстоятельства дела судом установлены и исследованы в полном объёме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по делу N А71-9576/2012 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При повторном рассмотрении дела по правилам ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд принял во внимание Устав предприятия, Положение о Федеральном агентстве специального строительства, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16.04.2004 N 1084, приказ Федерального агентства специального строительства от 23.11.2010 N 524, приказ Федерального агентства специального строительства от 11.08.2011, Отраслевые соглашения по организациям Федерального агентства специального строительства на 2008-2010 г., 2011-2013 г., утвержденные Общероссийским профсоюзом работников специального строительства России, и, руководствуясь ст. 2, 23, 27, 45, 129, 164 Трудового кодекса Российской Федерации и положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, пришёл к собственному выводу о том, что выплаты на приобретение санаторно-курортных путевок для работников организаций имеют компенсационный характер, вследствие чего не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование на основании подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 апреля 2013 г. N Ф09-1934/13 по делу N А71-9576/2012