Екатеринбург |
|
08 июля 2013 г. |
Дело N А07-20013/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Поротниковой Е.А., Кангина А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации сельского поселения Ташлинский сельсовет муниципального района Гафурийский район (далее - администрация, заявитель; ИНН 0219001492, ОГРН 1020201251553) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2012 по делу N А07-20013/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 по указанному делу.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - управление, административный орган; ИНН 0278007626, ОГРН 1020203221147) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 26.10.2012 N 04-05/Пр-66/1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 200 000 руб.
Решением суда от 25.12.2012 (судья Валеев К.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 (судьи Малышев М.Б., Костин В.Ю., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что у управления отсутствовали полномочия для привлечения ее к административной ответственности, поскольку в силу ст. 72 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении"), таким правом наделен только суд.
Как следует из материалов дела, в управление 13.06.2012 поступило заявление Юмагуловой М.М. о размещения свалки мусора в непосредственной близости от реки и автомобильной дороги возле с. Ташла Гайфурийского района Республики Башкортостан.
Должностным лицом управления с участием главы сельского поселения Ташлинский сельсовет Гайфурийского района Республики Башкортостан, а также двух понятых 02.07.2012 составлен протокол осмотра территории N 04-03/8Т, которым зафиксировано, что на территории Ташлинского сельсовета Гайфурийского района Республики Башкортостан в 20 метрах от дороги Красноусольск - Ташлы, в 80 метрах от реки Усолка организована свалка твердых бытовых отходов площадью 100 х 50 м и высотой 2-2,5 м. Обваловка и ограждение свалки отсутствуют и мусор разносится ветром.
Управлением 11.07.2012 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении администрации по факту нарушения ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации и совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 Кодекса.
Также 11.07.2012 административным органом вынесено определение об истребовании необходимых дополнительных сведений по делу об административном правонарушении, которым у администрации истребованы устав, правоустанавливающие документы на земельный участок, правоустанавливающие документы на свалку и объяснение по факту выявленного правонарушения.
В ходе административного расследования установлено, что на территории Ташлинского сельсовета в 20 метрах от дороги Красноусольск - Ташла допущено несанкционированное складирование отходов производства и потребления. Расстояние от свалки ТБО до реки Усолка составляет 80 метров. Длина водотока реки Усолка составляет 55 км. В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранная зона реки составляет 200 метров. Площадь свалки ТБО составляет около 5000 кв. м.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении управлением составлен протокол об административном правонарушении от 20.09.2012 N 04-03/Пр-66/1, в котором зафиксировано нарушение заявителем требований п. 3 ч. 4, п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", выразившееся в размещении на территории Ташлинского сельсовета Гайфурийского района несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в водоохранной зоне реки Усолка и вынесено постановление от 22.10.2012 N 04-05/Пр-66/1о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.42 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 200 000 руб.
Считая постановление управления о привлечении к административной ответственности незаконным, администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях администрации состава вмененного административного правонарушения и отсутствия со стороны административного органа процессуальных нарушений, влекущих за собой признание незаконным и отмену постановления о назначении административного наказания по безусловным основаниям.
Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.42 Кодекса административным правонарушением признается использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В силу ч. 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Частью 4 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров; 2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; 3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
В границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ (п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Факт размещения несанкционированной свалки ТБО в водоохранной зоне судами установлен и администрацией не отрицается.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях администрации состава вменяемого ей административного правонарушения и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя о том, что у управления отсутствовали полномочия для привлечения ее к административной ответственности, подлежит отклонению в связи со следующим.
Статья 72 Закона о местном самоуправлении устанавливает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно ст. 73 и 74 Закона о местном самоуправлении такая ответственность соответствующих органов и должностных лиц наступает в случае если установлено судом, что принятый ими нормативный акт противоречит федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования или совершения должностным лицом местного самоуправления действий, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единства и территориальной целостности Российской Федерации, а представительный орган муниципального образования (глава муниципального образования, глава местной администрации) не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, то принимаются решения соответствующими органами (должностными лицами) о привлечении к ответственности в виде роспуска представительного органа муниципального образования, об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации.
Таким образом, норма ст. 72 Закона о местном самоуправлении не регулирует правоотношения связанные с привлечением соответствующих лиц к административной ответственности.
Круг должностных лиц, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, определен гл. 23 Кодекса.
Каких-либо особых процедур привлечения органов местного самоуправления и их должностных лиц к административной ответственности ни нормами Кодекса, ни иными нормативными правовыми актами федерального уровня не установлено.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2012 по делу N А07-20013/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации сельского поселения Ташлинский сельсовет Муниципального района Гафурийский район - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 73 и 74 Закона о местном самоуправлении такая ответственность соответствующих органов и должностных лиц наступает в случае если установлено судом, что принятый ими нормативный акт противоречит федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования или совершения должностным лицом местного самоуправления действий, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единства и территориальной целостности Российской Федерации, а представительный орган муниципального образования (глава муниципального образования, глава местной администрации) не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, то принимаются решения соответствующими органами (должностными лицами) о привлечении к ответственности в виде роспуска представительного органа муниципального образования, об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации.
Таким образом, норма ст. 72 Закона о местном самоуправлении не регулирует правоотношения связанные с привлечением соответствующих лиц к административной ответственности.
Круг должностных лиц, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, определен гл. 23 Кодекса.
Каких-либо особых процедур привлечения органов местного самоуправления и их должностных лиц к административной ответственности ни нормами Кодекса, ни иными нормативными правовыми актами федерального уровня не установлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 июля 2013 г. N Ф09-6264/13 по делу N А07-20013/2012