Екатеринбург |
|
10 июня 2015 г. |
Дело N А71-12631/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Беляевой Н.Г., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.12.2014 по делу N А71-12631/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства обороны Российской Федерации - Иванчогло В.И. (доверенность от 22.04.2015 N 212/1/239).
Общество с ограниченной ответственностью "Обелиск" (далее - общество "Обелиск") обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" (далее - Военный комиссариат) убытков в размере 48 150 руб. в связи с неоплатой расходов на изготовление и установку надгробных памятников участникам ВОВ и инвалидам ВОВ.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.11.2014 в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Смирнов Юрий Яковлевич, Максимов Николай Иванович.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.12.2014 (судья Бакулев С.Ю.) с Военного комиссариата за счет средств федерального бюджета в пользу общества "Обелиск" взысканы расходы в сумме 48 150 руб., в возмещение судебных издержек - 10 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 (судьи Гребенкина Н.А., Виноградова Л.Ф., Дружинина Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Военный комиссариат просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Военный комиссариат полагает, что представленные обществом "Обелиск" документы на оплату памятников Маркова И.П. и Смирнова Я.Л. оформлены с нарушениями установленных требований, в связи с чем заявителем к оплате не приняты и возвращены с требованием о предоставлении надлежащим образом составленных документов, в частности квитанций БО-13(01). Заявитель ссылается на то обстоятельство, что в состав расходов обществом "Обелиск" включены затраты на выполнение гравировальных работ на захороненных членов семей Маркова И.П. и Смирнова Я.Л.; составные части памятника Смирнову Я.Л. выполнены из разного материала (стела старая, из нового материала (мрамора) выполнены подставка и цветник). При этом законодательными актами определено, что оплате за счет средств государства подлежат только памятники для увековечения погибших (умерших) военнослужащих, работы, выполненные на памятниках для увековечения памяти членов их семей и родственников, оплате за счет государства не подлежат. В связи с чем, по мнению Военного комиссариата, правовые основания для удовлетворения требований общества "Обелиск" в заявленном размере отсутствуют.
Выводы судов о наличии оснований для удовлетворения требований общества о взыскании с ответчика судебных расходов в сумме 10 000 руб., понесенных на оплату услуг представителя, не обжалуются, в связи с чем законность судебных актов в данной части судом не проверяется, суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В отзыве на кассационную жалобу общество "Обелиск" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что между обществом "Обелиск" (подрядчик) и Смирновым Ю.Я. (заказчик) заключен договор от 18.09.2014 N 66 подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника, в соответствии с которым истец принял обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника для погибшего (умершего) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, участника войны, ветерана военной службы или боевых действий Смирнова Я.Л.
Стоимость изготовления и установки памятника по названному договору составляет 20 100 руб. (п. 4.1 указанного договора)
Смирнов Я.Л. являлся участником Великой Отечественной войны и проходил службу в период ВОВ в составе действующей армии, что подтверждается выпиской из военного билета серии ВЕ N 337776, удостоверением участника войны серии Б N 984666, свидетельством серии ВЕ N 337776.
Согласно справке о захоронении от 25.09.2014 N 37/08-14 Смирнов Я.Л. захоронен на кладбище "Александровское" в городе Ижевске.
Памятник участнику Великой Отечественной войны Смирнову Я.Л. установлен 29.09.2014 на кладбище "Александровское" в городе Ижевске, что подтверждается актом приемки выполненных работ, являющимся неотъемлемой частью договора от 18.09.2014 N 66.
Между Смирновым Ю.Я. (цедент) и обществом "Обелиск" (цессионарий) заключен договор цессии (уступки прав требования) от 18.09.2014 N 76, в соответствии с которым Смирнов Ю.Я. уступил истцу право требования возмещения расходов к Военному комиссариату Удмуртской Республики, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику Великой Отечественной войны Смирнову Я.Л.
Между обществом "Обелиск" (подрядчик) и Максимовым Н.И. (заказчик) заключен договор подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника от 19.09.2014 N 72, в соответствии с которым общество "Обелиск" приняло обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника для погибшего (умершего) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, участника войны, ветерана военной службы или боевых действий Маркова И.П.
Стоимость изготовления и установки памятника по названному договору составляет 28 050 руб. (п. 4.1 указанного договора).
Марков И.П. являлся участником Великой Отечественной войны и проходил военную службу в период ВОВ в составе действующей армии, что подтверждается военным билетом НП N 2969442.
Памятник участнику Великой Отечественной войны Маркову И.П. установлен 27.09.2014 на кладбище "Южное", что подтверждается актом приемки выполненных работ, являющимся неотъемлемой частью договора от 19.09.2014 N 72.
Между Максимовым Н.И. (цедент) и обществом "Обелиск" (цессионарий) заключен договор цессии от 19.09.2014 N 82, в соответствии с которым Максимов Н.И. уступил обществу "Обелиск" право требования возмещения расходов к Военному комиссариату Удмуртской Республики, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику Великой Отечественной войны Маркову И.П.
Ссылаясь на наличие у Военного комиссариата обязанности по возмещению названных расходов, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу положений ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Проанализировав положения ст. 5, 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ, суды пришли в правомерному выводу о том, что лицо, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может заявить требование о возмещении понесенных им расходов. Нормы действующего законодательства не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.
Согласно п. 2 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" (далее - Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих), порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны Российской Федерации на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с п. 35 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в п. 2 данного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребении или учета.
На основании п. 36 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в п. 38 данного Порядка.
В соответствии с п. 38 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в п. 2 названного Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что истцом понесены расходы на изготовление и установку надгробных памятников, изготовленных для увековечения памяти участников Великой Отечественной войны по поручению их родственников. Данные расходы подлежат возмещению Военным комиссариатом с учетом предоставления обществом полного пакет документов, предусмотренных п. 38 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих по каждому надгробному памятнику.
С учетом этого и принимая во внимание, что истец надлежащим образом исполнил свои обязательства по изготовлению и установке надгробных памятников умершим участникам Великой Отечественной войны, при этом данные расходы ответчиком не возмещены, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования.
Отклоняя доводы Военного комиссариата об отсутствии оснований для взыскания расходов на изготовление памятников Маркову И.П. и Смирнову Я.Л. в полном объеме, поскольку в состав расходов включены затраты на выполнение гравировальных работ, в том числе и на членов их семей, суды указали на наличие в материалах дела актов приемки выполненных работ, из которых следует, что расходы понесены на изготовление надгробий для увековечения памяти участников Великой Отечественной войны.
Из пояснений общества "Обелиск" следует, что в квитанциях БО-13 к договорам подряда указана стоимость одного комплекта гравировальных работ, данные работы выполнены в отношении умерших участников Великой Отечественной войны.
В нарушение ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Военным комиссариатом не представлено доказательств, подтверждающих размер расходов, не подлежащих возмещению.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований общества "Обелиск".
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств по делу и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.12.2014 по делу N А71-12631/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.