Екатеринбург |
|
04 июня 2015 г. |
Дело N А50-14637/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Тороповой М.В., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю (далее - учреждение "Федеральная кадастровая палата") на решение Арбитражного суда Пермского края от 26.11.2014 по делу N А50-14637/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебном заседании участия не приняли.
До начала судебного заседания суда кассационной инстанции от учреждения "Федеральная кадастровая палата" в электронном виде поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Индивидуальный предприниматель Шведчиков Сергей Григорьевич (далее - предприниматель Шведчиков С.Г., заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании ошибки, допущенной при определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:01:1713016:15, расположенного по адресу: г. Пермь, Кировский район, ул. Ласьвинская, 32, кадастровой ошибкой; установлении девятого вида разрешенного использования земельному участку с кадастровым номером 59:01:1713016:15, расположенному по адресу: г. Пермь, Кировский район, ул. Ласьвинская, 32 в период действия постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п.
Решением суда от 26.11.2014 (судья Трубин Р.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 (судьи Скромова Ю.В., Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение "Федеральная кадастровая палата" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом заявитель ссылается на то, что сведения о кадастровой стоимости внесены органом кадастрового учета в ГКН на основании Постановлений Правительства Пермского края N 727-п, 1610-п, считает, что спорный земельный участок должен быть отнесен к пятой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), а не к девятой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок); полагает также, что при рассмотрении данной категории спора судам необходимо было привлечь к участию в деле на стороне ответчика Правительство Пермского края.
Как установлено судами, предприниматель Шведчиков С.Г. является собственником объекта недвижимости - нежилых помещений площадью 468,3 кв.м на 1, 2 этажах 2-этажного здания профилактория с 2 холодными пристроями, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Ласьвинская, 32, и земельного участка с кадастровым номером 59:01:1713016:15.
Земельный участок с кадастровым номером 59:01:1713016:15 поставлен на государственный кадастровый учет 22.01.2009, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка - под профилакторий.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 59:01:1713016:15 в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п, вступившим в силу с 01.01.2013, составила 828 115, 92 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 654,12 руб., земельный участок отнесен к 9 виду разрешенного использования согласно приложению 146 к постановлению "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 59:01:1713016:15 в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п, вступившим в силу с 01.01.2014, составила 10 580 101, 26 руб., земельный участок отнесен к 5 виду разрешенного использования согласно приложению 146 к постановлению "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Истец, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:1713016:15 ошибочно отнесен к пятой группе разрешенного использования, так как расположенное на нем здание используется для проведения профилактического ремонта автотранспорта, что соответствует девятой группе разрешенного использования, и данная ошибка влияет на увеличение кадастровой стоимости земельного участка, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте соответствующей территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки муниципального образования (ст. 1, 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями такого имущества, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. Сведения, внесенные в ГКН, предоставляются органом кадастрового учета, в том числе в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости (п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона о кадастре недвижимости).
Среди прочего, в ГКН в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости (п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов определен в разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания N 39).
Процедура определения кадастровой стоимости предполагает расчет средних, удельных значений кадастровой стоимости для соответствующих территорий. Итоговые значения таких показателей утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (результаты государственной кадастровой оценки земель). На основе применения средних, удельных показателей производится расчет кадастровой стоимости конкретного земельного участка.
Согласно поименованным выше Правилам и Методическим указаниям государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и в разрезе классификационных групп, объединенных сходством вида разрешенного использования. Определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.
В качестве отдельных функциональных групп видов использования земельных участков выделены:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5 Методических указаний N 39);
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9 Методических указаний N 39).
При разрешении вопроса об отнесении земельного участка к той или иной функциональной группе видов использования следует соотнести указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования этого участка с теми видами использования, которые допускаются для земель данной категории законом, учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости. Кроме того, следует соотнести указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования с видами использования, установленными в нормативном правовом акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель. Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11.
Обращаясь в суд с рассматриваемым иском, предприниматель Шведчиков С.Г. по существу не согласен с отнесением земельного участка с кадастровым номером 59:01:1713016:15, на котором расположено здание профилактория, к 5 виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" ввиду того, что постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п для данного земельного участка применен 9 номер видов функционального использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", а исковые требования направлены на изменение в государственном кадастре недвижимости соответствующих сведений.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:1713016:15 предоставлен предпринимателю Шведчику С.Г. под нежилые помещения на 1, 2 этажах 2-этажного здания профилактория с 2 холодными пристроями (свидетельства о государственной регистрации права и приказ начальника Департамента земельных отношений администрации города Перми от 05.05.2009 N 819-з).
Из технического паспорта 1982 года следует, что данное здание входило в состав автобазы.
В техническом паспорте от 08.09.2004 на здание профилактория указано, что нежилые помещения на 1, 2 этажах 2-этажного здания профилактория имеют назначение: кладовая, токарный участок, шиномонтаж, сварочная, слесарная, токарная, стекольная, электрическая и т.д.
Как следует из представленного в материалы дела письма ГУП "Центр технической инвентаризации Пермского края" от 06.03.2014 N 52, по данным архива первичная инвентаризация здания проведена 12.07.1982, здание было поставлено на учет с назначением "профилакторий" и использовалось в соответствии с назначением - ремонт и профилактика неисправностей автотранспорта. При проведении текущей инвентаризации в 1992, 2004 годах изменений в назначении и использовании здания не выявлено.
Таким образом, при присвоении названия зданию профилактория его назначение связано с проведением ремонта автотранспортных средств, данное назначение не изменилось и после проведения технической инвентаризации.
Решением Пермской городской Думы от 26.01.2010 N 16 "О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143" была утверждена новая карта градостроительного зонирования территории города Перми, в соответствии с которой спорный земельный участок располагается в территориальной зоне обслуживания промышленности, торговли, складирования и мелкого производства (Ц-6). Данное обстоятельство подтверждается кадастровым паспортом участка.
Территориальная зона Ц-6 выделена для обеспечения правовых условий формирования коммерческой застройки непроизводственного назначения и обслуживающих центров в промышленных районах, в местах расположения производственных и коммунально-складских баз. Особенностью зоны является сочетание обслуживающих коммерческих объектов, объектов местного и городского значения, связанных с обеспечением производственной и другой деятельности.
К основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в этой зоне относятся, в частности, авторемонтные мастерские, автомойки (относящиеся к V классу вредности по санитарной классификации и при условии соблюдения нормативной санитарно-защитной зоны не более 50 м).
При этом согласно перечню видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, примененных в градостроительных регламентах, в состав вида разрешенного использования "Промышленные объекты, объекты коммунального хозяйства, объекты материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, объекты транспорта, связи" входят автобазы, автотранспортные объекты.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу, что спорный земельный участок должен быть отнесен к девятой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), а отнесение его к пятой группе (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) является ошибочным.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования предпринимателя Шведчикова С.Г. о признании факта наличия кадастровой ошибки, допущенной при определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:01:1713016:15, расположенного по адресу: г. Пермь, Кировский район, ул. Ласьвинская, 32, и обязании учреждения "Федеральная кадастровая палата" исправить данную ошибку путем установления девятого вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:01:1713016:15, расположенного по адресу: г. Пермь, Кировский район, ул. Ласьвинская, 32, в период действия постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 26.11.2014 по делу N А50-14637/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г.Беляева |
Судьи |
М.В.Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.