Екатеринбург |
|
10 июня 2013 г. |
Дело N А50-16421/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сирота Е.Г.,
судей Громовой Л.В., Вербенко Т.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Пермская энергосбытовая компания" (ИНН: 5904123809, ОГРН: 1055902200353; далее - общество "Пермэнергосбыт") на решение Арбитражного суда Пермского края от 19.11.2012 по делу N А50-16421/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Лысьва-ТеплоСервис" (ИНН: 5918841920, ОГРН: 1115918000373; далее - общество "Лысьва-ТеплоСервис") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу "Пермэнергосбыт" о признании незаконными действий по прекращению подачи электроэнергии на объекты водоснабжения и водоотведения общества "Лысьва-ТеплоСервис", расположенные в г. Лысьва Пермского края: ТП-381 КЛ-0,4 КВ на Каменоложский водозабор 1-го подъема; ТП-382 КЛ-0,4 КВ на Каменоложский водозабор 1-го подъема; ТП-383 КЛ-0,4 КБ на Каменоложский водозабор 1-го подъема; ТП-380 2 КЛ-0,4 КВ на Каменоложский водозабор 2-го подъема; ТП-5116 КЛ-0,4 КБ на станцию подкачки зона 2 (с учетом принятого судом первой инстанции уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.11.2012 (судья Плахова Т.Ю.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013 (судьи Лихачева А.Н., Дружинина Л.В., Шварц Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Пермэнергосбыт" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылается на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель жалобы полагает, что в случае одностороннего отказа гарантирующего поставщика от исполнения договора энергоснабжения по основаниям, установленным п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), его обязательства по поставке электрической энергии потребителю считаются прекращенными, а договор - расторгнутым. Общество "Пермэнергосбыт" указывает, что полное ограничение режима потребления в отношении общества "Лысьва-ТеплоСервис" введены им на основании подп. "б", "е" п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения режима потребления) в связи с расторжением договора и неисполнением потребителем обязательств по оплате электрической энергии, в полном соответствии с положениями п. 2, 16, 17 указанных Правил, следовательно, не могут быть признаны незаконными.
Кроме того, общество "Пермэнергосбыт" не согласно с выводами суда апелляционной инстанции о наличии в его действиях признаков злоупотребления правом и несоблюдения требований ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), полагает свои действия правомерными.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество "Лысьва-ТеплоСервис" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, предприятием, осуществляющим отпуск воды из системы водоснабжения, прием сточных вод в систему централизованной канализации и эксплуатирующим эти системы на территории г. Лысьва Пермского края, что подтверждается концессионным соглашением от 16.09.2011 N 1, Уставом общества "Лысьва-ТеплоСервис", договорами на отпуск питьевой воды и водоотведение, реестром потребителей услуг.
Между обществом "Пермэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и обществом "Лысьва-ТеплоСервис" (потребитель) заключен договор электроснабжения от 16.12.2011 N 203 в редакции протокола разногласий и протокола урегулирования разногласий, в соответствии с условиями которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу (поставку) электрической энергии и мощности потребителю, а также посредством привлечения смежной сетевой организации обеспечивать оказание потребителю услуг по передаче электрической энергии, а потребитель обязался своевременно оплачивать гарантирующему поставщику принятую электрическую энергию и мощность и иные услуги, предоставленные гарантирующим поставщиком самостоятельно или с привлечением третьих лиц и неразрывно связанные с процессом поставки электрической энергии, в порядке и сроки, установленные договором, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с получением (потреблением) энергии.
Пунктами 2.2.1, 9.1.1 указанного договора предусмотрено право гарантирующего поставщика производить ограничение (полностью и (или) частично) режима потребления электрической энергии и мощности при однократном нарушении потребителем сроков оплаты (сроков платежа) электрической энергии (мощности), установленных договором.
Обществом "Пермэнергосбыт" 23.07.2012 в адрес общества "Лысьва-ТеплоСервис" направлено уведомление о введении 07.08.2012 частичного ограничения режима потребления электроэнергии до уровня аварийной брони на ряд объектов и введения полного ограничения режима потребления 13.08.2012 на объектах водоснабжения и водоотведения общества "Лысьва-ТеплоСервис", включая спорные объекты, со ссылкой на неисполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и односторонний отказ гарантирующего поставщика от исполнения договора.
07.08.2012 и 13.08.2012 обществом "Пермэнергосбыт" введены указанные ограничения электропотребления объектов водоснабжения и водоотведения общества "Лысьва-ТеплоСервис" путем отключения.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12.10.2012 по делу N 711-12-а указанные выше действия общества "Пермэнергосбыт" признаны нарушением п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Полагая действия общества "Пермэнергосбыт" по прекращению подачи электроэнергии на объекты водоснабжения и водоотведения незаконными, общество "Лысьва-ТеплоСервис" обратилось в арбитражный суд с соответствующими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у общества "Пермэнергосбыт" достаточных оснований для введения ограничения подачи электрической энергии в отношении общества "Лысьва-ТеплоСервис", признали такое ограничение не соответствующим требованиям действующего законодательства.
Выводы судов являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам действующего законодательства.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Порядок введения ограничения в подаче электроэнергии регламентирован Правилами ограничения режима потребления от 04.05.2012 N 442.
В качестве оснований ограничения режима потребления обществом "Пермэнергосбыт" указаны подп. "б", подп. "е" п. 2 названных Правил.
Согласно абз. 1, 3 п. 16 Правил ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подп. "а", абз. 4, 5 подп. "б", подп. "е", "ж" и "к" п. 2 Правил, вводится полное ограничение режима потребления.
Для потребителей, указанных в п. 17 и 18 Правил, такое ограничение вводится с соблюдением указанных в п. 17 данных Правил сроков введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической и(или) аварийной брони.
В силу п. 18 Правил ограничения режима потребления в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению "Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям" к Правилам, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с п. 17 Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с Правилами ограничения режима потребления.
Согласно п. 2 приложения к Правилам ограничения режима потребления к числу потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям, среди прочего относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе концессионное соглашение от 16.09.2011 N 1, Устав общества "Лысьва-ТеплоСервис", договоры на отпуск питьевой воды и водоотведение, реестры потребителей услуг по водоотведению, питьевой воды, акт о приеме-передаче зданий (сооружений) N 1 с перечнем объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, договор электроснабжения от 16.12.2011 N 203, уведомления общества "Пермэнергосбыт" от 23.07.2012, 08.08.2012, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12.10.2012 по делу N 711-12-а, суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество "Лысьва-ТеплоСервис" осуществляет эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и относится к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, социальным последствиям, следовательно, частичное ограничение режима потребления в отношении него может вводиться в порядке, установленном п. 17 Правил ограничения режима потребления (не ниже уровня аварийной брони).
Как правильно указано судом апелляционной инстанции, несмотря на то, что нарушение сроков оплаты электроэнергии обществом "Лысьва-ТеплоСервис" не оспаривается, ограничение (полностью и(или) частично) режима потребления электрической энергии и мощности в отношении указанного лица в силу положений п. 9.2 договора электроснабжения от 16.12.2011 N 203 и ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации может производиться исключительно в порядке, установленном действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств надлежащего соблюдения процедуры введения ограничения, установленной п. 17 Правил ограничения режима потребления, судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный, соответствующий нормам права вывод о наличии оснований для признания незаконными действий общества "Пермэнергосбыт" по введению процедуры отключения от электроснабжения объектов водоснабжения и водоотведения общества "Лысьва-ТеплоСервис".
Суд кассационной инстанции также полагает правомерным данную судом апелляционной инстанции со ссылкой на положения ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции квалификацию действий общества "Пермэнергосбыт" как направленных на злоупотребление доминирующим положением на рынке, поскольку инициированное последним ограничение электропотребления фактически повлекло угрозу прекращения водоснабжения потребителей общества "Лысьва-ТеплоСервис", угрозу санитарно-эпидемиологической безопасности и наступления негативных экологических и социальных последствий.
Ссылки общества "Пермэнергосбыт" на возникновение у него права на ограничение режима потребления электрической энергии и мощности в отношении общества "Лысьва-ТеплоСервис" ввиду одностороннего отказа от исполнения договора от 16.12.2011 N 203 в порядке, предусмотренном п. 53 Основных положений, получили надлежащую правовую оценку суда апелляционной инстанции.
В соответствии с п. 9 Основных положений на гарантирующего поставщика возложена обязанность заключать договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Из совокупности и содержания специальных норм права, регулирующих правоотношения субъектов розничного рынка электрической энергии, судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод об ошибочности основанного на общих нормах права (ст. 450, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации) утверждения общества "Пермэнергосбыт" о том, что отказ от исполнения договора электроснабжения гарантирующим поставщиком однозначно влечет расторжение договора электроснабжения и прекращение принятых по нему обязательств.
Изложенные в кассационной жалобе доводы общества "Пермэнергосбыт" ранее заявлялись и обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном, расширительном толковании положений Правил ограничения режима потребления, по существу сводятся к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 19.11.2012 по делу N А50-16421/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Пермская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Г. Сирота |
Судьи |
Л.В. Громова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правильно указано судом апелляционной инстанции, несмотря на то, что нарушение сроков оплаты электроэнергии обществом "Лысьва-ТеплоСервис" не оспаривается, ограничение (полностью и(или) частично) режима потребления электрической энергии и мощности в отношении указанного лица в силу положений п. 9.2 договора электроснабжения от 16.12.2011 N 203 и ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации может производиться исключительно в порядке, установленном действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств надлежащего соблюдения процедуры введения ограничения, установленной п. 17 Правил ограничения режима потребления, судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный, соответствующий нормам права вывод о наличии оснований для признания незаконными действий общества "Пермэнергосбыт" по введению процедуры отключения от электроснабжения объектов водоснабжения и водоотведения общества "Лысьва-ТеплоСервис".
Суд кассационной инстанции также полагает правомерным данную судом апелляционной инстанции со ссылкой на положения ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции квалификацию действий общества "Пермэнергосбыт" как направленных на злоупотребление доминирующим положением на рынке, поскольку инициированное последним ограничение электропотребления фактически повлекло угрозу прекращения водоснабжения потребителей общества "Лысьва-ТеплоСервис", угрозу санитарно-эпидемиологической безопасности и наступления негативных экологических и социальных последствий.
...
Из совокупности и содержания специальных норм права, регулирующих правоотношения субъектов розничного рынка электрической энергии, судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод об ошибочности основанного на общих нормах права (ст. 450, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации) утверждения общества "Пермэнергосбыт" о том, что отказ от исполнения договора электроснабжения гарантирующим поставщиком однозначно влечет расторжение договора электроснабжения и прекращение принятых по нему обязательств."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2013 г. N Ф09-3904/13 по делу N А50-16421/2012
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3904/13
12.02.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15008/12
12.02.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-16421/12
19.11.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-16421/12