Екатеринбург |
|
19 июня 2013 г. |
Дело N А47-10184/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Татариновой И.А., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Савельева Сергея Владимировича (далее - предприниматель, заявитель; ИНН 560900140080, ОГРН 304560935200168) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.12.2012 по делу N А47-10184/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 по указанному делу.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Администрации г. Оренбурга (далее - администрация) - Довжанская Е.З. (доверенность от 14.03.2013 N 65).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации от 16.03.2012 N 492-п (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное предприятие "Оренбургские пассажирские перевозки" и индивидуальные предприниматели Сидорова Елена Авдеевна, Сидоров Павел Иванович, Хаустов Антон Владимирович, Шмарин Александр Анатольевич, Мысик Лариса Павловна, Андрющенко Анастасия Викторовна, Юзефович Марина Викторовна, Шипилова Нина Григорьевна, Буряк Татьяна Геннадьевна, Чеховской Александр Анатольевич, Болмосов Михаил Евгеньевич.
Решением суда от 20.12.2012 (судья Лазебная Г.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 (судьи Малышев М.Б., Костин В.Ю., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 16.03.2012 N 492-п "Об открытом конкурсе на право заключения договоров об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга" назначено проведении открытого конкурса на право заключения договоров об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга 23.04.2012 (п. 1); утверждена конкурсная документация к открытому конкурсу согласно приложению (п. 2); признано утратившим силу постановление Главы города Оренбурга от 30.10.2009 N 7830-п "Об открытом конкурсе на право заключения договора об организации и осуществлении пассажирских перевозок транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам города Оренбурга" (п. 3).
Срок подачи заявок на участие в конкурсе установлен с 09 час. 00 мин. 22.03.2012 до 13 час. 00 мин. 23.04.2012, завершение оценки и сопоставления заявок - до 18 час. 00 мин. 15.05.2012.
Извещение о проведении конкурса, утвержденное Главой администрации 16.03.2012, опубликовано в газете "Вечерний Оренбург" от 21.03.2012 N 12 и размещено на официальном сайте администрации www.admin.orenburg.ru.
По результатам оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и подведения его итогов, оформленных протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов конкурса от 14.05.2012, право заключить договор об организации и осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга предоставлено муниципальному казенному предприятию "Оренбургские пассажирские перевозки" и индивидуальным предпринимателям Сидоровой Е.А., Сидорову П.И., Хаустову А.В., Шмарину А.А., Мысик Л.П., Андрющенко А.В., Юзефович М.В., Шипиловой Н.Г., Буряк Т.Г., Чеховскому А.А., Болмосову М.Е., Новикову В.Н.
С указанными лицами 28.05.2012 заключены договоры об организации и осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга.
Предприниматель, полагая, что постановлением администрации от 16.03.2012 N 492-п нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемое постановление соответствуют действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере экономической деятельности.
Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В силу п.п. 1, 3, 9, 19, 20 ст. 7 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 N 4326/1015-IV-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области" к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе, отнесено: создание условий для предоставления транспортных услуг и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования, между поселениями муниципального района, городского округа; принятие муниципальных правовых актов по созданию условий и организации транспортного обслуживания населения по муниципальным маршрутам; координация деятельности предприятий, учреждений, организаций, индивидуальных предпринимателей по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; организация и проведение конкурсов на право заключения договоров на обеспечение пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок; заключение договоров на обеспечение пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах регулярных перевозок.
В соответствии с п. 1 ст. 12 указанного Закона конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным маршрутам (конкурс) является способом обеспечения безопасных и качественных перевозок пассажиров и багажа путем выбора перевозчиков, способных обеспечить лучшие условия транспортного обслуживания населения. Организатором конкурса по межмуниципальным (пригородным и междугородным) регулярным маршрутам является уполномоченный орган Правительства Оренбургской области, организатором конкурса по муниципальным маршрутам является уполномоченный орган местного самоуправления. Конкурс проводится не реже одного раза в пять лет или по истечении срока действия договора на обеспечение перевозок по маршрутам регулярных перевозок.
Оренбургским городским Советом утверждено Положение от 01.12.2008 N 724 "О порядке допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам г. Оренбурга" которым установлено, что администрация является заказчиком пассажирских перевозок, на нее возложена обязанность объявлять конкурс на право заключения договора об организации и осуществлении пассажирских перевозок, для чего предоставлены соответствующие полномочия по принятию решения о проведении (объявлении) конкурса, опубликованию извещения о проведении конкурса в официальном печатном издании и размещению его на официальном сайте администрации, разработке и утверждению конкурсной документации.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемое постановление изданным администрацией в рамках предоставленных ей полномочий.
Постановлением администрации от 16.03.2012 N 492-п было назначено проведение открытого конкурса 23.04.2012 и утверждена конкурсная документация этого конкурса.
Согласно п. 1.1 конкурсной документации в извещении о конкурсе приводится описание лотов, в том числе маршрут (номер, названия начальных и конечных остановочных пунктов), категория, класс, количество подвижного состава, срок действия договора об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок.
Пунктом 1.3 конкурсной документации установлены требования к претендентам (участникам конкурса), в числе которых условие о том, что претендент (участник конкурса) должен иметь на праве собственности или ином праве определенное лотом количество подвижного состава с учетом коэффициента выпуска не более 0,8.
На основании вышеизложенного судами обоснованно отмечено, что положения конкурсной документации, в части, касающейся установления количество подвижного состава у претендента, не носят персонифицированный характер, распространяет свое действие на всех без исключения возможных участников конкурса, вызваны необходимостью безопасной, стабильной, своевременной перевозки граждан, в связи с чем такие требования нельзя считать необоснованным, создающим препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Вместе с тем судами установлено, что предприниматель в конкурсе не участвовал, заявку на участие в конкурсе не подавал, доказательств того, что предприниматель не имел возможности участвовать в конкурсе в материалы дела не представлено.
Основной довод заявителя о нарушении его права на осуществление предпринимательской деятельности в виде пассажирских перевозок по выбранным им самим более доходным маршрутам обоснованно отклонен судами ввиду отсутствия нарушений права предпринимателя на занятие предпринимательской деятельностью, поскольку необходимость соблюдения установленного законом порядка осуществления определенного вида предпринимательской деятельности не является нарушением права на занятие данным видом деятельности.
Иные доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.12.2012 по делу N А47-10184/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Савельева Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 июня 2013 г. N Ф09-5427/13 по делу N А47-10184/2012