Екатеринбург |
|
28 мая 2013 г. |
Дело N А50-17884/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Лазарева С.В., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Город Пермь" в лице Департамента финансов администрации города Перми (ИНН 5902290610, ОГРН 1025900523406; далее - департамент финансов) на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.12.2012 по делу N А50-17884/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Индивидуальный предприниматель Коротаева Александра Александровна (ИНН 590502103610, ОГРН 304590535100205) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к муниципальному образованию "Город Пермь" в лице департамента финансов о взыскании 4 530 320 руб. 40 коп. убытков, возникших в результате предоставления в 2009 году льгот по перевозке пассажиров по льготным проездным документам.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спор, привлечены муниципальное бюджетное учреждение "Городское управление транспорта", Департамент дорог и транспорта администрации города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.12.2012 (судья Дубов А.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 (судьи Полевщикова С.Н., Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент финансов просит обжалуемые судебные акты отменить, прекратить производство по делу, ссылаясь на нарушение судами ст. 15, 125, п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 6, 21, 78, 86, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Заявитель полагает, что исполнил свои обязательства в части оказания финансовой помощи на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории г. Перми. По его мнению, судами не учтен факт получения истцом из местного бюджета компенсации убытков на основании постановления администрации г. Перми от 27.03.2009 N 162 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счёт средств бюджета города Перми перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров на поселенческих маршрутах городского сообщения" (далее - постановление администрации г. Перми от 27.03.2009 N 162). Заявитель считает, что надлежащим представителем ответчика (муниципального образования "Город Пермь") должен выступать Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми как главный распорядитель средств бюджета г. Перми в части полномочий по расчетам с перевозчиками. Кроме того, заявитель отмечает, что представленный истцом расчет убытков не подтверждает его реальный ущерб.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Коротаева А.А. возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами, в 2009 году истец осуществлял пассажирские перевозки, в том числе перевозку льготных категорий пассажиров на основании договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения г. Перми от 01.04.2006 N 95-06, заключенного между муниципальным комитетом по транспорту администрации г. Перми (организатор пассажирских перевозок, впоследствии муниципальный комитет по транспорту администрации г. Перми переименован в Департамент дорог и транспорта администрации города Перми) и истцом (перевозчик).
Согласно указанному договору перевозчик обязуется осуществлять перевозку льготных категорий пассажиров и пассажиров, имеющих социальные проездные документы и проездные документы студентов (учащихся), в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, Пермской области, нормативными правовыми актами города Перми (п. 3.1.9 договора).
Стороны предусмотрели, что выпадающие доходы перевозчика от перевозки пассажиров с использованием социальных проездных документов и проездных билетов студентов (учащихся) подлежат компенсации за счет средств, выделенных на эти цели бюджетами всех уровней, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пермской области, нормативно-правовыми актами г. Перми. Компенсация перевозчику убытков и выпадающих доходов, связанных с перевозкой пассажиров на городских маршрутах регулярного сообщения, из бюджета г. Перми осуществляется в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами (п. 6.3, 6.4 договора).
Льготные проездные документы реализовывало муниципальное учреждение "Городское управление пассажирского транспорта". Вырученные средства распределялись среди перевозчиков пропорционально доле каждого перевозчика в выручке от реализации льготных проездных билетов согласно Методике распределения доходов от перевозки пассажиров в городском пассажирском транспорте, разработанной комитетом по промышленной политике и транспорту администрации г. Перми.
Согласно данным исследования пассажиропотока в 2009 году количество поездок пассажиров, предъявляющих льготные проездные документы, в месяц значительно превысило расчетное количество поездок, включенное в стоимость льготного проездного документа.
Ссылаясь на то, что каких-либо выплат в качестве компенсации выпадающих доходов, понесенных обществом в связи с перевозкой пассажиров по льготным проездным билетам, получено не было, предприниматель Коротаева А.А. обратилась в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В соответствии со ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. От имени соответствующей казны выступают финансовые органы.
В силу п. 1 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
С целью установления мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления Пермской городской Думой введены льготы по провозной плате для отдельных категорий граждан.
В силу п. 2 Порядка формирования тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом на поселенческих и межмуниципальных маршрутах городского и пригородного сообщения, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.12.2008 N 418 (в редакции решения Пермской городской Думы от 27.01.2009 N 4) к отдельным категориям населения, для которых установлен особый порядок оплаты проезда на маршрутах городского сообщения (за исключением перевозок в режиме маршрутного такси) с использованием проездного документа отнесены студенты, учащиеся, пенсионеры.
Постановлением администрации города Перми от 27.01.2009 N 26 утвержден порядок оформления, реализации проездных документов для отдельных категорий пассажиров на маршрутах городского сообщения (автобус, трамвай, троллейбус) в городе Перми и проезда с использованием проездных билетов.
Согласно указанному постановлению студентам, учащимся и пенсионерам предоставляется право проезда без дополнительной оплаты на маршрутах городского сообщения.
На период до 01.02.2009 года стоимость проездных билетов для студентов и учащихся была установлена приказом комитета по транспорту администрации г. Перми от 19.12.2007 N 130 и составляла 460 руб.
С 01.02.2009 стоимость проездных билетов для студентов и учащихся составляла 550 руб., для пенсионеров 435 руб. (постановление администрации г. Перми от 27.01.2009 N 25).
С 01.12.2009 для студентов, учащихся и пенсионеров стоимость льготных проездных билетов составила 610 руб. (постановление администрации г. Перми от 18.11.2009 N 876 "Об установлении стоимости проездных документов для отдельных категорий пассажиров").
Решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 3 администрации города Перми предложено разработать и направить в Пермскую городскую Думу до 01.07.2008 механизм замены льготных проездных билетов для студентов, учащихся адресной помощью (п. 2.7).
Однако такого механизма администрацией города Перми не было разработано, на территории города Перми продолжалась реализация льготных проездных билетов для студентов и учащихся по вышеуказанной стоимости.
Названным категориям пассажиров истцом предоставлялся проезд без дополнительной оплаты, что не отрицается ответчиком.
Таким образом, право льготного проезда для указанной категории граждан является гарантией, носящей компенсационный характер.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что у публично-правового образования, установившего соответствующую льготу в спорный период, возникли обязательства по возмещению перевозчику выпадающих доходов от предоставления права проезда по льготным проездным билетам в отношении учащихся и студентов.
Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов органами местного самоуправления по вопросам местного значения, исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.
При таких обстоятельствах меры социальной поддержки, установленные указанным законом, являются расходными обязательствами муниципального образования.
Судами установлено, что постановлением от 27.03.2009 N 162 предусмотрено, что субсидии предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат по осуществлению регулярных перевозок пассажиров на поселенческих маршрутах городского сообщения (п. 1.4 Порядка); субсидии предоставляются в пределах средств, предусмотренных в решении о бюджете города Перми на эти цели Департаменту дорог и транспорта администрации города Перми на очередной финансовый год и плановый период (п. 1.5 Порядка), при этом утвержденный указанным Постановлением Порядок определения компенсации убытков применялся при расчетах с перевозчиками с 01.01.2009.
Проанализировав Порядок определения компенсации убытков, суды пришли к обоснованному выводу о том, что из данного постановления не следует, что предусмотренные им выплаты компенсируют заявленные предпринимателем убытки.
Данный Порядок утвержден администрацией с целью объективного и экономически обоснованного финансирования работы пассажирского транспорта на городских маршрутах регулярного сообщения с учетом эксплуатационных особенностей по маршруту и предусматривал выплату из бюджета муниципального образования компенсации в случае убыточности деятельности перевозчика на конкретном маршруте.
Принятие указанного Порядка определения компенсации убытков обусловлено нормами Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в частности п. 7 ч. 1 ст. 16, относящими к вопросам местного значения городского округа создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
При этом из материалов дела не следует, что муниципальное образование г. Пермь в качестве своего расходного обязательства при формировании бюджета учло средства на оказание мер социальной поддержки граждан, предоставленных на основании актов органов местного самоуправления, в частности на льготный проезд студентов, учащихся и пенсионеров.
Кроме того, судами не установлено, что в спорный период принимались нормативные правовые акты о порядке компенсации, установлении механизма компенсации убытков от перевозки льготной категории пассажиров (выпадающих доходов), связанных с введением на территории г. Перми льготных проездных документов.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что убытки (выпадающие доходы) предпринимателя Коротаевой А.А. возмещены не полностью.
Поскольку право льготного проезда для указанной категории граждан является расходным обязательством муниципалитета, расходы по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта должны быть возмещены перевозчику в полном объеме за счет казны муниципального образования.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что наличие и размер не возмещенных истцу расходов подтверждаются материалами дела.
Согласно расчету истца убытки, понесенные от перевозки пассажиров (студентов, учащихся и пенсионеров) по льготным проездным документам в 2009 году, составили 4 530 320 руб. 40 коп.
Произведенный истцом расчет выпадающих доходов основан на следующих показателях: общее количество реализованных льготных проездных документов, стоимость одной поездки (тариф), количество поездок по одному проездному документу в месяц (по данным обследования пассажиропотока, утвержденным председателем муниципального комитета по транспорту), доходы от реализации проездных документов.
При этом общее количество реализованных льготных проездных документов и выручка от их реализации на территории г. Перми, доля истца в выручке от продажи льготных проездных документов за 2009 год и размеры денежных средств, полученных истцом, соответствуют данным оператора - муниципального учреждения "Городское управление пассажирского транспорта".
Судами проверен произведенный истцом расчет суммы убытков и признан правильным.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии оснований для взыскания с ответчика убытков, понесенных истцом в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по проездным документам на транспорте общего пользования в городском сообщении, в размере 4 530 320 руб. 40 коп.
Отклоняя довод департамента финансов о том, что представленный истцом расчет убытков не подтверждает его реальный ущерб, суд апелляционной инстанции верно отметил, что из данного расчета усматривается, что истцом используется средневзвешенное количество поездок для определения суммы выпадающих доходов по всем перевозчикам, при этом учитывается доля истца в перевозке льготных пассажиров, как в процентном, так и в денежном выражении. Доказательств несопоставимости произведенных обществом расчетов с фактическими данными ответчиком в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. Доказательств, опровергающих расчет суммы убытков, ответчиком также не представлено.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что надлежащим представителем ответчика (муниципального образования "Город Пермь") должен выступать Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми как главный распорядитель средств бюджета г. Перми в части полномочий по расчетам с перевозчиками, была рассмотрена судами первой и апелляционной инстанций, ей дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 03.12.2012 по делу N А50-17884/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования "Город Пермь" в лице Департамента финансов администрации города Перми - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
...
Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов органами местного самоуправления по вопросам местного значения, исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.
...
Принятие указанного Порядка определения компенсации убытков обусловлено нормами Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в частности п. 7 ч. 1 ст. 16, относящими к вопросам местного значения городского округа создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 мая 2013 г. N Ф09-2349/13 по делу N А50-17884/2012