Екатеринбург |
|
25 апреля 2013 г. |
Дело N А50-18458/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Артемьевой Н.А.,
судей Соловцова С.Н., Шершон Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Имамовой И.Р., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми (далее - регистрирующий орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу N А50-18458/2012 Арбитражного суда Пермского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авто Стар" (далее - общество "Авто Стар"; ИНН: 5903095997, ОГРН: 1095903004042) к регистрирующему органу, при участии третьего лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (далее - инспекция), об отмене решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края. Материальный носитель видеозаписи приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Пермского края приняли участие представители:
регистрирующего органа - Яровая М.В. (доверенность от 09.01.2013);
инспекции - Чертков М.В. (доверенность от 14.01.2013).
В судебном заседании в помещении Федерального арбитражного суда Уральского округа принял участие представитель общества "АвтоСтар" - Петухов В.А. (доверенность от 01.10.2013).
Общество "Авто Стар" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения регистрирующего органа от 07.09.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, обязании регистрирующего органа устранить допущенные нарушения прав общества "Авто Стар" и внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о ликвидации (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 08.11.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена инспекция.
Решением суда от 10.12.2012 (судья Муталлиева И.О.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 (судьи Грибиниченко О.Г., Варакса Н.В., Щеклеина Л.Ю.) решение суда от 10.12.2012 отменено. Решение регистрирующего органа от 07.09.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией признано недействительным; на регистрирующий орган возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества "Авто Стар".
В кассационной жалобе регистрирующий орган просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Регистрирующий орган указывает, что в период проведения выездной налоговой проверки выявлена налоговая задолженность общества "Авто Стар", образовавшаяся до принятия решения о ликвидации, о чем составлен акт от 21.08.2012 N 05-07/13241 ДСП, в котором указаны документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах. Заявитель полагает, что на момент представления обществом "Авто Стар" в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией от 31.08.2012 и ликвидационного баланса ликвидатору данного общества не могло быть неизвестно о претензиях инспекции по уплате налогов. Следовательно, действия ликвидатора были направлены на завершение процесса ликвидации без исполнения обязанности по уплате налогов. Регистрирующий орган отмечает, что он не наделен полномочиями по проверке требований прокуратуры на соответствие законодательству и не вправе игнорировать данные требования; в решении от 07.09.2012 в числе оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией указано, в том числе, и на наличие предостережения прокуратуры Дзержинского района г. Перми от 07.09.2012 N 694ж-4.
Как следует из материалов дела, в период с 27.02.2012 по 09.08.2012 на основании решения от 27.02.2012 N 05-07/623 с изменениями, внесенными решением от 28.03.2012 N 05-07/160, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Сильвер Моторс" по вопросам правильности исчисления налогов за период с 01.01.2009 по 31.12.2010.
Общество с ограниченной ответственностью "Сильвер Моторс" 13.03.2012 прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией путем присоединения к обществу "Авто Стар".
Единственным участником общества "Авто Стар" 21.05.2012 принято решение о добровольной ликвидации данного общества, ликвидатором назначена Попова Е.А.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 13.09.2012 регистрирующим органом 28.05.2012 внесена запись в реестр о принятии решения о ликвидации юридического лица, формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора.
Размещенная в журнале "Вестник государственной регистрации" от 30.05.2012 N 21 (379) публикация о ликвидации общества "Авто Стар" содержит информацию о том, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Спешилова, д. 109.
В соответствии с актом выездной налоговой проверки от 21.08.2012 N 05-07/13241 ДСП инспекцией выявлена неполная уплата обществом "Авто Стар" налога на добавленную стоимость в сумме 6 442 873 руб., единого социального налога в сумме 325 299 руб., неперечисление в бюджет удержанного у налогоплательщиков налога на доходы физических лиц в сумме 2233 руб.
Данный акт вручен представителю общества "Авто Стар" 23.08.2012, ликвидатор названного общества Поповой Е.А. 31.08.2012 отказалась от получения акта.
Сведения о составлении обществом "Авто Стар" промежуточного ликвидационного баланса внесены регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц 30.08.2012.
Ликвидатор Попова Е.А. 31.08.2012 обратилась в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации общества "Авто Стар" в связи с его ликвидацией по форме Р16001. К заявлению были приложены: ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Прокуратурой Дзержинского района г. Перми в регистрирующий орган направлено предостережение от 07.09.2012 о недопустимости нарушений законодательства при осуществлении регистрации в отношении общества "Авто Стар".
Рассмотрев представленные на регистрацию документы, регистрирующий орган пришел к выводу о том, что ликвидационный баланс общества "Авто Стар" содержит недостоверные сведения о кредиторской задолженности юридического лица, поскольку в нем не указана задолженность по налогам в сумме 8 828 800 руб., выявленная по результатам проведенной инспекцией выездной налоговой проверки. Ликвидатор общества от получения акта проверки уклоняется, в связи с чем сотрудниками инспекции осуществлен выезд по месту нахождения общества "Авто Стар" и акт вручен представителю данного общества. Кроме того, 23.08.2012 акт направлен по почте по юридическому адресу названного общества и по адресу ликвидатора. Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на предостережение прокуратуры, регистрирующий орган принял решение от 24.09.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением определенных подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документов, необходимых для государственной регистрации (ликвидационного баланса).
Общество "Авто Стар", полагая, что указанное решение является незаконным, нарушает его права и интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил, что сведения об отсутствии у общества "Авто Стар" кредиторской задолженности являются недостоверными, следовательно, оспариваемое решение от 24.09.2012 об отказе в государственной регистрации принято регистрирующим органом в соответствии с положениями закона и не нарушает прав заявителя.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что основания для признания ликвидационного баланса недостоверным и отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией у регистрирующего органа отсутствовали, так как акт проверки не подтверждает наличие налоговой задолженности, а решение по проверке вынесено инспекцией за пределами двухмесячного срока на предъявление кредиторами требований ликвидируемому юридическому лицу.
Выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют нормам материального права, что в силу ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отмену судебного акта.
В соответствии с положениями ст. 61 - 64 Гражданского кодекса ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (ст. 1, 10 указанного Кодекса).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - п. 4 ст. 61, ст. 65 Гражданского кодекса).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Кроме того, в силу ст. 9, 13, 14, 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ликвидационный баланс не является документом, обособленным от первичных учетных документов, оформленных по каждому факту хозяйственной жизни организации.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Решение о ликвидации общества "Авто Стар" было принято в период проведения инспекцией в отношении данного общества выездной налоговой проверки. О наличии у общества "Авто Стар" задолженности перед бюджетом свидетельствует акт проверки от 21.08.2012 N 05-07/13241 ДСП, который обществом "Авто Стар" получен.
Получив акт проверки, общество "Авто Стар" не предприняло мер по оспариванию доначислений в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, путем представления в налоговый орган возражений на акт проверки и участия в рассмотрении материалов выездной налоговой проверки, а обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что установленная Налоговым кодексом Российской Федерации процедура оформления результатов выездной налоговой проверки является длительной и включает составление акта проверки, представление налогоплательщиком возражений на акт проверки, рассмотрение руководителем налогового органа материалов налоговой проверки и принятие решения, вступление данного решения в силу.
Таким образом, ликвидатор общества "Авто Стар" Попова Е.А. не предоставила кредитору возможности заявить свои требования; не составила ликвидационный баланс, отражающий действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; не определила порядок ликвидации юридического лица.
Поскольку представленные ликвидатором общества в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности общества.
С учетом изложенного выводы апелляционного суда об удовлетворении требований общества "Авто Стар" сделаны в результате неправильного применения положений ст. 61 - 64 Гражданского кодекса и ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Напротив, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, установил факт уклонения ликвидатора Поповой Е.А. от получения акта проверки и пришел к верному выводу о том, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, следует считать как непредставление ликвидационного баланса.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.03.2013 удовлетворено ходатайство регистрирующего органа о приостановлении исполнения постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. Поскольку производство по кассационной жалобе завершено, суд на основании ст. 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменяет принятое приостановление исполнения судебного акта.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу N А50-18458/2012 Арбитражного суда Пермского края отменить.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 10.12.2012 по указанному делу оставить в силе.
Приостановление исполнения постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу N А50-18458/2012 Арбитражного суда Пермского края, принятое определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.03.2013, отменить.
Председательствующий |
Н.А. Артемьева |
Судьи |
С.Н. Соловцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Получив акт проверки, общество "Авто Стар" не предприняло мер по оспариванию доначислений в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, путем представления в налоговый орган возражений на акт проверки и участия в рассмотрении материалов выездной налоговой проверки, а обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что установленная Налоговым кодексом Российской Федерации процедура оформления результатов выездной налоговой проверки является длительной и включает составление акта проверки, представление налогоплательщиком возражений на акт проверки, рассмотрение руководителем налогового органа материалов налоговой проверки и принятие решения, вступление данного решения в силу.
...
Поскольку представленные ликвидатором общества в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности общества.
С учетом изложенного выводы апелляционного суда об удовлетворении требований общества "Авто Стар" сделаны в результате неправильного применения положений ст. 61 - 64 Гражданского кодекса и ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 апреля 2013 г. N Ф09-2806/13 по делу N А50-18458/2012