Екатеринбург |
|
29 апреля 2013 г. |
Дело N А76-14463/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Василенко С.Н., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" (далее - общество "РЖД") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.08.2012 по делу N А76-14463/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы (далее - управление, антимонопольный орган) от 29.06.2011 N 25-03/11 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания управления от 29.06.2011 N 19 об устранении нарушений.
Решением суда от 31.08.2012 (судья Костылев И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "РЖД" просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, в нарушение ч. 4 ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не вынес определение по результатам рассмотрения ходатайства управления о проведении судебной экспертизы. Общество "РЖД" отмечает, что при определении признаков монопольно высокой цены суды использовали для сравнения цены на товарном рынке, не сопоставимом по составу продавцов товара, что противоречит положениям ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ), поскольку перечень признаков монопольно высокой цены является исчерпывающим. Заявитель кассационной жалобы считает, что при вынесении оспариваемых судебных актов суды не учли, что на дату вынесения антимонопольным органом оспариваемого решения положение общества "РЖД" не было признано доминирующим на рынке услуг производства, передачи и распределения пара и горячей воды (тепловой энергии) и на рынке услуг по опломбировке средств измерений (приборов учета тепловой энергии), поскольку приказ управления о включении общества "РЖД" в соответствующий Реестр хозяйствующих субъектов издан 26.03.2011, следовательно, общество "РЖД" включено в Реестр только с 12.08.2011, что исключает возможность установления факта нарушения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
По мнению антимонопольного органа, изложенному в отзыве, доводы общества "РЖД", изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной пришёл к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, действия по установлению, поддержанию монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Для признания действий субъектов нарушающими требования указанной нормы необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в этой норме последствий.
Положениями п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что исходя из толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 3, 10 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Частью 1 ст. 5 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ о конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно- тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:
путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились; состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения; условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ при соблюдении условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ, не признается монопольно высокой цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности, то есть деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества.
Цена товара не признается монопольно высокой, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции установлено, что антимонопольным органом 23.06.2011 вынесен приказ N 221 о включении общества "РЖД" в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % по видам деятельности: сбор, очистка и распределение воды (код ОКВЭД - 41.00) с долей более 50%; услуги по опломбировке средств измерения (приборов учета холодной воды) с долей более 50%.
Законность данного приказа подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2012 по делу N А76-1610/2012.
В антимонопольный орган поступило обращение граждан г. Карталы на действия общества "РЖД", выразившиеся в установлении и применении необоснованно высокой стоимости услуги по опломбировке водосчетчиков.
Приказом управления от 06.05.2011 N 159 в отношении общества "РЖД" возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 31 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
По итогам рассмотрения указанного дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом вынесено решение от 07.07.2011, которым положение общества "РЖД" признано доминирующим на рынке:
услуг сбора, очистки и распределения воды Карталинского муниципального района Челябинской области;
услуг по опломбировке средств измерения (приборов учета холодной воды) Карталинского городского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области;
производства, передачи и распределения пара и горячей воды (тепловой энергии) Карталинского городского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области в пределах объектов муниципального жилого фонда, указанных в Приложении N 1 к письму общества "РЖД" от 27.06.2011;
услуг по опломбировке средств измерения (приборов учета тепловой энергии) Карталинского городского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области в пределах объектов муниципального жилого фонда, указанных в Приложении N 1 к письму общества "РЖД" от 27.06.2011 (п.1 решения); действия общества "РЖД", выразившиеся в установлении и поддержании необоснованно и неоправданно высокой стоимости услуг:
по разрешению установки и опломбированию прибора учета воды или тепла в сумме 1088 руб.55 коп. с учётом налога на добавленную стоимость (далее - НДС) для населения и 1469 руб. 54 коп. с НДС для прочих потребителей в 2009 г. и в 1 полугодии 2010 г.;
по опломбировке узла учета в размере 537 руб. 50 коп. с НДС для населения и 691 руб. 10 коп. с НДС для прочих потребителей с 01.07.2010 по дату вынесения решения,
признаны нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (п. 2 решения); решено выдать обществу "РЖД" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (п. 3 решения); передать материалы дела N 25-03/11 лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях (п. 4 решения).
На основании указанного решения 29.06.2011 обществу "РЖД" выдано предписание N 19, которым предписано:
1. в срок до 10.08.2011 прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, выразившееся в установлении и поддержании необоснованно и неоправданно высокой стоимости услуг:
1.1. по разрешению установки и опломбированию прибора учета воды или тепла в сумме 1088 руб. 55 коп. с НДС для населения и 1469 руб. 54 коп. с НДС для прочих потребителей в 2009 г. и в 1 полугодии 2010 г.;
1.2. по опломбировке узла учета в сумме 537 руб. 50 коп. с НДС для населения и 691 руб. 10 коп. с НДС для прочих потребителей с 01.07.2010.
2. в срок до 10.08.2011 установить экономически обоснованную стоимость услуги по опломбировке средств измерения (приборов учета воды и тепловой энергии), а именно исключить следующие накладные расходы непосредственно не связанные с опломбировкой приборов учета воды и тепловой энергии: затраты по оплате труда производственного персонала за непроработанное время; командировки и подъемные работников, не относящихся к аппарату управления; содержание и эксплуатация оборудования, в том числе содержание и эксплуатация оборудования природоохранного назначения; обслуживание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря производственного назначения; капитальный ремонт; амортизация основных средств производственного назначения; арендные и лизинговые платежи; эксплуатация автомобилей; техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей и автомобильных прицепов; содержание внутреннего транспорта, кроме автомобильного; содержание персонала, не относящиеся к аппарату управления; обслуживание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения; амортизация основных средств общехозяйственного назначения; изобретательство и рационализаторство; транспортный налог; метрологическое обеспечение; прочие общехозяйственные расходы; командировки персонала аппарата управления; прочие затраты по содержанию аппарата управления.
3. в срок до 15.08.2011 сообщить антимонопольному органу о выполнении настоящего предписания (представить экономически обоснованную стоимость на услугу, указанную в п. 2 данного предписания, с приложением копий подтверждающих документов).
Суды установили, что антимонопольным органом проводился анализ состояния конкуренции на рынке сбора, очистки и распределения воды и на рынке услуг по опломбировке средств измерения (приборов учета холодной воды) Карталинского городского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области.
Кроме этого управлением также проведен анализ состояния конкуренции на рынке производства, передачи и распределения пара и горячей воды (тепловой энергии) и на рынке услуг по опломбировке средств измерения (приборов учета тепловой энергии) Карталинского городского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области в пределах объектов муниципального жилого фонда.
При каждом анализе анализировались периоды за 2010 г. и I квартал 2011 г.
Результаты анализа зафиксированы в аналитическом отчете от 22.06.2011.
Суды выявили, что при анализе состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от Администрации Карталинского муниципального района Челябинской области; общества "РЖД".
Постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 09.07.2010 N 24/23 утверждены тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую котельными организаций Карталинского муниципального района, с 10.07.2010 по 31.12.2010 установлены тарифы на тепловую энергию обществу "РЖД" Карталинского городского поселения Карталинского муниципального района по группам потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей).
Как следует из Постановления Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 29.11.2010 N 43/4 "Об установлении для потребителей Карталинского муниципального района тарифов на тепловую энергию" с 01.01.2011 установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую обществом "РЖД" Карталинского городского поселения по сетям Карталинских ЭТС - филиала открытого акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго" потребителям, оплачивающим производство и передачу тепловой энергии, и потребителям, оплачивающим производство тепловой энергии (получающие тепловую энергию на коллекторах производителей).
Согласно письму общества "РЖД" от 04.04.2011 Карталинский региональный центр в 2010 г. на территории г. Карталы оказывало услуги в соответствии с Положением, в том числе услуги теплоснабжения объектов железнодорожного транспорта и прочих потребителей - хозяйствующих субъектов и населения.
В письме общества "РЖД" от 04.04.2011 указано, что сферой деятельности Карталинского регионального центра общества "РЖД" является территория Карталинского городского поселения.
Антимонопольный орган исходил из того, что территориальные границы оказания услуг по опломбировке приборов учета тепловой энергии также определены границами Карталинского городского поселения и зафиксированы в актах разграничения эксплуатационной ответственности.
В Приложении N 1 к аналитическому отчету указан Перечень объектов муниципального жилого фонда Карталинского городского округа Карталинского муниципального района Челябинской области, находящихся в обслуживании общества "РЖД".
Письмом общества от 27.06.2011 обусловлены причины ограниченности, которые определены наличием тепловых сетей, подведенных к районной котельной общества "РЖД" и наличием иных поставщиков тепловой энергии для нужд населения и прочих потребителей, проживающих на территории Карталинского городского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области.
В соответствии с письмом Администрации Карталинского муниципального района Челябинской области от 19.05.2011 N 1361 территориальные границы осуществления деятельности по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) Карталинским региональным центром общества "РЖД" установлены на территории улиц Ленина, Пушкина, Зои Космодемьянской, Луначерского, Лобырина г. Карталы Карталинскогогородского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области.
Согласно письму общества "РЖД" от 27.06.2011 технологически тепловая энергия от районной котельной общества "РЖД" поступает на тепловой пункт N 1 г. Карталы, ул. Пушкина, где распределяется в муниципальные тепловые сети открытого акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго". Тепловая энергия в виде пара обществом "РЖД" подается на технологию железнодорожных предприятий по теплотрассе.
В силу договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии от 29.10.2010 N 952/ДТВ общество "РЖД" (энергоснабжающая организация) поручает, а открытое акционерное общество "Челябоблкоммунэнерго" (эксплуатирующая организация) в лице директора филиала Карталинские ЭТС принимает на себя обязательства по оказанию услуг по передаче тепловой энергии абонентам энергоснабжающей организации, подключенным к сетям эксплуатирующей организации.
Суды приняли во внимание, что в 2010 г. и I квартале 2011 г. у хозяйствующих субъектов и населения, расположенных в пределах установленных географических границ рассматриваемого товарного рынка, не было иной возможности получать услуги по опломбировке средств измерений (приборов учета тепловой энергии) у других хозяйствующих субъектов, кроме как у общества "РЖД".
С учётом изложенного суды заключили о правильности выводов антимонопольного органа о том, что общество "РЖД" является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на рынке производства, передачи и распределения пара и горячей воды (тепловой энергии) и на рынке услуг по опломбировке средств измерения (приборов учета тепловой энергии) на территории Карталинского городского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области, ограниченной объектами муниципального жилого фонда, указанными в Приложении N 1 к рассматриваемому аналитическому отчету.
Суды учли, что в адрес антимонопольного органа обществом "РЖД" представлены следующие калькуляции стоимости услуг, связанных с опломбировкой (приемом в эксплуатацию) приборов (узлов) учета горячей и холодной воды, тепловой энергии:
калькуляция на разрешение установки и опломбирование прибора учета воды и тепла (действие калькуляции распространяется с 01.02.2009 по 30.06.2010; стоимость для населения составила 1088 руб. 55 коп. с НДС; стоимость для прочих потребителей - 1469 руб. 54 коп. с НДС;
калькуляция стоимости оказания услуг по опломбировке узла учета (действие калькуляции распространяется с 01.07.2010 по настоящее время; стоимость для населения составляет 537 руб. 50 коп. с НДС; стоимость для прочих потребителей - 691 руб. 10 коп. с НДС).
Проанализировав и сопоставив данные калькуляции стоимости услуг, связанных с опломбировкой (приемом в эксплуатацию) приборов (узлов) учета горячей и холодной воды, тепловой энергии, антимонопольный орган пришел к выводу о необоснованности стоимости опломбировки.
Согласно калькуляции на разрешение установки и опломбирование приборов учета воды и тепла, действующей с 01.02.2009 по 30.06.2010, основными статьями затрат Карталинского производственного участка тепловодоснабжения и водоотведения общества "РЖД" в структурах себестоимости услуг по опломбировке приборов учета воды и тепловой энергии являлись: заработная плата работников; транспортные расходы; косвенные расходы (накладные и общехозяйственные расходы общие для всех отраслей и хозяйств). В данной калькуляции перечислены виды работ с указанием времени их выполнения и квалификации работников, а именно: выезд на место (водитель) - 1 чел. - час; согласование места, сверка схемы, изучение документации (мастер) - 0,3 чел. - часа; рекомендации по расчету подбора типа водомера и учет (инженер) - 0,1 чел. - час; рассмотрение заявления и согласование руководителем (руководитель) - 0,05 чел. - час; прием в эксплуатацию (контролер) - 1 чел. - час.
Суды учли, что в силу п. 36 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации) исходные данные, а также рекомендации по типам и характеристикам средств измерений абонент может получить в организации водопроводно-канализационного хозяйства до начала разработки технической документации на проектирование узла учета. Такая информация абоненту необходима для того, чтобы абонент смог выбрать средство измерений и схему учета самостоятельно.
Такая обязанность у организации водопроводно-канализационного хозяйства возникает только в том случае, если абонент обратится в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с просьбой предоставить исходные данные и рекомендации по типам и характеристикам средств измерений.
Между тем, как правильно отметили суды, такой вид работ как рассмотрение заявления и согласование руководителем, предусмотренная в калькуляции на разрешение установки и опломбирование приборов учета воды и тепла, действующей с 01.02.2009 по 30.06.2010, ни Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, ни письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.05.2005 N 2220-АБ/70 "О применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", ни постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", ни Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995 N Вк-4936 не предусмотрен.
С учётом изложенного суды пришли к правильным выводам о том, что включение затрат, связанных с рекомендациями по расчету подбора типа водомера и учет, рассмотрением заявления и согласованием руководителем, предусмотренных в калькуляции на разрешение установки и опломбирование приборов учета воды и тепла, действующей с 01.02.2009 по 30.06.2010, является неправомерным.
Как правильно отметили суды, при составлении калькуляции стоимости услуг по опломбировке (приему в эксплуатацию) приборов учета воды и тепловой энергии необходимо, чтобы нормы времени и количество привлеченных работников были установлены в соответствии с необходимыми затратами времени на приемку приборов учета воды.
Государственное унитарное предприятие "Центр нормирования и информационных систем в жилищно- коммунальном хозяйстве" разработаны "Рекомендации по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве. Часть 1. Нормы времени на установку, обслуживание и ремонт счетчиков воды", утвержденные приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.08.2000 N 184 (далее - Рекомендации).
Рекомендации предназначены для определения трудоемкости и стоимости работ по установке, обслуживанию, ремонту счетчиков холодной и горячей воды. Рекомендации являются составной частью отраслевой нормативно-методической базы ценообразования на жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии с п. 3.2 Рекомендаций при обслуживании счетчика воды норма времени на визуальный осмотр, проверку наличия и нарушения пломбы на счетчике воды условным диаметром 15-20 мм составляет 0,05 чел.- час., условным диаметром 25-40 мм - 0,1 чел.- час.
При этом норма времени на составление акта (при нарушении правил эксплуатации прибора) с представителями абонента и предприятия водопроводно-канализационного хозяйства при обслуживании счетчика воды условным диаметром 15-20 мм (25-40 мм) составляет 0,3 чел.- час.
Норма времени на сдачу испытанного счетчика воды условным диаметром 15-20 мм (25-40 мм, 50-250 мм) госповерителю и его пломбировку согласно п. 3.3 Рекомендаций составляет 0,1 чел.- час.
Согласно п. 1.12 Рекомендаций нормами предусмотрено выполнение работ в соответствии с требованиями правил техники безопасности. При этом нормы времени установлены уже с учетом необходимых затрат времени на подготовительно-заключительную работу, отдых и личные надобности, на переходы для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования, входящего в зону обслуживания.
Антимонопольный орган исходил из того, что нормы времени на проведение работ по приемке в эксплуатацию, учтенные Карталинским производственным участком теплоснабжения и водоотведения в калькуляции на разрешение установки и опломбирование приборов учета воды и тепла, действующей с 01.02.2009 по 30.06.2010, значительно превышают нормы времени, установленные Рекомендациями, что подтверждено калькуляцией стоимости оказания услуг по опломбировке узла учета, действующей с 01.07.2010 (по настоящее время).
Согласно п. 3.2. - 3.3 Рекомендаций норма времени на составление акта с представителями абонента и предприятия водопроводно-канализационного хозяйства и на сдачу испытанного счетчика воды условным диаметром 15-20 мм (25-40 мм) госповерителю и его пломбировку составляет 0,4 чел.- час, тогда как в калькуляции на разрешение установки и опломбирование приборов учета воды и тепла, действующей с 01.02.2009 по 30.06.2010, время на прием в эксплуатацию составляет 1 час.
Для оказания услуг по опломбировке средств измерений (приборов учета воды и тепловой энергии) Карталинским производственным участком тепловодоснабжения и водоотведения общества "РЖД" задействован автомобиль ЗИЛ-431610.
Суды выявили, что из расчета суммы авансового платежа по транспортному налогу по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика) исчисленная сумма налога на автомобиль ЗИЛ-431610, подлежащая уплате в бюджет, составляет 3264 руб. в год, а не 4080 руб., как учтено в калькуляции на разрешение установки и опломбирование прибора учета воды и тепла, действующей с 01.02.2009 по 30.06.2010.
Большая часть всех расходов (52,2%), учтенных в калькуляции на разрешение установки и опломбирование приборов учета воды и тепла, действующей с 01.02.2009 по 30.06.2010, составляют накладные и общехозяйственные расходы общие для всех отраслей и хозяйств.
Косвенные расходы подлежат распределению по объектам калькулирования (по отдельным видам продукции (работ, услуг) пропорционально следующей базе: пропорционально одному виду прямых затрат, например пропорционально фонду оплаты труда; пропорционально общей величине прямых затрат; пропорционально нормативным величинам косвенных расходов; по методу прямого счета; дифференцированным способом с использованием процента.
Между тем организации в качестве базы распределения могут выбрать лишь один из вышеперечисленных способов.
Размер накладных и общехозяйственных расходов Карталинским производственным участком тепловодоснабжения и водоотведения общества "РЖД" рассчитаны исходя из фактически сложившихся затрат общества "РЖД" за 2008 г.
Сопроводительным письмом от 18.05.2011 обществом "РЖД" представлены накладные расходы согласно расчету накладных расходов за 2008 г., которые состоят из общепроизводственных, общехозяйственных расходов и расходов на содержание административно-управленческого персонала. Согласно данному расчету накладные расходы распределяются пропорционально фонду оплаты труда. Размер накладных расходов общества "РЖД" по факту за 2008 г. составил 109 % от фонда оплаты труда.
При этом размер накладных расходов, учтенных в калькуляции на разрешение установки и опломбирование приборов учета воды и тепла, действующей с 01.02.2009 по 30.06.2010, рассчитан не пропорционально фонду оплаты труда, а пропорционально общей величине прямых затрат, состоящих из заработной платы работников, социальных отчислений и транспортных расходов, что значительно увеличивает стоимость услуг по опломбировке приборов учета воды и тепловой энергии.
При формировании стоимости услуг по опломбировке приборов учета воды и тепловой энергии для потребителей г. Карталы включены накладные расходы в целом по обществу "РЖД", а не по Карталинскому производственному участку тепловодоснабжения и водоотведения общества "РЖД".
В калькуляцию на разрешение установки и опломбирование приборов учета воды и тепла, действующей с 01.02.2009 по 30.06.2010, также включены накладные расходы, не имеющие прямого отношения к оказанию услуг по опломбировке средств измерений (приборов учета воды и тепловой энергии), такие как: затраты по оплате труда производственного персонала за непроработанное время; командировки и подъемные работников, не относящихся к аппарату управления; содержание и эксплуатация оборудования, в том числе содержание и эксплуатация оборудования природоохранного назначения; обслуживание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря производственного назначения; капитальный ремонт; амортизация основных средств производственного назначения, так как амортизация автомобиля, задействованного в работах по опломбировке средств измерений, уже учтена в калькуляции отдельной строкой; арендные и лизинговые платежи; эксплуатация автомобилей, так как эти затраты уже учтены в калькуляции непосредственно для автомобиля, задействованного для оказания услуг по опломбировке средств измерений; техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей и автомобильных прицепов, так как эти затраты уже учтены в калькуляции непосредственно для автомобиля, задействованного для оказания услуг по опломбировке средств измерений; содержание внутреннего транспорта, кроме автомобильного, так как для оказания услуг по опломбировке средств измерений задействован только автомобиль; содержание персонала, не относящиеся к аппарату управления; командировки и подъемные работников, не относящихся к аппарату управления; обслуживание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения; амортизация основных средств общехозяйственного назначения; изобретательство и рационализаторство; транспортный налог, так как транспортный налог на автомобиль, задействованный для оказания услуг по опломбировке средств измерений уже учтен в калькуляции; прочие общехозяйственные расходы; командировки персонала аппарата управления; прочие затраты по содержанию аппарата управления.
Приняв во внимание расчет тарифа на услуги водоснабжения на 2009 г., утвержденный Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" для общества "РЖД" Карталинского направления, суды выявили, что накладные расходы в составе тарифа составляют 84,7% от зарплаты основных рабочих.
Из расчета тарифа на тепловую энергию на 2009 г., утвержденного Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" для общества "РЖД" Карталинского направления, накладные расходы (цеховые и общехозяйственные расходы) в составе тарифа составляют 17,4% от зарплаты основных рабочих.
Данные обстоятельства правомерно истолкованы судами как свидетельствующие о том, что размер накладных расходов, учтенных Карталинским производственным участком тепловодоснабжения и водоотведения общества "РЖД" в калькуляции на разрешение установки и опломбирование приборов учета воды и тепла, действующей с 01.02.2009 по 30.06.2010, является неоправданно высоким.
Суды выявили, что согласно калькуляции стоимости оказания услуг по опломбировке узла учета, действующей с 01.07.2010 по дату вынесения оспариваемого решения управления, основными статьями затрат Карталинского регионального центра общества "РЖД" в структурах себестоимости услуг по опломбировке приборов учета воды и тепловой энергии являются: заработная плата работников; накладные расходы с учетом общедорожного коэффициента.
Из калькуляции видно, что большую часть всех расходов (59,8%) составляют накладные расходы с учетом общедорожного коэффициента.
Размер накладных и общехозяйственных расходов Карталинским региональным центром общества "РЖД" рассчитаны исходя из фактически сложившихся затрат общества "РЖД" за 2009 г.
Согласно письму от 18.05.2011 накладные расходы согласно расчету накладных расходов по обществу "РЖД" за 2009 г., состоят из общепроизводственных, общехозяйственных расходов и расходов на содержание административно-управленческого персонала. Из данного расчета видно, что накладные расходы распределяются пропорционально фонду оплаты труда. Размер накладных расходов общества "РЖД" по факту за 2009 г. составил 178,8% от фонда оплаты труда, а с учетом общедорожного коэффициента (1,0531) -188,3%.
Между тем, суды отмечают, что согласно телеграмме общества "РЖД" от 21.12.2010 общедорожный коэффициент, равный 1,0531, необходимо применять в 2011 г. на увеличение общих для всех видов работ и мест возникновения затрат и общехозяйственных расходов. К тому же при формировании стоимости услуг по опломбировке приборов учета воды и тепловой энергии для потребителей г. Карталы включены накладные расходы в целом по обществу "РЖД", а не по Карталинскому производственному участку тепловодоснабжения и водоотведения общества "РЖД".
Кроме того, суды установили, что в калькуляцию стоимости оказания услуг по опломбировке узла учета, действующей с 01.07.2010 по дату вынесения оспариваемого решения управления, также включены накладные расходы, не имеющие прямого отношения к оказанию услуг по опломбировке средств измерений (приборов учета воды и тепловой энергии), такие как: затраты по оплате труда производственного персонала за непроработанное время; командировки и подъемные работников, не относящихся к аппарату управления; содержание и эксплуатация оборудования, в том числе содержание и эксплуатация оборудования природоохранного назначения; обслуживание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря производственного назначения; капитальный ремонт; амортизация основных средств производственного назначения, так как для оказания услуг по опломбировке средств измерений автомобиль не используется; арендные и лизинговые платежи; эксплуатация автомобилей, так как для оказания услуг по опломбировке средств измерений автомобиль не используется; техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей и автомобильных прицепов, так как для оказания услуг по опломбировке средств измерений автомобиль не используется; содержание внутреннего транспорта, кроме автомобильного; содержание персонала, не относящиеся к аппарату управления; обслуживание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения; амортизация основных средств общехозяйственного назначения; изобретательство и рационализаторство; транспортный налог, так как для оказания услуг по опломбировке средств измерений автомобиль не используется; метрологическое обеспечение; прочие общехозяйственные расходы; командировки персонала аппарата управления; прочие затраты по содержанию аппарата управления.
Из расчета тарифа на услуги водоснабжения на 2010 г., утвержденного Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" для общества "РЖД" Карталинского направления, накладные расходы в составе тарифа составляют 97% от зарплаты основных рабочих.
Из расчета тарифа на тепловую энергию на 2010 г., утвержденного Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" для общества "РЖД" Карталинского направления, накладные расходы (цеховые и общехозяйственные расходы) в составе тарифа составляют 17,4% от зарплаты основных рабочих.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильным выводам о том, что размер накладных расходов, учтенных Карталинским региональным центром общества "РЖД" в калькуляции стоимости оказания услуг по опломбировке узла учета, действующей с 01.07.2010 по дату вынесения оспариваемого решения антимонопольного органа является неоправданно высоким.
Кроме того, приняв во внимание анализ антимонопольного органа о стоимости услуг по опломбировке средств измерений (приборов учета воды и тепловой энергии) в отдельных городах Челябинской области, суды правомерно заключили, что выводы антимонопольного органа об экономически необоснованной и неоправданно высокой стоимости услуг по разрешению установки и опломбированию одного прибора учета воды или тепла являются правильными.
Таким образом, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований общества "РЖД" о признании недействительными решения управления от 29.06.2011 N 25-03/11 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания управления от 29.06.2011 N 19 об устранении нарушений.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы общества "РЖД", изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, основания для её непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.08.2012 по делу N А76-14463/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А.Поротникова |
Судьи |
С.Н.Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды учли, что в силу п. 36 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации) исходные данные, а также рекомендации по типам и характеристикам средств измерений абонент может получить в организации водопроводно-канализационного хозяйства до начала разработки технической документации на проектирование узла учета. Такая информация абоненту необходима для того, чтобы абонент смог выбрать средство измерений и схему учета самостоятельно.
Такая обязанность у организации водопроводно-канализационного хозяйства возникает только в том случае, если абонент обратится в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с просьбой предоставить исходные данные и рекомендации по типам и характеристикам средств измерений.
Между тем, как правильно отметили суды, такой вид работ как рассмотрение заявления и согласование руководителем, предусмотренная в калькуляции на разрешение установки и опломбирование приборов учета воды и тепла, действующей с 01.02.2009 по 30.06.2010, ни Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, ни письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.05.2005 N 2220-АБ/70 "О применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", ни постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", ни Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995 N Вк-4936 не предусмотрен.
...
Государственное унитарное предприятие "Центр нормирования и информационных систем в жилищно- коммунальном хозяйстве" разработаны "Рекомендации по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве. Часть 1. Нормы времени на установку, обслуживание и ремонт счетчиков воды", утвержденные приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.08.2000 N 184 (далее - Рекомендации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 апреля 2013 г. N Ф09-2012/13 по делу N А76-14463/2011