Екатеринбург |
|
25 июля 2013 г. |
Дело N А50-16009/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Столярова А.А., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аптека "Здоровье" (ИНН: 5911010475, ОГРН: 1025901704762; далее - общество "Аптека "Здоровье") на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.12.2012 по делу N А50-16009/2012.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Аптека "Здоровье" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованием к администрации города Березники о признании незаконным решения комиссии по продаже земельных участков и прав их аренды администрации города Березники от 18 июля 2012 года по результатам рассмотрения обращения общества "Аптека "Здоровье" о предоставлении в аренду земельного участка площадью 63 кв. м, расположенного по адресу: г. Березники, в районе жилого дома N 92 по ул. Мира (далее - спорный земельный участок).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.12.2012 (судья Трубин Р.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 (судья Дюкин В.Ю.) апелляционная жалоба общества "Аптека "Здоровье" возвращена заявителю на основании п. 3 ч. 1 ст. 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе общество "Аптека "Здоровье" просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом ст. 65, 66, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, полагает, что выводы судом сделаны с нарушением норм материального права, оспариваемое решение комиссии по продаже земельных участков и прав их аренды Администрации города Березники от 18 июля 2012 года, принятое на основании п. 2.2.8.5 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 N 483-п, является незаконным, поскольку указанный п. 2.2.8.5 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов решением Пермского краевого суда от 19.11.2012 признан не действующим со дня вступления решения в законную силу с 27.12.2012.
Как установленном судом и следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10.10.2011 N 9910-11 выдано предписание N 552-11-а, адресованное администрации города Березники, в срок до 01.11.2011 принять исчерпывающие меры, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, в том числе общества "Аптека "Здоровье", в частности путем повторного рассмотрения вопроса о включении их нестационарных торговых объектов, эксплуатация которых осуществлялась до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Березники, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации города Березники от 14.07.2011 N 944, а также рассмотрения вопроса о заключении с ними договоров аренды соответствующих земельных участков на новый срок.
В рамках исполнения указанного предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю комиссией по продаже земельных участков и прав их аренды администрации города Березники было повторно рассмотрено заявление общества "Аптека "Здоровье" о предоставлении спорного земельного участка в аренду для эксплуатации нестационарного торгового объекта.
По итогам рассмотрения заявления общества "Аптека "Здоровье" комиссией по продаже земельных участков и прав их аренды администрации города Березники 18.07.2012 вынесено решение об отказе в предоставлении в аренду спорного земельного участка. В обоснование отказа указано, что находящиеся на спорном земельном участке нестационарные торговые объекты расположены в охранной зоне газопровода.
Указанное решение также содержало отказ во включении земельного участка площадью 63 кв. м, расположенного в районе пересечения ул. Свердлова и ул. Юбилейная, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Общество "Аптека "Здоровье", полагая, что данный отказ является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества "Аптека "Здоровье", суд первой инстанции исходил из того, что размещение нестационарных торговых объектов на спорном земельном участке нарушает границы охраняемой зоны газопровода, основываясь на письме открытого акционерного общества "Газпром Газораспределение" от 12.07.2012.
Суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли судебный акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" охранная зона объектов системы газоснабжения это территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В соответствии с п. 6 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Аналогичные положения содержатся в ст. 28 Федерального закона от 31.03.199 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", согласно которой на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В соответствии с подп. "е" п. 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила) охранной зоной газораспределительной сети является территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
В подп. "а" п. 7 указанных Правил установлены охранные зоны газораспределительных сетей вдоль трасс наружных газопроводов в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 м с каждой стороны газопровода.
В силу п. 48 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах. В документах, удостоверяющих права собственников, владельцев и пользователей на земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, указываются ограничения (обременения) прав этих собственников, владельцев и пользователей.
Согласно п. 17, 18, 20, 21 названных Правил, утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По результатам кадастровых работ организации - собственнику газораспределительной сети или эксплуатационной организации выдаются кадастровые планы земельных участков с указанием границ и учетных кадастровых номеров частей земельных участков, входящих в охранную зону. Содержащиеся в пунктах 14, 15 и 16 названных Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в п. 2 данных Правил:
а) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения;
б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями;
в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений;
г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей;
д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ;
е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;
ж) разводить огонь и размещать источники огня;
з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра;
и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;
к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них;
л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.
Судом первой инстанции вывод о том, что нестационарный торговый объект, принадлежащий обществу "Аптека "Здоровье", расположен в охранной зоне газораспределительных сетей, сделан лишь на основании письма открытого акционерного общества "Газпром Газораспределение" от 12.07.2012, в котором указано, что для газораспределительных сетей устанавливается охранная зона в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 м с каждой стороны газопровода. Размещение нестационарного торгового объекта - киоска по адресу: Мира, 92, попадает в охранную зону газопровода, что не отвечает нормативным требованиям и требует выноса (переноса) из охранной зоны высокого давления.
Данный вывод был положен в основу принятого решения. При этом суд не предал значения тому обстоятельству, что сведения, изложенные в письме открытого акционерного общества "Газпром Газораспределение" от 12.07.2012 о нахождении нестационарного торгового объекта в охранной зоне газораспределительных сетей, не подтверждены доказательствами, которые согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязана представить администрация города Березники.
Суд не выяснил когда и каким образом заявителем приобретен нестационарный торговый объект, когда проложен газопровод, почему его присутствие не явилось препятствием для первоначальной установки нестационарного торгового объекта, особенно с учетом того обстоятельства, что объект, по объяснению общества "Аптека "Здоровье", находится в пределах остановочного комплекса. Суд также не выяснил вопрос о том, существовали ли договорные отношения между публичным собственником и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в отношении земельного участка под этим объектом и учитывались ли при этом особенности нахождения газопровода.
Кроме того суд, делая вывод о нарушении охранной зоны газопровода, не указал существуют ли правовые нормы, содержащие запрет на нахождение в охранной зоне газораспределительных сетей нестационарных торговых объектов и каковы правовые последствия в случае размещения таких объектов.
Все указанные обстоятельства имеют существенное значение для правового разрешения спора.
В нарушение ч. 1 ст. 168 и п. 2 ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не исследовал доводы общества "Аптека "Здоровье" и не указал мотивы их отклонения. Не дано судом оценки и обоснованию, по которому администрация города Березники отказала в удовлетворении заявления общества "Аптека "Здоровье".
В связи с изложенным, решение Арбитражного суда Пермского края подлежит отмене, дело - передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть отмеченные недостатки, разрешить спор с учетом всех доводов и возражений лиц, участвующих в деле, а также рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле лица, в собственности которого находится газопровод или которое является эксплуатирующей организацией.
Поступившие в Федеральный арбитражный суд Уральского округа вместе с кассационной жалобой 05.04.2013 документы общества "Аптека "Здоровье" (копия акта приема-передачи земельного участка от 01.01.2011 на 1 листе, копия договора субаренды земельного участка от 01.01.2011 на 5 листах, копия письма Комитета регулирования земельных отношений Администрации города Березники от 19.01.2011 на 1 листе, копия Выписки из протокола заседания комиссии по продаже земельных участков и прав их аренды от 17.01.2010 на 1 листе) не рассматриваются, поскольку в силу ч. 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий для приобщения к материалам дела новых доказательств, установления новых обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.12.2012 по делу N А50-16009/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 48 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах. В документах, удостоверяющих права собственников, владельцев и пользователей на земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, указываются ограничения (обременения) прав этих собственников, владельцев и пользователей.
...
В соответствии с п. 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в п. 2 данных Правил:
...
В нарушение ч. 1 ст. 168 и п. 2 ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не исследовал доводы общества "Аптека "Здоровье" и не указал мотивы их отклонения. Не дано судом оценки и обоснованию, по которому администрация города Березники отказала в удовлетворении заявления общества "Аптека "Здоровье"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 июля 2013 г. N Ф09-3770/13 по делу N А50-16009/2012