Екатеринбург |
|
28 июня 2013 г. |
Дело N А76-16541/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Татариновой И.А., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Челябинской области (далее - военкомат) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.02.2013 по делу N А76-16541/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлениями, а также размещения данной информации в сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От военкомата и Министерства обороны Российской Федерации поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, которые удовлетворены судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Открытое акционерное общество "Уральская кузница" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к военкомату о взыскании расходов, связанных с выплатой работникам общества среднего заработка за время исполнения ими воинских обязанностей, в общей сумме 21 852 руб. 64 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, Главное управление социальной защиты населения по Челябинской области, Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Челябинской области, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 04.02.2013 (судья Костарева И.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 (судьи Деева Г.А., Баканов В.В., Ширяева Е.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе военкомат просит отменить судебные акты, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Военкомат полагает, что поскольку он не является в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) страхователем по отношению к работникам, привлеченным к исполнению государственной обязанности в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности), на него не может быть возложена обязанность по оплате страховых взносов.
По мнению общества, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства дела, правильно применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с апреля по декабрь 2011 года работники общества проходили медицинское освидетельствование и призывались на военную службу, в связи с чем были освобождены от постоянной работы и впоследствии им выплачен средний заработок, сохраняемый за работником на время исполнения воинских обязанностей.
Соответствующие обстоятельства подтверждены сведениями, представленными обществом, о суммах среднего заработка, выплаченного работникам в период прохождения ими военных сборов, и суммах начисленных страховых взносов на данные выплаты (21 852 руб. 64 коп.; т.1 л.д.18-20).
Для оплаты расходов, связанных с уплатой страховых взносов с сумм среднего заработка работников за период привлечения их к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности, обществом сформировано 7 счетов от 06.03.2012 N 30309 на сумму 822 руб. 48 коп., N 30310 на сумму 2 055 руб. 35 коп., N 30311 на сумму 2 113 руб. 35 коп., N 30312 на сумму 338 руб. 43 коп., N 30313 на сумму 1 565 руб. 33 коп., N 30314 на сумму 739 руб. 70 коп., N 30319 на сумму 14 217 руб. 97 коп.; всего на общую сумму - 21 852 руб. 64 коп. (т.1 л.д.46-52).
Обществом в адрес военкомата письмами от 19.04.2012 N 2276/2656 и от 29.05.2012 N 2842/2656 направлены счета и расчет страховых взносов (т.1 л.д.15-21).
Отказ военкомата компенсировать страховые выплаты, изложенный в письме от 08.06.2012 N Ф/207/1 (т. 1 л.д. 53-55), послужил основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о взыскании расходов в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в период прохождения медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются. В связи с этим выплата работникам среднего заработка в период прохождения медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности является объектом обложения страховыми взносами и подлежит компенсации.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона о воинской обязанности граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
При этом согласно п. 7 ст. 1 Закона о воинской обязанности компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В подпункте "а" п. 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление указанных расходов производится военкоматами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила).
Как следует из подп. 5 п. 2 указанных Правил, компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов согласно п. 2 Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в ст. 9 указанного Закона. Средний заработок, сохраняемый на время прохождения медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, в названном перечне не указан.
Из совокупного толкования перечисленных правовых норм следует, что в период прохождения медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, призыву на военные сборы работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Таким образом, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.
На основании вышеизложенного судами первой и апелляционной инстанций обоснованно сделан вывод о том, что расходы общества (работодателя) по уплате страховых взносов подлежат компенсации в порядке, установленном Правилами от 01.12.2004 N 704.
Установив совокупность вышеуказанных обстоятельств, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом по настоящему делу требования.
Доводы военкомата, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации. Кроме того, по существу указанные доводы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и представленных доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.02.2013 по делу N А76-16541/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Осуществление указанных расходов производится военкоматами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила).
...
В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
...
На основании вышеизложенного судами первой и апелляционной инстанций обоснованно сделан вывод о том, что расходы общества (работодателя) по уплате страховых взносов подлежат компенсации в порядке, установленном Правилами от 01.12.2004 N 704."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 июня 2013 г. N Ф09-5161/13 по делу N А76-16541/2012
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5161/13
13.05.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5161/13
08.04.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2045/13
04.02.2013 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-16541/12