Екатеринбург |
|
24 мая 2007 г. |
Дело N А60-33717/06 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лиходумовой С.Н.,
судей Дядченко Л.В., Кондратьевой Л.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее -инспекция) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2006 по делу N А60-33717/06-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2007 по указанному делу по заявлению Ронжина Дениса Леонидовича к инспекции о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Карисановская А.В. (доверенность от 28.04.2004 N 3080).
Представители Ронжина Д.Л., участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Ронжин Д.Л. обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции, в котором просит признать недействительным решение инспекции от 17.10.2006 N 7470 об отказе в регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "ВариоСервис" (далее - общество) - и обязать ее произвести регистрацию указанного общества.
Решением суда от 19.12.2006 (судья Сергеева М.Л.) требования заявителя удовлетворены, решение инспекции от 17.10.2006 N 7470 об отказе в регистрации общества признано незаконным, суд обязал инспекцию произвести регистрацию общества.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2007 (судьи Зеленина Т.Л., Карпова Т.Е., Глотова Г.И.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм, содержащихся в ст. 5, 12, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации). По мнению заявителя кассационной жалобы, указание заявителем недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица, представленных для регистрации, является основанием для отказа в его регистрации в соответствии со ст. 23 Закона о регистрации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.10.2006 Ронжин Д.Л. представил в инспекцию документы для государственной регистрации общества.
Инспекцией 12.10.2006 проведено обследование фактического места нахождения общества и составлен акт обследования от 12.10.2006, согласно которому по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ключевская, д. 18, указанному в заявлении и учредительных документах как местонахождение общества, общество не находится.
Инспекцией принято решение от 17.10.2006 N 7470 об отказе в регистрации общества вследствие непредставления документов, определенных в ст. 12 Закона о регистрации. Инспекция посчитала непредставленными заявление о государственной регистрации юридического лица при его создании и учредительные документы юридического лица, поскольку они содержат недостоверные сведения о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа либо иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Полагая, что в инспекцию были представлены все необходимые документы для регистрации юридического лица согласно перечню, установленному ст. 12 Закона о регистрации, в связи с чем оснований, предусмотренных ст. 23 Закона о регистрации, для отказа в регистрации не имелось, Ронжин Д.Л. обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать решение инспекции незаконным и обязать инспекцию произвести регистрацию общества.
Суды удовлетворили требование в полном объеме, признали решение инспекции незаконным и обязали ее произвести регистрацию общества, исходя из того, что обязанность указания достоверной информации возложена п. "а" ст. 12 Закона о регистрации на заявителя, при этом регистрирующий орган не вправе осуществлять правовую экспертизу представленных документов, поскольку результаты таких проверок не могут повлиять на решение вопроса о регистрации юридического лица.
Выводы судов являются необоснованными, не соответствуют нормам действующего законодательства.
Из положений ст. 1 Закона о регистрации следует, что вопросы, касающиеся государственной регистрации, наряду с указанным Законом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах.
Согласно ст. 12 Закона о регистрации для государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; документ об уплате государственной пошлины.
При этом в заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны.
Таким образом, на заявителя законодателем возложена обязанность по предоставлению достоверной информации, требование о достоверности сведений, изложенных в заявлении о государственной регистрации, является обязательным в силу ст. 12 Закона о регистрации. Установление недостоверности сведений, подлежащих обязательному отражению в заявлении о государственной регистрации, в отношении которых податель заявления дал в установленном законом порядке гарантии достоверности, фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления, что, в свою очередь, лишает поданный заявителем документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица.
Статья 23 Закона о регистрации в качестве оснований для отказа в государственной регистрации устанавливает непредставление определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Согласно заявлению о государственной регистрации юридического лица местом нахождения общества определено: г. Екатеринбург, ул. Ключевская, д. 18.
Данный адрес указан в п. 2 ст. 3 Устава общества, то есть он является адресом места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.
Поскольку в силу ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации адрес юридического лица является обязательным реквизитом учредительных документов и обязательным реквизитом заявления о государственной регистрации (п. 2.3 формы Р11001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439), достоверность сведений о котором заявитель должен подтверждать в установленном законом порядке (п. 12 формы Р11001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439), указание недостоверного адреса юридического лица (или иных недостоверных обязательных сведений в заявлении) следует расценивать как отсутствие соответствующего сведения в заявлении о государственной регистрации.
Указание в заявлении о регистрации юридического лица и Уставе произвольно выбранного заявителем адреса не является достаточным основанием для признания сведений об адресе (местонахождении) юридического лица достоверными.
Таким образом, документы, представляемые в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном ст. 12 Закона о регистрации, должны не только соответствовать установленной форме, но и обладать признаками достоверности, в том числе с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в государственный реестр.
Поскольку из материалов дела следует, что по указанному в заявлении и учредительных документах адресу общество не находится, инспекцией правомерно принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании ст. 23 Закона о регистрации ввиду непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции следует отменить ввиду неправильного применения судами норм материального права.
Руководствуясь ст. 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2006 по делу N А60-33717/06-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2007 по указанному делу отменить.
В удовлетворении заявления Ронжина Дениса Леонидовича о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "ВариоСервис" - от 17.10.2006 N 7470, принятого Инспекцией Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, отказать.
Председательствующий |
С.Н. Лиходумова |
Судьи |
Л.В. Дядченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений ст. 1 Закона о регистрации следует, что вопросы, касающиеся государственной регистрации, наряду с указанным Законом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах.
...
Поскольку в силу ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации адрес юридического лица является обязательным реквизитом учредительных документов и обязательным реквизитом заявления о государственной регистрации (п. 2.3 формы Р11001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439), достоверность сведений о котором заявитель должен подтверждать в установленном законом порядке (п. 12 формы Р11001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439), указание недостоверного адреса юридического лица (или иных недостоверных обязательных сведений в заявлении) следует расценивать как отсутствие соответствующего сведения в заявлении о государственной регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 мая 2007 г. N Ф09-3868/07 по делу N А60-33717/2006