Екатеринбург |
|
23 мая 2013 г. |
Дело N А07-9720/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Лазарева С.В., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - территориальное управление) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 по делу N А07-9720/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путём направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации муниципального района Уфимский район (далее - администрация) - Байбулатов И.Р. (доверенность от 01.02.2013 N 578);
территориального управления - Александрова О.П. (доверенность от 26.12.2012 N 614-д), Жданов И.А. (доверенность от 23.01.2013 N 42).
Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к администрации о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 19 276 629 кв. м с кадастровым номером 02:47:000000:1969, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, юго-западная часть Уфимского района, федеральное государственное унитарное предприятие "Уфимский конный завод N 119" (с учетом уточнения ответчиков).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Уфимский конный завод N 119" (далее - общество "Уфимский конный завод N 119"), Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра), администрация сельского поселения Ольховский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан (далее - администрация поселения).
Решением суда от 13.11.2012 (судья Насыров А.А.) исковые требования удовлетворены. Признано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:1969, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, юго-западная часть Уфимского района, федеральное государственное унитарное предприятие "Уфимский конный завод N 119" (далее - предприятие "Уфимский конный завод N 119").
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 (судьи Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю., Ермолаева Л.П.) решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе территориальное управление просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, 18, 59 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1), несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Территориальное управление полагает, что спорный земельный участок в силу прямого указания закона относится к федеральной собственности, поскольку он с 1992 года находился в пользовании федерального государственного унитарного предприятия, являющегося государственным конным заводом, на участке расположены объекты недвижимости, находившиеся до его приватизации в федеральной собственности и принадлежащие в настоящее время обществу, единственным акционером которого является Российская Федерация. По мнению заявителя, судами не исследованы значимые для дела обстоятельства, касающиеся приватизации государственного предприятия, передачи созданному в порядке приватизации лицу спорного участка, изменение характеристик земельного участка. Заявитель не согласен с выводом апелляционного суда об избрании им ненадлежащего способа защиты права, считает, что земельный участок находился и находится во владении на вещном праве приватизированного государственного предприятия. Кроме того, заявитель указывает, что в 2005 году было зарегистрировано право федеральной собственности на земельный участок общей площадью 22 230 000 кв. м с кадастровым номером 02:47:000000:33, из которого образован спорный земельный участок.
В отзыве на кассационную жалобы общество "Уфимский конный завод N 119" поддерживает доводы территориального управления, считает, что спорный земельный участок в силу прямого указания закона относится к федеральной собственности.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением главы администрации от 03.08.1992 N 291-2 в постоянное пользование колхозов и госхозов закреплены земельные угодия согласно приложению.
В приложении к данному постановлении указано на предоставление Конезаводу N 119 земельного участка общей площадью 2 520 га.
Из экспликации земель предприятия "Уфимский конный завод N 119" усматривается, что данному предприятию принадлежит 2223 га земель. Основание: постановление главы администрации от 25.12.2002 N 1866 "Об утверждении отчета о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодиям и пользователям за 2002 год".
Согласно кадастровому плану земельного участка от 28.02.2003 N 247/03-232 земельный участок с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0033, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, юго-западная часть Уфимского района, предприятие "Уфимский конный завод N 119", имеет разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь участка составляет 22 230 000 кв. м.
В кадастровом паспорте земельного участка от 25.05.2011 N 02/11/1-130865 указано, что земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:1969 расположен по адресу: Республика Башкортостан, юго-западная часть Уфимского района, предприятие "Уфимский конный завод N 119", предыдущий номер: 02:47:000000:370, площадь 19 276 629 кв. м.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в 2005 году зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 22 230 000 кв. м с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0033, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, юго-западная часть Уфимского района, предприятие "Уфимский конный завод N 119".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.11.2006 по делу N А07-13308/06-А-ГНГ по иску администрации сельского поселения к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан запись о названной государственной регистрации права федеральной собственности исключена из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ввиду отсутствия межевания земельного участка, в кадастровом плане земельного участка не содержалось точного описания границ земельного участка, площадь была указана ориентировочно, и в ориентировочные границы были включены земли других землепользователей - земли коллективных садов, земли муниципального образования Ольховский сельсовет.
На основании государственного контракта от 20.06.2010 N 3, заключенного между территориальным и федеральным государственным унитарным предприятием "Уральское топографо-маркшейдерское предприятие "Уралмаркшейдерия", выполнены межевые и кадастровые работы на земельных участках общества "Уфимский конный завод N 119", в результате которых уточнены границы единого землепользования с кадастровым номером 02:47:000000:370.
При рассмотрении дела N А07-13308/06-А-ГНГ установлено, имеющимися в деле доказательствами подтверждается и участвующими в деле лицами не оспаривается, что общество "Уфимский конный завод N 119" создано в результате приватизации предприятия "Уфимский конный завод N 119" на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 N 1155-р, является его правопреемником, учредитель - Российская Федерация в лице территориального управления.
Территориальное управление 15.07.2011 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:1969, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, юго-западная часть Уфимского района, предприятие "Уфимский конный завод N 119".
Управлением Росреестра отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Судебными актами по делу N А07-4907/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан отказано в удовлетворении заявления территориального управления о признании незаконным отказа Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:1969. Данными судебными актами установлено отсутствие оснований для государственной регистрации права федеральной собственности на указанный земельный участок, поскольку из представленного на государственную регистрацию документа невозможно с достоверностью установить идентичность земельного участка, указанного в этом документе и земельного участка, заявленного на государственную регистрацию.
Постановлением администрации от 17.07.2009 N 1288 прекращено право бессрочного пользования общества "Уфимский конный завод N 119" на земельный участок площадью 2224 га.
Пунктом 2 данного постановления земельный участок площадью 22 227 639 кв. м с кадастровым номером 02:47:000000:370 предоставлен обществу "Уфимский конный завод N 119" для сельскохозяйственного производства на праве аренды сроком на 10 лет.
На основании названного постановления между администрацией (арендодатель) и обществом "Уфимский конный завод N 119" в отношении спорного земельного участка заключен договор аренды от 17.09.2009 N 746-ОЛ.
Территориальное управление, ссылаясь на то, что на спорном земельном участке располагаются объекты недвижимости, принадлежавшие Российской Федерации и в настоящее время принадлежащие в результате приватизации государственного имущества обществу "Уфимский конный завод N 119", этот участок был предоставлен предприятию "Уфимский конный завод N 119", в связи с чем полагая, что земельный участок площадью 19 276 629 кв. м с кадастровым номером 02:47:000000:1969 в силу прямого указания закона (Вводного закона, постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1) является федеральной собственностью, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок в силу абз. 2 п. 1 ст. 3.1 Вводного закона является федеральной собственностью.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что положения ст. 3.1 Вводного закона и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 регулируют внесудебный порядок возникновения права собственности и не требуют его подтверждения в суде. Апелляционный суд также пришел к выводу об отсутствии в деле доказательств, подтверждающих возникновение у общества "Уфимский конный завод N 119" и его правопреемника права постоянного (бессрочного) пользования, а Российской Федерации права собственности в отношении спорного земельного участка, так как постановление администрации от 03.08.1992 N 291-2 не является основанием возникновения права. Кроме того, судом апелляционной инстанции сделан вывод об избрании территориальным управлением ненадлежащего способа защиты права.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы апелляционного суда являются ошибочными.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав в силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется, в частности путем признания права.
Как разъяснено в п. 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. При этом признание права собственности на имущество, которое не находится в непосредственном владении истца, возможно исключительно путем предъявления иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения. При рассмотрении виндикационного иска обеспечивается возможность установления добросовестности приобретения имущества и его надлежащего собственника, соединение права и фактического владения, а также защита владельца правилами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов, а также стабильность гражданского оборота.
Согласно разъяснениям, данным в п. 59 названного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Как следует из материалов дела, территориальное управление в качестве основания возникновения права федеральной собственности на спорный земельный участок ссылается на п. 7 разд. 4 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, п. 1 ст. 3.1 Вводного закона, постановление администрации от 03.08.1992 N 291-2 о предоставлении земельного участка предприятию "Уфимский конный завод N 119".
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основные принципы земельного законодательства, одним из которых является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В целях развития этого принципа принят ряд конкретных законоположений, ограничивающих допустимость раздельного оборота земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости, а также обеспечивающих соединение прав на эти объекты за одним собственником (ст. 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации). Указанные нормы направлены, в том числе на создание собственникам недвижимости условий нормального владения и пользования своими объектами недвижимости (правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 24.05.2011 N 148/11).
На основании ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу абз. 3 п. 1 ст. 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
В соответствии с п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В п. 7 разд. 4 приложения N 1 к названному постановлению указано, что к объектам федеральной собственности относятся, в частности, государственные племенные и конные заводы и совхозы.
Как следует из имеющихся в деле доказательств и установлено судом первой инстанции, спорный земельный участок с 1992 года занимает общество "Уфимский конный завод N 119", являвшееся конным заводом и относившееся к государственным унитарным предприятиям, созданным федеральным органом государственной власти.
С учетом этого судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что предоставленный постановлением администрации от 03.08.1992 N 291-2 предприятию "Уфимский конный завод N 119" земельный участок в силу приведенных норм права относится к федеральной собственности.
Делая вывод о том, что приведенные нормы права регулируют внесудебный порядок возникновения права и возникшее в таком случае право не требует подтверждения в суде, апелляционный суд не учел правовую природу заявленного иска и то, что положения законодательства о разграничении государственной собственности являются основаниями возникновения права.
Между тем иском о признании права собственности является требование об установлении (подтверждении) судом принадлежности истцу права собственности на спорное имущество в целях, в том числе, устранения правовой неопределенности в отношении индивидуально-определенных характеристик спорного имущества и права собственности на него.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, свидетельствующие об отнесении предоставленного постановлением администрации от 03.08.1992 N 291-2 земельного участка к федеральной собственности, наличие отказа в государственной регистрации этого права на основании указанного постановления и факт распоряжения эти участком органа местного самоуправления (администрацией), в отношении спорного участка существует правовая неопределенность, в связи с чем обращение территориального управления в суд с иском о признании права федеральной собственности на земельный участок имеет целью восстановление нарушенного права.
Вывод апелляционного суда о том, что постановление администрации от 03.08.1992 N 291-2 не является документом-основанием возникновения права, что установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А07-4907/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан также нельзя признать правильным. При рассмотрении указанного дела судами проверялась законность отказа Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:1969 и установлено лишь отсутствие оснований для государственной регистрации этого права ввиду невозможности с достоверностью установить из представленного на государственную регистрацию постановления администрации от 03.08.1992 N 291-2 идентичность земельного участка, указанного в нем и земельного участка, заявленного на государственную регистрацию.
Таким образом, выводы апелляционного суда об отсутствии оснований для возникновения права федеральной собственности на спорный земельный участок не соответствуют положениям действующего законодательства, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Вместе с тем решение суда первой инстанции также нельзя признать законным.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации от 03.08.1992 N 291-2 в постоянное пользование, в том числе предприятию "Уфимский конный завод N 119" предоставлен земельный участок общей площадью 2 520 га.
Согласно кадастровому плану земельного участка от 28.02.2003 N 247/03-232 земельный участок с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0033, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, юго-западная часть Уфимского района, предприятие "Уфимский конный завод N 119", имеет разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь участка составляет 22 230 000 кв. м.
После проведения межевания в кадастровом паспорте земельного участка от 25.05.2011 N 02/11/1-130865 указано, что земельный участок, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, юго-западная часть Уфимского района, предприятие "Уфимский конный завод N 119", имеет кадастровый номер
Документов, позволяющих установить образование земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:1969 площадью 19 276 629 кв. м. из земельного участка общей площадью 2 520 га, в деле не имеется.
Правовая оценка различиям в площади земельного участка, указанной в правоустанавливающем документе (постановлении главы администрации от 03.08.1992 N 291-2), и земельного участка, в отношении которого заявлены исковые требования, судом первой инстанции не дана.
Обстоятельства, свидетельствующие об идентичности земельного участка, предоставленного предприятию "Уфимский конный завод N 119" в 1992 году и земельного участка, образованного после межевания, судом первой инстанции не исследовались и не устанавливались.
Между тем данные обстоятельства имеют существенное значение для дела.
С учетом изложенного, поскольку судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства установлены не в полном объеме, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение (п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, и разрешить спор в соответствии с положениями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.11.2012 по делу N А07-9720/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основные принципы земельного законодательства, одним из которых является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В целях развития этого принципа принят ряд конкретных законоположений, ограничивающих допустимость раздельного оборота земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости, а также обеспечивающих соединение прав на эти объекты за одним собственником (ст. 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации). Указанные нормы направлены, в том числе на создание собственникам недвижимости условий нормального владения и пользования своими объектами недвижимости (правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 24.05.2011 N 148/11).
На основании ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 мая 2013 г. N Ф09-3319/13 по делу N А07-9720/2012