Екатеринбург |
|
27 мая 2013 г. |
Дело N А34-2730/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Василенко С. Н., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пассажирские перевозки" (далее - общество) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 по делу N А34-2730/2012 Арбитражного суда Курганской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Пассажирские перевозки" - Шабалина Е.Н. (доверенность от 01.02.2013), Смеркис А.И. (доверенность от 05.04.2013);
некоммерческого партнерства "Пассажирские перевозки" (далее - некоммерческое партнерство) - Курбатов О.П. (доверенность от 20.06.2012);
Администрации Кетовского района Курганской области (далее - администрация) - Телегин А.Н. (доверенность от 16.05.2013).
Общество "Пассажирские перевозки" обратилось в арбитражный суд с иском к администрации, некоммерческому партнерству о признании недействительным открытого конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения Кетовского района, проведенного администрацией, извещение о проведении которого опубликовано в Кетовской районной газете "Собеседник" от 03.04.2012 N 25, а также о признании недействительным договора от 07.06.2012, заключенного ответчиками по результатам данного конкурса (с учетом уточнения исковых требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 04.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Компания Заурал-Такси-Лайн" (далее - общество "Компания Заурал-Такси-Лайн"), Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - управление).
Кроме того, в рамках отдельного судопроизводства (дело N А34-2724/2012) общество "Компания Заурал-такси-лайн" обратилось в арбитражный суд с иском к администрации и некоммерческому партнерству о признании недействительными результатов открытого конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения по лоту N 2: маршрут N 215 "Курган АВ - п.Светлые поляны", N 209 "Курган АВ - Каширино", N 210 "Курган АВ - Каширино ч/з Патронная", N 211 "Курган АВ - Росная", N 139 "Курган АВ - Иковка", N 267 "Курган АВ - Новое Лушниково", N 114 "Курган АВ - п.Лесной", N 266 "Курган АВ - Грачево (ч/з Залесовский, Колташево)", а также о признании недействительным договора от 07.06.2012, заключенного ответчиками по результатам данного конкурса (с учетом уточнения исковых требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 18.06.2012 по делу N А34-2724/2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: индивидуальный предприниматель Невструев Олег Николаевич, некоммерческое партнерство, общество "Пассажирские перевозки".
Определением суда от 30.07.2012 дела N А34-2724/2012 и N А34-2730/2012 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен N А34-2730/2012.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 08.11.2012 производство по делу в части исковых требований ООО "Компания Заурал-такси-лайн" прекращено по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 15.11.2012 (судья Радаева О.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 (судьи Фотина О.Б., Баканов В.В., Ширяева Е.В.) решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Пассажирские перевозки" просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что коммерческим партнерством представлены документы, не соответствующие требованиям Положения о проведении конкурса и конкурсной документации, а также на неправильное начисление комиссией баллов указанному лицу.
Законом Курганской области от 03.03.2009 N 441 "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования Кетовского района Курганской области полномочиями органов государственной власти Курганской области по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное сообщение)" органы местного самоуправления муниципального образования Кетовского района Курганской области наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное сообщение).
Пунктом 1 статьи 3 указанного закона предусмотрено право органов местного самоуправления на принятие муниципальных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий Курганской области на основании и во исполнение положений, установленных настоящим законом.
Постановлением Администрации Кетовского района от 01.07.2011 N 1342 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное сообщение) в пределах территории муниципальных образований Кетовского района и города Кургана Курганской области" утверждены Положение о порядке формирования сети маршрутов пригородного сообщения, проходящих по территории муниципальных образований Кетовского района и города Кургана Курганской области (пригородное сообщение), Положение о проведении конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения.
В последующем постановлением Администрации Кетовского района от 24.08.2011 N 1881 Положение о проведении конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения изложено в новой редакции.
Первым заместителем главы администрации 23.03.2012 утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения Кетовского района (далее - конкурсная документация).
Согласно конкурсной документации для проведения конкурса сформированы три лота, включающие перечень маршрутов.
В общественно-политической газете Кетовского района "Собеседник" 03.04.2012, выпуск N 25 (9610) опубликовано информационное сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам пригородного сообщения Кетовского района. Информация об условиях проведения конкурса также размещена на официальном сайте Администрации Кетовского района www.ketovoadm.Narod.ru.
В информационном сообщении о проведении открытого конкурса указано, что оценка участников конкурса состоится 14.05.2012. Заявки принимаются с 04 апреля 2012 года до 10 ч 00 мин. 10 мая 2012 года.
Заседание конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе состоялось 18.05.2011 (протокол от 18.05.2012). По лоту N 2 подано 4 заявки: индивидуального предпринимателя Невструева О.Н., некоммерческого партнерства, обществ "Компания Заурал-такси-лайн" и "Пассажирские перевозки".
Согласно протоколу рассмотрения комиссией заявок на участие в конкурсе от 31.05.2011 все заявители признаны участниками конкурса по лоту N 2.
Согласно приложению N 1 к протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения от 31.05.2012 конкурсная комиссия решила признать победителем данного конкурса некоммерческое партнерство и заключить договор об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения на 5 лет (610 баллов).
Администрацией с победителем конкурса заключен договор от 07.06.2012 об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения.
Истец обратился в управление с жалобой на действия конкурсной комиссии, указывая на необоснованное определение победителя в оспариваемом конкурсе.
Решением управления от 22.06.2012 установлено, что конкурсной комиссией администрации нарушен порядок подсчета баллов, однако на определение победителя конкурса это не повлияло. Жалоба общества "Пассажирские перевозки" признана необоснованной.
Ссылаясь на то, что при подведении итогов конкурсной комиссией неверно оценены заявки участников открытого конкурса, необоснованно определено количество баллов участников, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что конкурсной комиссией допущены нарушения при определении количества баллов участников конкурса, что привело к неправильному определению победителя торгов и нарушению прав истца на заключение с ним договора об организации регулярных перевозок по итогам проведенного конкурса.
Отменяя решение суда первой инстанции и, отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что оценка представленных заявок - исключительная прерогатива конкурсной комиссии, и, учитывая отсутствие иных нарушения процедуры проведения торгов, признала отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Между тем, апелляционным судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Согласно пункту 1.2 Положения о проведении конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения конкурс на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения проводится с целью отбора юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих наиболее безопасные и качественные условия перевозки пассажиров транспортом общего пользования.
Конкурс проводится в два этапа, каждый из которых проводится в заранее назначенный день (пункт 3.6 Положения).
Первый этап конкурса - вскрытие конвертов. Комиссия проверяет наличие (достаточность) представленных документов и принимает решение о соответствии (не соответствии) юридического лица (индивидуального предпринимателя) требованиям, предъявляемым к участнику конкурса, заявке га участие в конкурсе и документам, указанным в пунктах 3.2 и 3.3 настоящего Положения (пункты 3.7, 3.7.2 Положения).
Согласно пунктам 3.8, 3.8.1 Положения на втором этапе конкурса комиссия оценивает участника конкурса по критериям оценочной таблицы согласно приложения N 1 к настоящему Положению путем ее заполнения на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в конкурсе и приложенным к ней документов, представленными участниками конкурса, и определяет победителя конкурса по каждому лоту.
Пунктом 3.8.2 Положения предусмотрено, что по каждому пункту критерия оценки выставляется определенное количество баллов, предусмотренное по данному критерию или полученное расчетным путем, исходя из представленных участниками конкурса сведений. Итоговое количество баллов по всем показателям определяется суммированием баллов по критериям оценки.
Участнику конкурса, набравшему наибольшее количество баллов, присваивается первый номер. Участник конкурса, которому присвоен первый номер, признается победителем конкурса по определенному лоту и получает право заключить договор об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения (пункты 3.8.3, 3.8.4 Положения).
В информационном сообщении о проведении конкурса, опубликованном в газете "Собеседник", и разделе 3 Конкурсной документации перечислены следующие документы, представляемые для участия в конкурсе:
а) заявка. К заявке прикладываются заверенные подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и печатью организации копии: свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя); учредительные документы юридического лица (паспорта индивидуального предпринимателя); документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица (индивидуального предпринимателя); лицензии на право осуществления перевозки пассажиров;
б) справка юридического лица (индивидуального предпринимателя) о регулярности движения транспортных средств за прошедший и текущий год (при наличии собственной службы по контролю за движением (диспетчерской службы) или справка организации, с которой у юридического лица (индивидуального предпринимателя) заключен договор на данные услуги (приложение N 4);
в) справка из Управления государственного автодорожного надзора о соблюдении юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) условий лицензирования за прошедшие три года (приложение N 5);
г) справка из Государственной инспекции безопасности дорожного движения о наличии у юридического лица (индивидуального предпринимателя) административных правонарушений, касающихся безопасности дорожного движения, в том числе наличие или отсутствие дорожно-транспотрных происшествий за последние 12 месяцев (приложение N 6);
д) сведения юридического лица (индивидуального предпринимателя) об оснащенности средствами контроля за движением транспортных средств (системой ГЛОНАСС/GPRS) на маршруте, либо копия договора с организацией на оказание данных услуг (приложение N 7);
е) сведения о количестве у юридического лица (индивидуального предпринимателя) транспортных средств, необходимых для осуществления пассажирских перевозок по каждому заявленному лоту (с учетом резерва транспортных средств) (приложение N 8);
ж) документы, подтверждающие социальную ориентированность предприятия или справка предприятия об их отсутствии (приложение N 9);
з) документы, подтверждающие осуществление перевозчиком благотворительной деятельности по перевозке пассажиров или справка предприятия об их отсутствии (приложение N 10);
и) сведения о продолжительности деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) в качестве перевозчика пассажиров (приложение N 11).
В соответствии с разделом 9 конкурсной документации для определения победителя конкурса комиссия проводит изучение, сравнительный анализ и оценку представленных участниками документов. Комиссия ведет протокол рассмотрения заявок, обязательным приложением к которому являются заполненные по каждому участнику конкурса и лоту оценочные таблицы (приложение N 2). Участникам конкурса присваиваются номера в зависимости от набранного ими итогового количества баллов. Определение победителя конкурса проводится на итоговом заседании комиссии по количеству набранных баллов участником конкурса.
Согласно оценочной таблице, являющейся приложением N 2 к конкурсной документации, определены следующие критерии оценки заявок участников конкурса: 1) соблюдение организацией (индивидуальным предпринимателем) условий лицензирования; 2) соблюдение правил дорожного движения водителями организации (индивидуального предпринимателя); 3) дорожно-транспортные происшествия по вине водителей организации (индивидуального предпринимателя); 4) наличие у организации (индивидуального предпринимателя) транспортных средств, необходимых для организации пассажирский перевозок по заявленным лотам с учетом резерва подвижного состава; 5) оснащенность организации (индивидуального предпринимателя) средствами (системой) за движением транспортных средств на маршруте либо заключенного договора на оказание данных услуг; 6) регулярность движения транспортных средств; 7) социально-ориентированная деятельность участников конкурса; 8) осуществление благотворительной деятельности участником конкурса; 9) продолжительность деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве перевозчика пассажиров.
Подсчет баллов исходя из вышеприведенных норм права является одной из стадий проведения конкурсного аукциона, на которой определяется победитель, с которым будет заключен договор.
При заявлении соответствующего требования суд обязан проверить правильность начисления конкурсной комиссией баллов.
Судом первой инстанции установлен на основании материалов дела факт неправильного начисления конкурсной комиссией баллов участникам конкурса и сделан вывод о неправильном определении победителя.
Вывод апелляционного суда, о том, что у суда не имелось оснований для иной оценки заявок участников конкурса, поскольку их оценка является исключительной прерогативой конкурсной комиссии ввиду отсутствия нарушений правил проведения торгов основан на неправильном толковании норм материального права. При ином подходе конкурсная комиссия имеет возможность произвольно определять победителя, что нивелирует задачи и цели проведения торгов.
Однако в нарушение процессуальных норм, апелляционным судом не дана оценка данному выводу суда первой инстанции, не высказано суждение является ли он правильным или ошибочным. Отказ в иске мотивирован ссылкой на то, что оценка представленных заявок является исключительной прерогативой конкурсной комиссии.
Поскольку при вынесении постановления апелляционным судом не оценены имеющие значение для правильного разрешения данного спора обстоятельства, обжалуемое постановление данного суда подлежит отмене в силу п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный апелляционный суд.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 по делу N А34-2730/2012 Арбитражного суда Курганской области отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 мая 2013 г. N Ф09-4325/13 по делу N А34-2730/2012
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6291/13
27.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4325/13
14.02.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13971/12
15.11.2012 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-2730/12
30.07.2012 Определение Арбитражного суда Курганской области N А34-2730/12
09.06.2012 Определение Арбитражного суда Курганской области N А34-2730/12