Екатеринбург |
|
05 июня 2015 г. |
Дело N А07-8866/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Громовой Л.В., Абозновой О.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (ИНН: 7728262893, ОГРН: 1027728000871; далее - общество "Газпромтранс") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2014 по делу N А07-8866/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Газпромтранс" - Губанов С.В. (доверенность от 20.03.2015 N 165/15);
общества с ограниченной ответственностью "Предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (далее - общество "ППЖТ") - Савченкова Е.Н. (доверенность от 15.10.2014 N 166).
Общество "Газпромтранс" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу "ППЖТ" (ИНН: 0266033300, ОГРН: 1100266000240) о взыскании 15 000 штрафа за обнаружение в порожних вагонах остатков, превышающих норму, 12 494 руб. убытков по их удалению.
Решением суда от 30.10.2014 (судья Кручинина Н.Е.) исковые требования удовлетворены частично. С общества "ППЖТ" в пользу общества "Газпромтранс" взысканы убытки в размере 13 747 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 (судьи Логиновских Л.Л., Костин В.Ю., Махрова Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Газпромтранс" просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований в размере 13 747 руб., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Как указывает заявитель, вывод суда о составлении акта формы ГУ-7а по вагону N 51230894 непосредственно при обнаружении факта недослива цистерны со ссылкой на п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов N 45), является необоснованным, поскольку данный пункт не подлежит применению, так как регламентирует порядок и основания составления актов общей формы, в то время как спорные акты составлены в порядке п. 8.1 названных Правил. Как утверждает заявитель жалобы, спорный вагон не участвовал в иных перевозках в рассматриваемый период, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела документы. По мнению кассатора, то обстоятельство, что акт формы ГУ-7а по вагону N 51230894 составлен 30.05.2013 на промывочно-пропарочной станции Стенькино-2, а не на станции разгрузки Октябрьск, не освобождает сторону от исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции согласно ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации; недействительность данного акта не установлена.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ППЖТ" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "Газпромтранс" (экспедитор) и обществом "ППЖТ" (клиент) заключен договор транспортной экспедиции на вывоз грузов от 24.12.2012 N 1200232/697, по условиям которого экспедитор обязался оказать услуги, связанные с доставкой железнодорожным транспортом общего пользования грузов (нефтепродуктов, сжиженных газов, иных грузов) со станций Российских железных дорог в адрес клиента в собственном или привлеченном подвижном составе, а клиент обязался принимать услуги и оплачивать их (п. 1.1).
В соответствии с п. 2.3.11 названного договора клиент обязался обеспечить выгрузку груза (грузополучателем и/или иным лицом), при этом остаток груза в вагоне, а в случае перевозки сжиженных газов остаточное давление в вагоне после слива, должны соответствовать нормам, установленным действующими правилами перевозки грузов.
Согласно п. 4.1.6 договора от 24.12.2012 в случае обнаружения в порожних вагонах остаточного давления после слива с отклонением от установленных норм, а также остатков перевозимого груза, превышающих установленные нормы, клиент обязан уплатить штраф в размере 7500 руб. за каждый вагон.
По данным общества "Газпромтранс", обществом "ППЖТ" в рамках отношений по указанному договору ненадлежащим образом исполнялась обязанность по выгрузке груза. В подтверждение данного обстоятельства обществом "Газпромтранс" в материалы дела представлены акты формы ГУ-7а от 01.05.2013 и 30.05.2013, из которых следует, что в вагонах N 51230894 и 50904697, прибывших на станции Нужьялы и Сенькино-2, остаток перевозимого груза превысил допустимую Правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 46 (далее - Правила очистки и промывки вагонов N 46), величину (более 1 см).
На основании п. 4.1.6 договора от 24.12.2012 начислив штраф за сверхнормативные остатки груза в вагонах в размере 15 000 руб. и рассчитав размер убытков, понесенных им в связи с их последующей очисткой, в сумме 12 494 руб., общество "Газпромтранс" направило в адрес общества "ППЖТ" претензию от 03.03.2014 с просьбой об их уплате, которая оставлена последним без удовлетворения.
Неисполнение обществом "ППЖТ" в добровольном порядке изложенных в претензии требований послужило основанием для обращения общества "Газпромтранс" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования частично, исходил из доказанности факта обнаружения остатков груза в порожнем вагоне N 50904697, переданного ответчиком, и несения истцом расходов в связи с его очисткой. Отказ в удовлетворении требований по вагону N 51230894 мотивирован судом отсутствием надлежащих доказательств, подтверждающих наличие остатков продукта в вагоне, непосредственно составленных в момент обнаружения факта недослива цистерны.
Суд апелляционной инстанции поддержал решение суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи.
Согласно п. 2 Правил очистки и промывки вагонов N 46 очищенными признаются вагоны-цистерны и бункерные полувагоны при условии, если во внутренней и на внешней поверхности котлов или бункеров не имеется наличия остатков грузов. При сливе груза из цистерн с верхним сливом остаток невыгруженного груза может допускаться не более 1 см (по замеру под колпаком).
Для удостоверения неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах недослитых остатков груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях) на станциях составляется акт общей формы. В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления (п. 3.1, 3.4 Правил составления актов N 45.
Правила составления акта о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, установлены в разделе VIII Правил составления актов N 45, в соответствии с п. 8.1 которых в случае обнаружения в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях цистерны (бункерного полувагона) с остатком груза более нормы, установленной Правилами очистки вагонов, составляется акт о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, по форме ГУ-7а (приложение N 7 к названным Правилам). Данный акт составляется в четырех экземплярах на каждую цистерну (бункерный полувагон) с остатком груза и подписывается уполномоченными представителями перевозчика.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в частности, акты формы ГУ-7а о недосливе цистерн от 01.05.2013 и 30.05.2013, платежные поручения по оплате услуг, акты оказанных услуг о подготовке цистерн горячим способом, акт оказанных по очистке вагонов, акты по обработке цистерн, с учетом пояснения сторон, суды пришли к выводу о доказанности истцом совокупности обстоятельств, требуемой для взыскания убытков по вагону N 50904697 в размере 13 747 руб., и отсутствия в материалах дела надлежащих доказательств фиксации наличия остатков продукта в вагоне N 51230894 непосредственно в момент обнаружения факта недослива цистерны.
Судами принято во внимание то обстоятельство, что фиксация факта недослива продукта из вагона N 51230894 произведена по истечении 23 дней после прибытия груженого вагона на станцию назначения - 30.05.2013. При этом, как установлено судами, вагон N 51230894 согласно накладной N ЭШ670647 со станции отправления Аллагуват прибыл под разгрузку на станцию назначения Октябрьск 07.05.2013, далее согласно накладной N ЭШ878592 09.05.2013 отправлен со станции Октябрьск Куйбышевской железной дороги на станцию назначения Нужьялы, куда прибыл 15.05.2013; 24.05.2013 отправлен со станции Нужьялы на станцию Стенькино-2 Московской железной дороги, куда прибыл 29.05.2013, где составлен акт о недосливе цистерн формы ГУ-7а от 30.05.2013.
На основании изложенного и с учетом того, что спорный вагон в период с 07.05.2013 по 30.05.2013 мог участвовать в иных перевозках, представленный в материалы дела акт формы ГУ-7а от 30.05.2013 не признан судами допустимым доказательством по делу, что исключило возможность удовлетворения исковых требований общества "Газпромтранс" в указанной части.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать представленные в материалы дела доказательства и устанавливать иные обстоятельства дела, чем те, что установлены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку указанные действия выходят за пределы его полномочий в соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 N 13031/12.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств (акта ГУ-7а от 30.05.2013) и установленных судами на их основании фактических обстоятельств, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены оспариваемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2014 по делу N А07-8866/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Газпромтранс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
Л.В. Громова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.