Екатеринбург |
|
17 июля 2013 г. |
Дело N А50-18699/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Поротниковой Е.А., Кангина А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Триада" (далее - общество; ИНН 5911043858, ОГРН 1045901368325) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.01.2013 по делу N А50-18699/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (далее - управление; ИНН 5902293442, ОГРН 1065902059123) - Перов К.А. (доверенность от 19.06.2013 N 162).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным предписания от 03.07.2012 N 77/2/4 по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения, территории от чрезвычайных ситуаций, вынесенное инспектором 9 отдела надзорной деятельности по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району ГУ МЧС России по Пермскому краю Кутеповым Е.Е.
Решением суда от 11.01.2013 (судья Аликина Е.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 (судьи Ясикова Е.Ю., Осипова С.П., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Общество полагает, что не является организацией, уполномоченной на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, и участником Единой государственной системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в связи с чем на него не распространяются требования, установленные Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считает их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения исполняющего обязанности начальника 9 отдела надзорной деятельности по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району ГУ МЧС России по Пермскому краю Ануфриева С.А. от 26.06.2012 N 77 инспектором 9 отдела надзорной деятельности по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району ГУ МЧС России по Пермскому краю старшим лейтенантом внутренней службы Кутеповым Е.Е. проведена плановая выездная проверка общества с целью проверки соблюдения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2012 г.
В ходе проверки проверяющим органом выявлены следующие нарушения: не разработана инструкция по действию персонала на случай возникновения чрезвычайной ситуации; руководитель учреждения не прошел специальное обучение на базе учебно-методического центра по подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обслуживающий персонал не обеспечен индивидуальными средствами для защиты органов дыхания в случае чрезвычайной ситуации; не созданы материальные резервы на случай чрезвычайной ситуации.
По результатам проверки составлен акт от 03.07.2012 N 77, в адрес общества вынесено предписание от 03.07.2012 N 77/2/4 об устранении нарушений обязательных требований в области защиты населения, территории от чрезвычайных ситуаций в срок до 01.11.2012.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленные требований, суды исходили из того, что оспариваемое предписание соответствует закону и направлено на обеспечение выполнения обществом публично-правовой обязанности в области защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуации и в области гражданской обороны.
Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 27 Закона N 68-ФЗ государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712 (далее - Положение N 712).
Пунктом 4 Положения N 712 предусмотрено, что органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения; организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти.
В силу п. 6 Положения N 712 должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции вправе выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), в силу п. 2 которого единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Законом N 68-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 Закона N 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В ст. 14 Закона N 68-ФЗ установлена обязанность организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, обязанность планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (п. а ст. 14 Закона N 68-ФЗ).
При этом в нормах Закона N 68-ФЗ не указано, что данная обязанность распространяется только на организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения) и организации, расположенные в непосредственной близости к потенциально опасным объектам (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) и попадающих в зоны возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера и катастрофического затопления.
В соответствии с п. а, в, ж ст. 14 Закона N 68-ФЗ в обязанности организации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций входит: планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление обучения работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основании абз. 4 ст. 20 Закона N 68-ФЗ руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
В соответствии с п. 1, подп. г п. 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", руководители организаций проходят обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" руководители организаций подлежат обучению в области гражданской обороны.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В п. "в" ст. 14 Закона N 68-ФЗ установлены обязанности организаций обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Согласно ст. 14 Закона N 68-ФЗ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организации обязаны: создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу п. 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993 (далее - Положение N 993), накопление средств индивидуальной защиты осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения проживающего на территории и населенных пунктах, указанных в п. 6 и 7 настоящего Положения.
Согласно п. 7 Положения N 993 обеспечению средствами индивидуальной защиты в мирное время подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ, зон возможного опасного радиоактивного, химического и биологического загрязнения при авариях на опасных объектах.
В силу п. 6 Положения N 993 население, проживающее на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, подлежит обеспечению средствами индивидуальной защиты в военное время.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды установили, что общество находится на территории г. Березники, попадающей в зону возможного опасного химического заражения при авариях на ОХК "УРАЛХИМ" (Пермский филиал ОАО "Азот"), АВИСМА (филиал ОАО корпорация "ВСМПО-АВИСМА"), ООО "Сода-Хлорад", в производстве которых используется значительное количество аварийно-химических опасных веществ. Информация о максимальной глубине возможного заражения, а также о количестве населения, проживающем в зоне возможного заражения, отражена в Сводных данных по классификации объектов экономики Пермского края по химической опасности, утвержденных Министром общественной безопасности Пермского края 05.03.2011.
Однако обязанности по планированию и осуществлению необходимых мер в области защиты работников от чрезвычайных ситуаций обществом не исполняются, работники средствами индивидуальной защиты не обеспечены, материальные резервы на случай чрезвычайной ситуации не созданы, руководитель общества обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не прошел.
При таких обстоятельствах суды правильно признали предписание уполномоченного органа от 03.07.2012 N 77/2/4 законным.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, представленные сторонами доказательства полно и всесторонне исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11.01.2013 по делу N А50-18699/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Триада" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Триада" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручения от 21.05.2013 N 301.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В п. "в" ст. 14 Закона N 68-ФЗ установлены обязанности организаций обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Согласно ст. 14 Закона N 68-ФЗ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организации обязаны: создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу п. 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993 (далее - Положение N 993), накопление средств индивидуальной защиты осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения проживающего на территории и населенных пунктах, указанных в п. 6 и 7 настоящего Положения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 июля 2013 г. N Ф09-7197/13 по делу N А50-18699/2012