Екатеринбург |
|
01 апреля 2013 г. |
Дело N А07-15571/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля01 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Василенко С.Н., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Модуль" (далее - общество; ИНН 0264055066, ОГРН 1070264000091) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.01.2013 по делу N А07-15571/2012.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества - Хаматов М.М. (директор, приказ от 22.01.2007 N 1), Ямаева И.К. (доверенность от 01.01.2013 N 10).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующим п. 1 постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее - комитет) от 10.02.2012 N 15 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Модуль".
Решением суда от 09.01.2013 (судьи Валеев К.В., Галимова Н.Г., Кутлин Р.К.) заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе общество просит указанный судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан в ином составе судей, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права. По мнению общества, суд в описательной части решения не дал оценку всем приведенным доводам и доказательствам общества, и не указал мотивы, по которым отверг те или иные доводы и доказательства. Кроме того, общество указывает, что суд не дал правовую оценку соответствия оспариваемого нормативного акта федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В отзыве на кассационную жалобу комитет просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, считает его законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, п. 1 постановления комитета от 10.02.2012 года N 15 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Модуль" установлены тарифы с календарной разбивкой согласно приложениям N 1, 2, 3.
Согласно п. 2 данного постановления утвержденные тарифы вступают в силу в установленном порядке и действуют до 31 декабря 2012 года.
Приложением N 1 к постановлению утвержден тариф на горячую воду с момента официального вступления до 30.06.2012 в размере 1155 руб. 45 коп./Гкал для иных потребителей и в размере 965 руб. 06 коп./Гкал для населения.
Приложением N 2 утвержден тариф на горячую воду с 1.07.2012 до 31.08.2012 в размере 1224 руб. 79 коп./Гкал для иных потребителей и размере 1022 руб. 96 коп./Гкал для населения.
Приложением N 3 утвержден тариф на горячую воду с 1.09.2012 до 31.12.2012 в размере 1294 руб.13 коп./Гкал для иных потребителей и размере 1080 руб. 86 коп./Гкал для населения.
Считая, что указанное постановление принято с нарушением действующего законодательства, и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Частью 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В данном случае суд правомерно посчитал, что постановление комитета от 10.02.2012 года N 15 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Модуль" является нормативным актом.
Согласно ч. 1 ст. 192, ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, если полагают, что такой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его Федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии со ст. 37 Закона Республики Башкортостан от 11.07.1996 N 42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан" нормативные правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Башкортостан вступают в силу после прохождения ими государственной регистрации в уполномоченном республиканском органе исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов и последующего опубликования. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.10.2012 делу N А07-11454/2012 установлено, что постановление комитета от 10.02.2012 N 15 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Модуль" на государственную регистрацию не поступало, государственная регистрация названного постановления не осуществлялась.
Однако, исходя из положений ч. 3 ст. 15, ст. 46 Конституции Российской Федерации, разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в определении от 02.03.2006 N 58-О, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отсутствие регистрации оспариваемого нормативного акта, не свидетельствует об отсутствии нарушений прав таким актом и не является основанием для отказа в удовлетворении заявления общества.
Кроме того, судом было установлено, что временной срок, на который соответствующие тарифы были установлены, истек.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.07.2006 года N 182-О указал, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, суд не может ограничиться установлением лишь факта утраты юридической силы оспариваемого нормативного правового акта, но должен выяснить, были ли нарушены оспариваемым нормативным правовым актом права и свободы заявителя.
Таким образом, в целях выяснения фактов нарушения оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, суд обоснованно рассмотрел спор по существу.
Данная правовая позиция поддержана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.01.2010 N 12939/09.
Согласно ст. 1 Федерального Закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность).
В соответствии с положением абзаца 1 ст. 2 Федерального Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в поименованном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Статьей 4 Федерального Закона N 41-ФЗ (абзацы 3, 5, 8, 10) предусмотрено, что при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться, в частности, следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии установлены ст. 6 Федерального закона N 41-ФЗ.
Из содержания указанной статьи закона следует, что регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Постановлением Правительства Российской Федерации N 109 во исполнение указанной нормы утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы), а также Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что установление тарифов производится регулирующим органом путем рассмотрения дела об установлении тарифов.
Перечень документов и расчетных материалов, которые организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в соответствующий регулирующий орган, установлен п. 10, 11 Правил.
При направлении в регулирующий орган обосновывающих материалов для установления тарифов организация обязана представлять расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, оценку выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности (п. 10 Правил).
Согласно п. 16 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников, экспертное заключение приобщается к делу об установлении тарифов.
Содержание экспертного заключения установлено в п. 17 Правил.
В соответствии с положениями п. 18 Правил и п. 25 Регламента решение об установлении тарифов принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления, а не позднее чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что по ряду позиций расчеты комитета нельзя признать экономически обоснованными. В нарушение требований Правил и Основ ценообразования комитетом применена тарифная ставка для рабочих в размере 4449 руб., вместо установленной соглашением 5124 руб., а численность административно-управленческого персонала (директор, главный инженер, старший мастер котельной, главных бухгалтер, бухгалтер, экономист, инженер-энергетик, инспектор отдела кадров) уменьшена на 6 человек (применен коэффициент 0,25 ставки). Также отсутствует экономическое обоснование снижения расходов на общехозяйственные нужды в части расходов на канцелярские товары (не принята вся запрашиваемая сумма в 45 000 руб.), в нарушение п. 17, 22 Правил в заключении немотивированно исключение расходов на мероприятия по улучшению условий охраны труда, снижение расходов на связь, цеховые расходы, в том числе на регламентные работы.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные обществом требования и признал недействующим п. 1 постановления комитета от 10.02.2012 N 15 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Модуль".
Решение суда соответствует требованиям ст.195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, приведенные выше доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.01.2012 по делу N А07-15571/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Модуль" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положением абзаца 1 ст. 2 Федерального Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в поименованном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Статьей 4 Федерального Закона N 41-ФЗ (абзацы 3, 5, 8, 10) предусмотрено, что при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться, в частности, следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии установлены ст. 6 Федерального закона N 41-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 апреля 2013 г. N Ф09-1763/13 по делу N А07-15571/2012