Екатеринбург |
|
20 мая 2013 г. |
Дело N А07-21438/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Черкезова Е.О., Сухановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.02.2013 по делу N А07-21438/2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Республики Башкортостан, приняли участие представители:
Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - Иванов Б.В. (доверенность от 01.03.2013 N Д-39);
общества с ограниченной ответственностью "Магазин N 27 Октябрьского района г. Уфы" (далее - общество) - Тляумбетова И.А. (доверенность от 02.04.2012);
Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - Андреев Ю.В. (доверенность от 04.05.2012 N 7-4170/юр).
Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) - Андреев Ю.В. (доверенность от 21.01.2013 N 1/181-13).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании решения Совета городского округа город Уфа от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в редакции решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.10.2011 N 41/9 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" недействующим в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:020617:28, как не соответствующее ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрациия, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Решением суда от 21.02.2013 (судьи Архиереев Н.В., Айбасов Р.М., Насыров М.М.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемый нормативный правовой акт в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:020617:28 признан несоответствующим ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд".
В кассационной жалобе Совет городского округа г. Уфа Республики Башкортостан просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы отмечает, что оспариваемым нормативным правовым актом в действующей редакции земельный участок с кадастровым номером 02:55:020617:28 не зарезервирован. По мнению заявителя кассационной жалобы, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству.
В представленном отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических
лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, за исключением: изъятия земельных участков из оборота, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Подпунктом 13 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 70.1. Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 9 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной
инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Согласно п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии с п. 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на резервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Согласно п. 6 Положения к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
В силу п. 3 Положения решение о резервировании земель принимается в
соответствии со следующими документами: документами территориального планирования и решения об утверждении границ зон планируемого размещения
объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судом первой инстанции установлено, что общество является собственником недвижимого имущества - двухэтажного нежилого строения, торгового, литера А, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 167, корп. 1, с кадастровым номером объекта 02:401:32101:0000:273.
Вышеуказанное недвижимое имущество 09.03.1998. было приватизировано согласно плану приватизации Муниципального предприятия
"Магазин N 27" Октябрьского района г. Уфы, утвержденному Комитетом по управлению муниципальной собственностью г. Уфы от 04.08.1998 в результате преобразования в открытое акционерное общество "Магазин N 27 Октябрьского района г. Уфы" и передано согласно передаточному акту от 03.09.1998.
Впоследствии 01.08.2003, в связи с реорганизацией Муниципального предприятия "Магазин N 27" Октябрьского района г. Уфы в виде смены организационно-правовой формы, право собственности на данное нежилое строение перешло к обществу, согласно передаточному акту от 01.08.2003.
Право собственности общества на указанное недвижимое имущество подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 04 АА N 169015 от 14.07.2005.
Нежилое строение расположено на земельном участке, который был поставлен на кадастровый учет 22.07.2002 с кадастровым номером 02:55:020617:28, расположенном по адресу: г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 167, корп. 1.
В целях эксплуатации нежилого строения между администрацией и обществом заключен договор аренды земельного участка площадью 403 кв.м. от 09.07.2002 N 1501-2002, с разрешенным использованием: для эксплуатации магазина.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка его разрешенное использование - под многоквартирный жилой дом.
Общество 03.05.2012 обратилось к администрации с заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N 02:55:020617:28 и об изменении в паспорте категории разрешенного использования земельного участка на "для эксплуатации магазина". Заявление обосновано нахождением на истребуемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности.
Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа
город Уфа Республики Башкортостан письмом от 19.05.2012 N 11425 сообщило обществу, что предоставление испрашиваемого земельного участка в
собственность не представляется возможным ввиду его расположения в границах красных линий согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской
Федерации. По вопросу изменения разрешенного использования земельного участка ответ не был получен.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка вынесен незаконно, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании отказа незаконным, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.
В ходе судебного разбирательства по делу N А07-11840/2012 Главным
управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского
округа город Уфа Республики Башкортостан, была представлена информация,
согласно которой в соответствии с п. 2. решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 г. (в редакции от 13.10.2011) "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (опубликовано в газете "Вечерняя Уфа" от 29.12.2010 N 249 (11647) оспариваемый земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
В приложении N 2 к Решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2012 N 32/15 кадастровый номер испрашиваемого земельного участка содержится в разделе "Действующие красные линии, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур".
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе кадастровый паспорт, письмо Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 18.10.2012 N 7-10400/ИТО, суд выявил, что земельный участок не относится к категории земель, отчуждение которых запрещено; земельный участок не расположен на территории общего пользования в границах красных линий, в пределах береговой полосы и на территории городских лесов.
Установив, что ограничений в отношении спорного земельного участка не имеется, суд пришёл к выводу об отсутствии у Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан правовых основания для резервирования спорного земельного участка для муниципальных нужд.
С учетом изложенного суд заключил, что оспариваемый нормативный правовой акт в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:020617:28 не соответствует ст. 70.1 Земельного Кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд".
При этом суд правомерно отклонил ссылку Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан о том, что в редакции решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.10.2012 N 10/12 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" земельный участок с кадастровым номером 02:55:020617:28 уже не являлся зарезервированным.
Поскольку на момент принятия оспариваемого решения в редакции от 13.10.2011 в части резервирования спорного земельного участка данное решение противоречило действующему законодательству и нарушало права и законные интересы общества, препятствуя в приобретении участка, тот факт что впоследствии указанное препятствие было устранено, не влияет на вывод о незаконности нормативного акта в оспариваемой части в редакции, действовавшей на дату обращения общества к администрации с заявлением от 03.05.2012.
При таких обстоятельствах заявленные требования общества о признании оспариваемого нормативного правового акта в части несоответствующим ст. 70.1 Земельного Кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" удовлетворены судом правомерно.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объёме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.02.2013 по делу N А07-21438/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А.Поротникова |
Судьи |
Е.О.Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что ограничений в отношении спорного земельного участка не имеется, суд пришёл к выводу об отсутствии у Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан правовых основания для резервирования спорного земельного участка для муниципальных нужд.
С учетом изложенного суд заключил, что оспариваемый нормативный правовой акт в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:020617:28 не соответствует ст. 70.1 Земельного Кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд".
...
Поскольку на момент принятия оспариваемого решения в редакции от 13.10.2011 в части резервирования спорного земельного участка данное решение противоречило действующему законодательству и нарушало права и законные интересы общества, препятствуя в приобретении участка, тот факт что впоследствии указанное препятствие было устранено, не влияет на вывод о незаконности нормативного акта в оспариваемой части в редакции, действовавшей на дату обращения общества к администрации с заявлением от 03.05.2012.
При таких обстоятельствах заявленные требования общества о признании оспариваемого нормативного правового акта в части несоответствующим ст. 70.1 Земельного Кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" удовлетворены судом правомерно."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2013 г. N Ф09-3418/13 по делу N А07-21438/2012