Екатеринбург |
|
25 июня 2013 г. |
Дело N А76-23073/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Лукьянова В.А., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южуралтеплострой" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.11.2012 по делу N А76-23073/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным отказа Администрации Карабашского городского округа Челябинской области (далее - администрация) в выдаче разрешения на строительство объекта "База отдыха в поселке Красный Камень, г. Карабаш Челябинской области" на земельном участке 74:29:0506002:0001 и обязании администрации подготовить и выдать разрешение на строительство.
Решением суда от 20.11.2012 (судья Бастен Д.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 (судьи Плаксина Н.Г., Костин В.Ю., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, полагая, что на дату обращения общества с заявлением о выдаче разрешения на строительство земельный участок не прекратил свое существование, поскольку не был снят с кадастрового учета, право аренды не прекращено. Заявитель кассационной жалобы считает, что оспариваемый отказ администрации в выдаче разрешения на строительство не соответствует закону и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1, 2, 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 данной статьи и другими федеральными законами.
В силу п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с установленным в указанной норме перечнем документов.
В соответствии с подп. 1, 2 п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению на выдачу разрешения на строительство прилагаются, в числе прочих документов, правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Пунктом 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 названного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
На основании п. 1, 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 названного Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 указанной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В соответствии с п. 1 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в п. 4 и 6 названной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании решения главы г. Карабаша от 06.07.1998 N 470 обществу предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 3,35 га для строительства базы отдыха (о. Увильды).
Распоряжением главы г. Карабаша от 13.08.2003 N 762 обществу предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок из земель особо охраняемых природных территорий с кадастровым номером 74:29:0506 002:0001 общей площадью 3 500 кв.м, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Карабаш, пос. Красный Камень, база отдыха "Южуралтеплострой" для использования в целях реконструкции базы отдыха в границах, указанных в
плане участка.
На основании указанного распоряжения между муниципальным образованием г. Карабаш (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от 11.09.2003 N 44, в соответствии с условиями которого арендодатель предоставляет арендатору в аренду сроком на 3 года земельный участок из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером 74:29:05 06 002:0001, находящийся по адресу: Челябинская область, г. Карабаш, пос. Красный Камень, база отдыха "Южуралтеплострой" для использования в целях реконструкции базы отдыха в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка общей площадью 33 500 кв.м. Срок аренды установлен с 11.09.2003 по 11.09.2006.
Срок аренды сторонами неоднократно продлевался и на основании распоряжения главы Карабашского городского округа от 26.01.2009 N 36 между обществом и администрацией заключено соглашение от 25.03.2009 к указанному договору, которым срок аренды земельного участка с кадастровым номером 74:29:0506002:0001 продлен до 10.09.2012.
В дальнейшем по инициативе общества проведено межевание земельного участка с кадастровым номером 74:29:0506002:0001 для целей его раздела на три самостоятельных участка.
Распоряжением администрации от 28.03.2011 N 385 утверждены характеристики земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 74:29:0506002:0001:
1) земельный участок N 1: площадь земельного участка - 20 800,00 кв.м;
категория земель - земли особо охраняемых территорий; разрешенное использование - размещение базы отдыха; местоположение Челябинская область, г. Карабаш, база отдыха "Южуралтеплострой", участок N 1;
2) земельный участок N 2: площадь земельного участка - 11560,00 кв.м; категория земель - земли особо охраняемых территорий; разрешенное использование - размещение базы отдыха; местоположение: Челябинская область, г. Карабаш, база отдыха "Южуралтеплострой", участок N 2;
3) земельный участок N 3: площадь земельного участка - 1140,00 кв.м; категория земель - земли особо охраняемых территорий; разрешенное использование - земли общего пользования; местоположение: Челябинская область, г. Карабаш, база отдыха "Южуралтеплострой", участок N 3.
Указанные участки поставлены на государственный кадастровый учет и им присвоены кадастровые номера 74:29:0000000:96, 74:29:0000000:97, 74:29:0000000:98, соответственно.
Общество 09.11.2011 обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию базы отдыха в пос. Красный Камень, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 74:296:0506002:0001.
Администрация решением, изложенным в письме от 15.11.2011 N 4219, отказала обществу в выдаче разрешения на реконструкцию указанного объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 74:296:0506002:0001, указав при этом, что земельный участок с кадастровым номером 74:296:0506002:0001, общей площадью 3,35 га находится в стадии снятия с кадастрового учета. Кроме того администрация отметила, что планировать проведение строительных работ необходимо на вновь образованном земельном участке площадью 2,08 га с кадастровым номером 74:29:0000000:96.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций установили, что по состоянию на момент обращения общества в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта недвижимости, земельный участок, на который испрашивается данное разрешение, разделен по инициативе общества на три земельных участка, поставленных на государственный кадастровый учет, вследствие чего правильно заключили, что земельный участок с кадастровым номером 74:296:0506002:0001 прекращает свое существование как объект гражданских прав.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о том, что отказ администрации в выдаче обществу разрешения на строительство соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов общества.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований общества.
Фактические обстоятельства дела судами обеих инстанций установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.11.2012 по делу N А76-23073/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южуралтеплострой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
В.А.Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 1, 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 названного Кодекса.
...
В соответствии с п. 1 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в п. 4 и 6 названной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 июня 2013 г. N Ф09-5549/13 по делу N А76-23073/2011