Екатеринбург |
|
09 августа 2013 г. |
Дело N А60-51259/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Черкезова Е. О., Поротниковой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области (далее - учреждение, Пенсионный фонд) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2013 по делу N А60-51259/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель учреждения - Барышникова С.А. (доверенность от 07.08.2013 N 10-10382).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий начальника отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Н. Тагила и Пригородному району старшего судебного пристава Коваль Л.Л. (далее - заинтересованное лицо, старший судебный пристав), выразившихся в отказе в принятии к исполнению исполнительных документов Пенсионного фонда от 20.11.2012 N 07503890067856, N 07503890067857, N 07503890067862, N 07503890067865, а также обязать старшего судебного пристава возбудить исполнительное производство, приняв к исполнению вышеуказанные исполнительные документы.
Решением суда от 21.02.2013 (судья Сергеева М.Л.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 (судьи Сафонова С.Н., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) в случае неисполнения плательщиком страховых взносов требований фонда обязанность по уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Согласно ч. 14, 15 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы, а также пени и штрафы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В силу ч. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 19 данного Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы, пени, штрафы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 19 названного Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Таким образом, по смыслу ч. 14 ст. 19, ч. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять постановление о взыскании страховых взносов за счет иного имущества, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Несоблюдение органом контроля за уплатой страховых взносов процедуры взыскания страховых взносов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, либо ее ненадлежащее исполнение, в частности, непринятие органом Пенсионного фонда Российской Федерации мер для получения сведений о счетах должника в банке, влияет на оценку законности постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае его оспаривания.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 данного Федерального закона.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ установлено, что исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
По смыслу приведенных выше положений ст. 19, 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ взыскание задолженности за счет имущества плательщика возможно не только при недостаточности (отсутствии) у него денежных средств на расчетных счетах в банках, но и при отсутствии у органа контроля информации о счетах плательщика страховых взносов, что в такой ситуации объективно исключает возможность предшествующего обращения в банки и представления судебному приставу-исполнителю инкассовых поручений с отметками банков о невозможности исполнения.
В силу ст. 24 и 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-Ф, п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации после 01.01.2010 сведения об открытии счёта в банке подаются хозяйствующими субъектами, открывающими расчётные счета, и банками одновременно как в налоговый орган, так и в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Таким образом, только после 01.01.2011 органы Пенсионного фонда Российской Федерации получили возможность обладать достаточной информацией об отсутствии либо наличии всех счетов плательщиков обязательных платежей, поставленных на учёт после 01.01.2011, и, соответственно, самостоятельно предоставлять такие сведения иным государственным органам и должностным лицам.
В связи с этим для подтверждения факта невозможности применения процедуры принудительного взыскания задолженности за счёт денежных средств, находящихся в банке, с плательщика, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей после 01.01.2011 достаточно приложения к постановлению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации документа, содержащего сведения об отсутствии информации об открытых должником расчётных и иных счетах в банках непосредственно у территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации как органа, контролирующего обязательные платежи в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
При взыскании задолженности с плательщика, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей до 01.01.2011, Пенсионный фонд Российской Федерации при обращении в Федеральную службу судебных приставов вместе с постановлением должен представить сведения соответствующего налогового органа об отсутствии у должника счетов в банке.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что учреждением в отношении индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в этом качестве до 01.01.2011, вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов.
Учреждением указанные постановления направлены для исполнения в адрес Ленинского и Пригородного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области г. Нижнего Тагила.
Старший судебный пристав письмом от 03.12.2012 N 03-26-12939 возвратил без исполнения вышеуказанные постановления с указанием того, что представленные учреждением документы не соответствуют требованиям, предъявляемым к исполнительным документам (факт отсутствия у должника счетов в банке не подтвержден надлежащими доказательствами).
Учитывая, что должники зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей до 01.01.2011, а возможность самостоятельно представлять сведения обо всех известных счетах должника либо их отсутствии возникла у учреждения только в отношении лиц, поставленных на учёт с 01.01.2011, суды пришли к обоснованным выводам о том, что оспариваемые действия старшего судебного пристава основаны на нормах материального права, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении требований учреждения.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2013 по делу N А60-51259/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу приведенных выше положений ст. 19, 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ взыскание задолженности за счет имущества плательщика возможно не только при недостаточности (отсутствии) у него денежных средств на расчетных счетах в банках, но и при отсутствии у органа контроля информации о счетах плательщика страховых взносов, что в такой ситуации объективно исключает возможность предшествующего обращения в банки и представления судебному приставу-исполнителю инкассовых поручений с отметками банков о невозможности исполнения.
В силу ст. 24 и 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-Ф, п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации после 01.01.2010 сведения об открытии счёта в банке подаются хозяйствующими субъектами, открывающими расчётные счета, и банками одновременно как в налоговый орган, так и в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Таким образом, только после 01.01.2011 органы Пенсионного фонда Российской Федерации получили возможность обладать достаточной информацией об отсутствии либо наличии всех счетов плательщиков обязательных платежей, поставленных на учёт после 01.01.2011, и, соответственно, самостоятельно предоставлять такие сведения иным государственным органам и должностным лицам."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 августа 2013 г. N Ф09-7857/13 по делу N А60-51259/2012