Екатеринбург |
|
30 мая 2013 г. |
Дело N А50-19679/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Татариновой И. А., Василенко С. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Пермская энергосбытовая компания" (ОГРН 1055902200353, ИНН 5904123809; далее - общество "Пермэнергосбыт") на решение Арбитражного суда Пермского края от 28.11.2012 по делу N А50-19679/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Пермэнергосбыт" - Бердуахас А.Р. (доверенность от 18.12.2012 N 120-01-13);
открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (далее - общество "Оборонэнергосбыт") - Курбатова Н.О. (доверенность от 17.04.2013 N 1д-345);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360; далее - антимонопольный орган, УФАС по Пермскому краю) - Вотинов Г.В. (доверенность от 09.01.2013 N 9).
Общество "Пермэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к УФАС по Пермскому краю о признании недействительным решения от 26.06.2012 и предписания от 27.06.2012 по делу N 248-12-а, а также просило признать недействительным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 11.09.2012 N 616-12-адм о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекса), в виде наложения штрафа в сумме 300 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "Оборонэнергосбыт".
Решением суда от 28.11.2012 (судья Якимова Н.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 (судьи Грибиниченко О.Г., Варакса Н.В., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество "Пермэнергосбыт" обратилось в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неправильно истолковали нормы абз. 11 п. 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1179.
Общество "Пермэнергосбыт" считает, что предельные уровни нерегулируемых цен применяются без учёта сбытовой надбавки общества к объёмам электрической энергии (мощности), поставляемой обществом "Оборонэнергосбыт" в целях снабжения последним находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Общество "Пермэнергосбыт" ссылается на то, что оспариваемые акты антимонопольного органа не соответствуют законодательству, нарушают его права и интересы.
В представленном отзыве УФАС по Пермскому краю возражает против доводов заявителя жалобы, считая обжалуемые судебные акты обоснованными, и указывает на то, что включение в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчёте стоимости электроэнергии в отношении общества "Оборонэнергосбыт" сбытовой надбавки гарантирующего поставщика (общества "Пермьэнергосбыт") является незаконным и необоснованным.
В отзыве, представленном обществом "Оборонэнергосбыт", указанное общество ссылается на то, что фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объёме, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нормы права применены судами по отношению к установленным обстоятельствам правильно.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для их отмены.
Судами установлено, что общество "Оборонэнергосбыт" обратилось в УФАС по Пермскому краю с жалобой на неправомерное включение в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии сбытовой надбавки обществом "Пермэнергосбыт".
Антимонопольным органом по факту обращения проведена проверка и возбуждено антимонопольное дело N 248-12-а по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, путем включения в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии в отношении общества "Оборонэнергосбыт" сбытовой надбавки гарантирующего поставщика - общества "Пермэнергосбыт".
Антимонопольным органом 27.06.2012 выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (исх. от 06.07.2012 N 7804-12), согласно которому обществу "Пермэнергосбыт" предписано не включать свою сбытовую надбавку в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии в отношении общества "Оборонэнергосбыт".
Усмотрев в действиях общества "Пермэнергосбыт" признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 Кодекса, антимонопольный орган 28.08.2012 составил протокол об административном правонарушении; 11.09.2012 вынес постановление по делу об административном правонарушении N 616-12-адм, согласно которому общество "Пермэнергосбыт" привлечено к административной ответственности, предусмотренной по ч. 1 ст. 14.31 Кодекса, в виде наложения штрафа в сумме 300 000 руб.
Полагая, что указанные акты антимонопольного органа нарушают его права и интересы, общество "Пермэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды признали доказанным факт нарушения заявителем п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества "Пермэнергосбыт".
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением установлен ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 10 указанного Закона, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке работ (услуг).
В силу ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признаётся положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
При исследовании имеющихся в материалах дела доказательств по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество "Пермэнергосбыт" на основании приказов антимонопольного органа N 695-п, N 453-п от 07.12.2006, 28.11.2008 в географических границах Пермского края на рынке услуг купли-продажи (поставки) электроэнергии включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. Соответственно, общество "Пермэнергосбыт" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии.
Исследуя обстоятельства дела, суды выявили, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-Р общество "Оборонэнергосбыт" определено единственным поставщиком электроэнергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Исходя из указанного распоряжения, общество "Оборонэнергосбыт" заключило соответствующие государственные контракты на поставку электроэнергии с Министерством обороны Российской Федерации.
В целях обеспечения электроэнергией объектов Министерства обороны на территории Пермского края общество "Оборонэнергосбыт" заключило с обществом "Пермэнергосбыт" договор купли-продажи электрической энергии и мощности 15.03.2010 N 1006.
На основании подп. "д" п. 36 и п. 55 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, постановлением РЭК Пермского края от 04.08.2011 N 44-э общество "Оборонэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика с определением зон деятельности. Постановлением РЭК Пермского края от 30.03.2007 N 4 "О гарантирующих поставщиках Пермского края" обществу "Пермэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика в границах Пермского края.
Присвоение статуса гарантирующего поставщика нормативными правовыми актами РЭК Пермского края не прекращает действия распоряжения N 78-Р.
Согласно подп. "д" п. 36 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации являются энергосбытовые организации, определенные актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляющие энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Исходя из абз. 11 п. 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1179 до 1 января 2015 года гарантирующие поставщики определяют и применяют без учета своей сбытовой надбавки предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий в отношении покупателей - энергосбытовых организаций, которые определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляют энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и(или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", в отношении точек поставки, расположенных на территории, в отношении которой указанные энергосбытовые организации функционируют в качестве гарантирующих поставщиков и осуществляют покупку электрической энергии (мощности) по соответствующим точкам поставки у гарантирующих поставщиков - участников оптового рынка. При этом такие предельные уровни применяются к объемам электрической энергии (мощности), поставляемой находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организациям и иным потребителям (юридическим и физическим лицам), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и(или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
В соответствии с п. 106, 108.1 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 стоимость электрической энергии (мощности), приобретаемой потребителями (покупателями) у гарантирующих поставщиков в 2012 году, рассчитывается по нерегулируемой цене, определенной путем сложения средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены на электрическую энергию (мощность), установленной коммерческим оператором оптового рынка на соответствующий расчетный период (месяц), и платы за регулируемые услуги, включающей тарифы на услуги по передаче электрической энергии (мощности), сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, инфраструктурные платежи и тарифы на иные услуги, подлежащие в соответствии с действующим законодательством государственному регулированию.
В силу ч. 1 ст. 64 и ст. 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами ст. 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Судами выявлено, что деятельность общества "Оборонсервис" на розничном рынке электроэнергии Пермского края полностью соответствует признакам, указанным в абз. 11 п. 2 Правил N 1179.
Судами обоснованно отмечено, что общество "Оборонэнергосбыт" на территории Пермского края является энергосбытовой организацией, не осуществляет покупку электроэнергии на оптовом рынке; на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-Р определён единственным поставщиком электрической энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации, осуществляет энергоснабжение организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, и является гарантирующим поставщиком в отношении организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что распоряжение от 02.02.2010 N 78-р определяет общество "Оборонэнергосбыт" в качестве единственного поставщика для нужд Министерства обороны Российской Федерации, при этом у общества "Пермэнергосбыт" оснований для включения своей сбытовой надбавки в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии в отношении общества "Оборонэнергосбыт" не имелось, суды пришли к правильному выводу о нарушении обществом "Пермэнергосбыт" подп. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.31 Кодекса совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.31.1 Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Принимая во внимание, что вина общества "Пермэнергосбыт" как хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования выявлена, материалы дела не содержат доказательств принятия указанным лицом всех зависящих от него мер по выполнению обязательств, предусмотренных законодательством, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества "Пермэнергосбыт" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 Кодекса.
При таких обстоятельствах следует признать, что суды правомерно отказали обществу "Пермэнергосбыт" в удовлетворении заявленных требований.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы общества "Пермэнергосбыт", изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 28.11.2012 по делу N А50-19679/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Пермская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 1 ст. 14.31 Кодекса совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.31.1 Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Принимая во внимание, что вина общества "Пермэнергосбыт" как хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования выявлена, материалы дела не содержат доказательств принятия указанным лицом всех зависящих от него мер по выполнению обязательств, предусмотренных законодательством, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества "Пермэнергосбыт" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 мая 2013 г. N Ф09-4671/13 по делу N А50-19679/2012