Екатеринбург |
|
06 августа 2013 г. |
Дело N А50-22076/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Столярова А.А., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Садыевой Натальи Смагиловны (далее - предприниматель Садыева Н.С., заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 25.01.2013 по делу N А50-22076/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, судебное заседание не явились.
От Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (далее - Департамент) в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предприниматель Садыева Н.С. обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Зои Космодемьянской, 3аа в г. Перми, изложенного в письме от 27.08.2012 N И-22-01-08/01-2621; об обязании Департамента согласовать в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда в установленном порядке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Зои Космодемьянской, 3аа в г. Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.01.2013 (судья Батракова Ю.В.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 (судьи Дюкин В.Ю., Панькова Г.Л., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Садыева Н.С. просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что установление красных линий в соответствии с постановлением администрации г. Перми от 10.10.2011 N 583 по спорному земельному участку произведено без учета имеющегося на нем объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности. Предприниматель Садыева Н.С. указывает также, что постановление администрации г. Перми от 10.10.2011 N 583 противоречат Градостроительному и Земельному кодексам Российской Федерации, не подлежат применению по причине большей юридической силы последних нормативных актов.
В отзыве, представленном на кассационную жалобу, Департамент просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, предпринимателю Садыевой Н.С. на праве собственности принадлежит незавершенный строительством комплекс (литера А), расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Дзержинский р-н, ул. Зои Космодемьянской, ост. "ул. Зои Космодемьянской", д. б/н, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 04.05.2009 серии 59 ББ 222769.
Незавершенному строительством комплексу был установлен временный адрес: ул. Зои Космодемьянской, д. 3аа.
Предприниматель Садыева Н.С. обратилась в Департамент с заявлением от 05.07.2011 о согласовании схемы расположения земельного участка, находящегося по вышеуказанному адресу, на кадастровом плане территории.
Письмом от 27.08.2012 N И-22-01-08/01-2621 Департаментом в согласовании названной схемы отказано, ввиду расположения земельного участка на землях общего пользования.
Отказ Департамента послужил основанием для обращения предпринимателя с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Пермского края.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительным ненормативного правового акта в соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия его закону или иному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов именно того лица, которое обращается в арбитражный суд в соответствующими требованиями.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, перечень которых, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании п. 7 названной нормы установлено, что если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанных заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из содержании приведенных положений следует, что выдача органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, осуществляется в целях выполнения кадастровых работ и оформления правоустанавливающих документов на земельный участок, лицу, у которого имеется преимущественное право приобретения земельного участка в собственность.
Порядок согласования, утверждения схем расположения земельного участка или участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, требования к ее разработке, сроки действия схем на территории города Перми определены постановлением Администрации г. Перми от 06.03.2009 N 108 "Об утверждении Правил разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Правила).
Пунктами 3.3 Правил схему согласовывает функциональный орган администрации г. Перми, уполномоченный в области градостроительной деятельности, на предмет соответствия земельного участка градостроительным требованиям.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абз. 2 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3.2.3.2 Правил схему расположения земельного участка согласовывает Департамент на предмет соответствия участка градостроительным требованиям, в том числе обоснованности площади участка; соответствия местоположения границ участка документации по планировке территории Правилам землепользования и застройки города Перми, красным линиям; соответствия адреса участка; указанным на схеме зонам ограничений в использовании земельных участков.
Согласно с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
На основании п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования также установлен в п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Суды, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе схему размещения земельного участка, проект планировки и проектом межевания территории, утвержденными постановлением Администрации г. Перми от 10.10.2011 N 583 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории Дзержинского района г. Перми", проект детальной планировки жилых районов Парковый и Железнодорожный, утвержденным решением Исполнительного комитета Пермского городского Совета народных депутатов от 21.11.1983 N 480, суды установили, что испрашиваемый земельный участок, формируемый под незавершенный строительством комплекс расположен на землях общего пользования.
Судами верно отмечено, что постановление Администрации г. Перми от 10.10.2011 N 583 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории Дзержинского района г. Перми", решение Исполнительного комитета Пермского городского Совета народных депутатов от 21.11.1983 N 480 недействующими не признаны.
При таких обстоятельствах суды, установив, что отказ Департамента не нарушает права и законные интересы заявителя, не противоречит закону, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя направлены на переоценку выводов судов относительно установленных обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 25.01.2013 по делу N А50-22076/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Садыевой Натальи Смагиловны - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А.Купреенков |
Судьи |
А.А.Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования также установлен в п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 августа 2013 г. N Ф09-6937/13 по делу N А50-22076/2012