Екатеринбург |
|
05 июня 2013 г. |
Дело N А60-49783/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Гавриленко О. Л., Жаворонкова Д. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южно-Уральская нерудная компания" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.01.2013 по делу N А60-49783/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Лившиц А.В. (доверенность от 09.01.2013);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, регистрирующий орган) - Чачина Т.А. (доверенность от 14.01.2013).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 23.11.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией общества и возложении на Инспекцию обязанности зарегистрировать в установленном порядке прекращение деятельности общества в связи с ликвидацией.
Решением суда от 17.01.2013 (судья Воронин С.П.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013 (судьи Риб Л.Х., Варакса Н.В., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленные требования, считая ошибочным вывод судов о недостоверности данных ликвидационного баланса, что явилось основанием для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи ликвидацией.
Заявитель жалобы ссылается на то, что ст. 61, 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, подп. а) п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" к установленным фактам применены судами неправильно, так как обстоятельства свидетельствуют о том, что налоговый орган поставил себя в преимущественное по отношению к иным кредиторам общества положение.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу выражает согласие с выводами судов. Налоговый орган ссылается на положения ст. 61-64, 1, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которых следует, что процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению кредиторов данного лица, составление ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого лица и его расчёты с кредиторами. Кроме того, в силу ст. 9, 13, 14, 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" ликвидационный баланс не является документом, обособленным от первичных учётных документов. Следовательно, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого лица и его расчёты с кредиторами, рассматривается как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации в силу подп. а п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Поскольку на дату рассмотрения представленных для государственной регистрации документов вступило в силу решение инспекции, из которого следует, что общество представляло недостоверную налоговую отчетность, занижало свои налоговые обязательства, в результате чего образовалась налоговая недоимка, представление ликвидационного баланса без учёта данной задолженности является непредставлением баланса, отражающего действительное имущественное положение общества и его расчёты с кредиторами.
Судами установлено следующее.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 27.04.2006 за ОГРН 1069674067099.
Единственным участником общества Асташкиным М.Г. 18.01.2012 принято решение о ликвидации общества, обязанности ликвидатора возложены на Ботнарь Р.Г.
Размещенная в журнале "Вестник государственной регистрации" от 01.02.2012 N 4 (362) публикация о ликвидации общества содержала информацию о том, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, 4-16.
Ликвидатором 16.11.2012 в регистрирующий орган представлены заявление о государственной регистрации по форме Р16001, решение об утверждении ликвидационного баланса от 06.04.2012, ликвидационный баланс по состоянию на 06.04.2012, документ об уплате государственной пошлины, сведения о публикации в СМИ.
Регистрирующим органом 23.11.2012 принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением ликвидационного баланса.
Полагая, что решение об отказе в государственной регистрации является незаконным, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
При разрешении спора суды пришли к выводу о наличии оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации общества, нарушений прав заявителя судами не выявлено.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения об отказе государственной регистрации входят нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен ст. 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами,
В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 2 указанной статьи после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами.
Статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу ч. 4 ст. 9 этого же Закона является исчерпывающим.
По смыслу норм действующего законодательства на инспекцию не возложена обязанность осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверность данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствие у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами.
В соответствии с подп. "а" и "б" п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Между тем сама по себе подача в регистрирующий орган необходимых документов не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Согласно подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Как видно из материалов дела, на основании решения о проведении проверки от 22.12.2011, в период с 22.01.2012 по 13.08.2012 инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности общества, по результатам проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.09.2012, которым обществу начислены к уплате налог на прибыль и НДС, пени за неуплате налогов, начислены налоговые санкции. Данное решение вручено представителю общества 04.09.2012 и вступило в законную силу по истечении 10 дней со дня вручения представителю общества (ч. 9 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Полно и всесторонне исследовав представленные в материалы дела документы, свидетельствующие о том, что для государственной регистрации ликвидации представлены необходимые документы, в том числе ликвидационный баланс, в котором указано на отсутствие задолженности перед какими-либо кредиторами, в том числе перед бюджетом, однако установив, что представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, не отражает действительного имущественного положения ликвидируемой организации и ее расчетов с кредиторами, при том, что достоверность представленных для регистрации документов и содержащихся в них сведений является обязательным условием, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у регистрирующего органа имелись основания для отказа в государственной регистрации ликвидации общества.
Судом апелляционной инстанции также отмечено, что действительной может быть признана регистрация при ликвидации юридического лица, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений, в том числе вносимых в ЕГРЮЛ.
О проводимой инспекцией налоговой проверке общество знало, участвовало в проведении проверки, самостоятельно представляло уточненные налоговые декларации, в связи с чем, действуя добросовестно и разумно как того требует ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не должно было утверждать ликвидационный баланс до получения результатов проверки.
Доводы о том, что на момент подачи заявления в регистрирующий орган ликвидационный баланс общества отвечал требованиям действующего законодательства, поскольку на дату его утверждения сведения о недоимке по налогам отсутствовали, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены.
Суд установил, что ликвидационный баланс общества утвержден 06.04.2012, то есть до вынесения налоговым органом решения по налоговой проверке, в то время как на дату рассмотрения представленных на регистрацию 16.11.2012 документов решение налогового органа вступило в законную силу, о наличии решения обществу было известно. Таким образом, общество знало, что на момент представления в инспекцию сведения, содержащиеся в ликвидационном балансе, не отражали действительного имущественного положения общества.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами на момент ликвидации, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (постановление Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11 по делу N А46-6896/2010).
Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства данного дела, суды пришли к выводу об отсутствии нарушение прав заявителя оспариваемым решением инспекции. Оснований для переоценки установленных фактов у суда кассационной инстанции не имеется.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.01.2013 по делу N А60-49783/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южно-Уральская нерудная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н.Токмакова |
Судьи |
О.Л.Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции также отмечено, что действительной может быть признана регистрация при ликвидации юридического лица, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений, в том числе вносимых в ЕГРЮЛ.
О проводимой инспекцией налоговой проверке общество знало, участвовало в проведении проверки, самостоятельно представляло уточненные налоговые декларации, в связи с чем, действуя добросовестно и разумно как того требует ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не должно было утверждать ликвидационный баланс до получения результатов проверки.
...
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами на момент ликвидации, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (постановление Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11 по делу N А46-6896/2010)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 июня 2013 г. N Ф09-4493/13 по делу N А60-49783/2012
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12078/13
16.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12078/13
05.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4493/13
28.03.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2051/13
17.01.2013 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-49783/12