Екатеринбург |
|
27 мая 2013 г. |
Дело N А34-3250/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Анненковой Г. В., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курганской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Курганской области от 23.10.2012 по делу NА34-3250/2012 и постановление Восемнадцатого апелляционного арбитражного апелляционного суда от по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Просеков И.В. (доверенность от 10.01.2013 N 5).
Администрация Каргопольского района Курганской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 22.06.2012 N 14 о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб. за отказ представления в налоговый орган сведений о наличии брачных отношений между физическими лицами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен отдел ЗАГС администрации Каргопольского района Курганской области.
Решением суда от 23.10.2012 (судья Петрова И.Г.) заявление удовлетворено. Оспариваемое решение инспекции признано недействительным.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 (судьи Кузнецов Ю.А., Иванова Н.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Налоговый орган указывает, что имеет соответствующие полномочия по истребованию любой информации в порядке ст. 93.1 НК РФ, а возможность предоставления сведений о брачных отношениях предусмотрена Федеральным законом от 27.06.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ).
Инспекция ссылается на то, что Законом N 152-ФЗ не ограничен перечень лиц, имеющих право получать сведения об актах гражданского состояния, а НК РФ предоставлено налоговым органам право получения конфиденциальной информации, в том числе о наличии брачных отношений между физическими лицами, если она имеет отношение к деятельности налогоплательщика. Полученная информация составляет налоговую тайну, не подлежащую разглашению инспекцией.
Налоговый орган полагает, что отказ администрации приводит к невозможности осуществления мероприятий налогового контроля, в том числе по установлению взаимозависимости физических лиц при осуществлении хозяйственных операций. Отсутствие в п. 3 ст. 85 НК РФ обязанности регистрирующего органа предоставить информацию об актах гражданского состояния, не исключает возможности предоставить такую информацию в рамках ст. 93.1 НК РФ при проведении налоговой проверки.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем Иониной И.Д. уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 года.
В ходе проверки в администрацию в соответствии со ст. 93.1 НК РФ инспекцией направлено требование от 18.04.2012 N 08-16/176 о предоставлении информации: состоят ли в брачных отношениях Ионина И.Д. и Ионин А.И. В письме от 17.05.2012 N 914 администрация отказала налоговому органу в предоставлении сведений, сославшись на конфиденциальность информации.
Инспекций составлен акт от 01.06.2012 N 14 и 22.06.2012 вынесено решение N 14 о привлечении администрации к налоговой ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области от 24.09.2012 N 278 решение инспекции утверждено.
Полагая незаконным привлечение администрации к указанной налоговой ответственности, она обратилась в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для вынесения оспариваемого ненормативного правового акта налогового органа.
Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).
Ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, установлена п. 1 ст. 129.1 НК РФ
Таким образом, привлечению к рассматриваемой ответственности подлежит лицо, на которое возложена обязанность представлять налоговому органу сведения, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.
Соответственно, при решении вопроса о привлечении такого лица к ответственности за непредставление истребованной информации необходимо исходить из существа запрошенных сведений и их относимости к деятельности налогоплательщика.
Как видно из материалов дела, инспекцией была запрошена информация о наличии брачных отношений между проверяемым налогоплательщиком и его контрагентом.
Между тем данная информация не касается деятельности проверяемого лица как налогоплательщика, что исключает обязанность органов ЗАГС предоставлять ее по запросу налогового органа, производимому в порядке п. 1 ст. 93.1 НК РФ.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях администрации состава вменяемого ему правонарушения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 23.10.2012 по делу N А34-3250/2012 и постановление Восемнадцатого апелляционного арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А.Кравцова |
Судьи |
Г.В.Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Инспекций составлен акт от 01.06.2012 N 14 и 22.06.2012 вынесено решение N 14 о привлечении администрации к налоговой ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.
...
Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).
Ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, установлена п. 1 ст. 129.1 НК РФ
...
Как видно из материалов дела, инспекцией была запрошена информация о наличии брачных отношений между проверяемым налогоплательщиком и его контрагентом.
Между тем данная информация не касается деятельности проверяемого лица как налогоплательщика, что исключает обязанность органов ЗАГС предоставлять ее по запросу налогового органа, производимому в порядке п. 1 ст. 93.1 НК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 мая 2013 г. N Ф09-3993/13 по делу N А34-3250/2012
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3993/13
28.01.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12857/12
23.10.2012 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-3250/12
24.08.2012 Определение Арбитражного суда Курганской области N А34-3250/12