Екатеринбург |
|
25 января 2010 г. |
Дело N А76-24571/2008-6-612/558 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Столярова А.А., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 4" (далее - общество "ЖРЭЦ-4") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.08.2009 по делу N А76-24571/2008-6-612/558 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации Озерского городского округа Челябинской области (далее - администрация) - Логинов А.А. (доверенность от 19.01.2010 N 01-02-18/30);
Комитета администрации по управлению муниципальным имуществом г. Озерска (далее - Комитет) - Логинов А.А. (доверенность от 01.09.2008 N 84);
общества "ЖРЭЦ-4" - Базуева Е.Н. (доверенность от 28.07.2009 N 1юр).
Общество "ЖРЭЦ-4" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к администрации, муниципальному жилищно-коммунальному предприятию "ЖКУ" (далее - предприятие "ЖКУ") о возложении на администрацию обязанности дать согласие на отчуждение обществу "ЖРЭЦ-4" зданий, расположенных по адресу: Челябинская обл., г. Озерск, просп. Калинина, д. 10А, 10б; на предприятие "ЖКУ" - обязанности направить обществу "ЖРЭЦ-4" предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого обществом имущества с указанием цены этого имущества с учетом его рыночной стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет и Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее - регистрационная служба).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.08.2009 (судья Костарева И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 (судьи Пивоварова Л.В., Ермолаева Л.П., Соколова Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ЖРЭЦ-4" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судом ст. 3, 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ), неприменение ст. 2, 6 указанного Закона и неправильное применение ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что поскольку с 01.08.2005 по настоящее время он арендует здания, расположенные по адресу: Челябинская обл., г. Озерск, просп. Калинина, д. 10а, 10б, арендная плата вносится им своевременно, здания не входят в перечень имущества, не подлежащего реализации, площадь помещений не превышает установленных законом предельных значений, а сам арендатор является субъектом среднего предпринимательства, он имеет преимущественное право на приобретение данного имущества в соответствии с Законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ. По мнению общества "ЖРЭЦ-4", вывод судов о том, что в рамках процедуры ликвидации предприятия "ЖКУ" продажа имущества должна осуществляться исключительно с публичных торгов, является неверным и противоречит требованиям ст. 6 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, согласно которой сделки по приватизации государственного или муниципального имущества и иные сделки, направленные на возмездное отчуждение имущества и совершенные с нарушением требований, установленных названным Законом, ничтожны. При этом заявитель указывает на необходимость сохранения при отчуждении объектов коммунального-бытового назначения именно данного назначения. Общество "ЖРЭЦ-4" также считает неправомерным вывод судов о нарушении прав кредиторов предприятия "ЖКУ" в случае реализации преимущественного права заявителя, поскольку имеющиеся у предприятия "ЖКУ" активы значительно превышают кредиторскую задолженность и без реализации спорных зданий.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "ЖРЭЦ-4" является субъектом среднего предпринимательства.
Спорное имущество, а именно: одноэтажное нежилое здание механических мастерских общей площадью 446, 4 кв.м, литера А, назначение - производственное, инвентарный N 3322, расположенное по адресу: Челябинская обл., г. Озерск, просп. Калинина, д. 10б, и одноэтажное нежилое здание общей площадью 1 031, 3 кв.м, литера А, назначение - административное, инвентарный N 3321, расположенное по адресу: Челябинская обл., г. Озерск, пр. Калинина, д. 10а, принадлежат на праве хозяйственного ведения предприятию "ЖКУ", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.04.2007 серии 74АА N 099623, от 09.02.2007 серии 74АА N 027121.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.01.2009 по делу N А76-22170/2008 установлена правомерность передачи зданий в хозяйственное ведение предприятию "ЖКУ".
В соответствии с выписками из Реестра муниципального имущества г. Озерска от 19.03.2008 N 309, 310 данные здания по состоянию на 19.03.2008 являются муниципальной собственностью Озерского городского округа.
Между обществом "ЖРЭЦ-4" (арендатор) и Комитетом (арендодатель) 29.07.2005 заключены договоры аренды указанного имущества N 102/2005 и 101/2005 на срок с 01.08.2005 по 31.12.2008.
По актам приема-передачи от 01.08.2005 арендованное имущество передано обществу "ЖРЭЦ-4".
Дополнительными соглашениями к данным договорам сроки аренды ежегодно продлялись.
Постановлением главы администрации от 03.08.2006 N 1125 принято решение о ликвидации предприятия "ЖКУ", назначена ликвидационная комиссия.
Общество "ЖРЭЦ-4" 08.09.2008 направило в адрес главы администрации и в адрес председателя ликвидационной комиссии предприятия "ЖКУ" письмо N 01-01/391 с просьбой заключить с ним договор купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с положениями Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
В письме от 14.10.2008 N 01-19/1370 администрация отказала обществу "ЖРЭЦ-4" в заключении договоров купли-продажи спорного имущества со ссылкой на то обстоятельство, что имущество ликвидируемого предприятия "ЖКУ" будет реализовано с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
В газете "Озерский вестник" за 12.09.2008 опубликовано объявление ликвидационной комиссии предприятия "ЖКУ" о проведении аукциона по продаже объекта недвижимости - административного здания общей площадью 1 031, 3 кв.м, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Озерск, просп. Калинина, д. 10а.
Общество "ЖРЭЦ-4", ссылаясь на наличие у него преимущественного права на приобретение арендуемого им имущества и полагая действия администрации, выразившиеся в отказе в заключении договоров купли-продажи указанного имущества, неправомерными и нарушающими его права, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что продажа имущества предприятия "ЖКУ" в рамках процедуры его ликвидации должна быть осуществлена исключительно с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Порядок осуществления преимущественного права покупки имущества, предусмотренный Законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, противоречит цели и порядку проведения открытых торгов по реализации имущества ликвидируемого юридического лица. Реализация имущества юридическим лицом, находящегося в стадии ликвидации, без соблюдения условия о продаже такого имущества с публичных торгов влечет признание такой сделки недействительной.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, установленным на основании представленных доказательств, и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Согласно ст. 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ Субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
На основании ч. 3, 4 ст. 4 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое приняло решение о совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и арендуемого лицом, отвечающим установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям, а также получило согласие собственника на отчуждение этого имущества, направляет указанному лицу предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества с указанием цены этого имущества, установленной с учетом его рыночной стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", и проекты договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге. В случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге (в редакции, действовавшей на момент выставления на торги спорного объекта).
В силу п. 1, 4, 6 ст. 35 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде. Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 3 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Согласно п. 1 ст. 94 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее указанной организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.
Суды, исходя из того, что основанием для применения ст. 4 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ является наличие решения унитарного предприятия о совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение имущества, а также получение согласия собственника, при отсутствии доказательств принятия указанного решения, а также учитывая, что предприятие "ЖКУ" находится в стадии ликвидации и все действия по отчуждению закрепленного за ним имущества осуществляет ликвидационная комиссия, а не собственник, пришли к обоснованному выводу о невозможности применения к рассматриваемым правоотношениям ст. 4 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
При этом суды правомерно указали, что целью проведения торгов при реализации имущества ликвидируемого юридического лица является получение максимальной цены, что направлено на защиту и реализацию прав кредиторов, в связи с чем порядок осуществления преимущественного права покупки имущества, установленный Законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, в данном случае не соответствует цели и порядку реализации имущества ликвидируемого юридического лица.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка; оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебного акта в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.08.2009 по делу N А76-24571/2008-6-612/558 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 4" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, исходя из того, что основанием для применения ст. 4 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ является наличие решения унитарного предприятия о совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение имущества, а также получение согласия собственника, при отсутствии доказательств принятия указанного решения, а также учитывая, что предприятие "ЖКУ" находится в стадии ликвидации и все действия по отчуждению закрепленного за ним имущества осуществляет ликвидационная комиссия, а не собственник, пришли к обоснованному выводу о невозможности применения к рассматриваемым правоотношениям ст. 4 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
При этом суды правомерно указали, что целью проведения торгов при реализации имущества ликвидируемого юридического лица является получение максимальной цены, что направлено на защиту и реализацию прав кредиторов, в связи с чем порядок осуществления преимущественного права покупки имущества, установленный Законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, в данном случае не соответствует цели и порядку реализации имущества ликвидируемого юридического лица."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 января 2010 г. N Ф09-11247/09 по делу N А76-24571/2008
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4127/10
25.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11247/09
18.11.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8673/2008
18.11.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8775/09
16.01.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8673/2008