Екатеринбург |
|
15 августа 2013 г. |
Дело N А71-14993/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Поротниковой Е.А., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.02.2013 по делу N А71-14993/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Отдела (инспекция) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта) (далее - инспекция, административный орган) - Овчаренко К.Г. (доверенность от 24.11.2012 N 53);
общества - Торосян М.П. (доверенность от 26.11.2012 N УЭСК-053), Тюренков С.Н. (доверенность от 26.11.2012 N УЭСК-054).
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 22.02.2013 (судья Кудрявцев М.Н.) в удовлетворении требований отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии вины общества в совершении вмененного правонарушения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 (судьи Риб Л.Х., Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения. При этом судом установлена вина общества, но учтено истечение сроков привлечения к ответственности.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение, ссылаясь на несовершение им вменяемого правонарушения.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела и установлено судами, инспекцией в период с 07.11.2012 по 08.11.2012 проведена проверка соблюдения обществом, являющегося гарантирующим поставщиком электрической энергии, на соответствие реализуемой электрической энергии обязательным требованиям государственных стандартов.
При проведении проверки в жилых домах в N 3, 6,14, 17, 19, 21 в пер. Мирный жилого района Гудок-2 г. Сарапула установлено отклонение напряжения более, чем на 10% и длительность провала напряжения более, чем 30 секунд, что является нарушением пунктов 5.2, 5.7 ГОСТа 13109-97.
По факту поставки (продажи) электрической энергии, не соответствующей требованиям государственного стандарта (с отклонениями напряжения и с провалами напряжения) инспекцией в отношении общества в присутствии его защитника 17.12.2012 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 Кодекса. По его мнению, материалами дела подтверждена поставка в жилые дома электроэнергии; ответственность за качество энергии несет поставщик, поскольку им заключены с потребителями договоры электроснабжения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 35-ФЗ и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
На основании ст. 3 Закона N 35-ФЗ к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической энергии, поставки (продажи) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, сбыт электрической энергии; энергосбытовыми организациями являются организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии; территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть; потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и(или) производственных нужд.
Положениями ч. 1 ст. 38 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 Кодекса нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Судами установлено, что общество (заказчик) через принадлежащие открытому акционерному обществу "МРСК Центра и Приволжья" филиал Удмуртэнерго (исполнитель) на праве собственности или других законных основаниях технические устройства электрических сетей на основании договора возмездного оказания услуг от 29.10.2010 N 4 осуществляло подачу электрической энергии потребителям электрической энергии в пределах разрешенной (заявленной) мощности потребителей.
Энергоснабжение жилого района Гудок-2 производилось с подстанции "Северная" - общества "МРСК" филиал "Удмуртэнерго", по фидеру 6 кВ - ООО "Электрические сети Удмуртии", через КТП N 166, принадлежащее муниципальному образованию "город Сарапул". При этом отпайка ВЛЭП 0,4 кВ мкр. Гудок 2, пер. Мирный N 3,6,14,17,19,21 принадлежит потребителям (самозастрой).
Контроль качества электрической энергии производился в жилых домах граждан (непосредственно у потребителей коммунальной услуги, предоставляемой обществом электроэнергии), то есть в данном конкретном деле за пределами электросетей, находящихся на обслуживании сетевой организации.
Выявленные нарушения могут указывать на наличие состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса (нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами) поскольку действия (бездействие) ресурсоснабжающей организации по предоставлению населению услуг по электроснабжению с нарушением требований государственного стандарта к качеству электрической энергии, в частности, при напряжении в сети ниже минимально допустимого уровня, является нарушением нормативов обеспечения коммунальными услугами.
В данном случае норма, установленная ст. 7.23 Кодекса является специальной по отношению к норме, содержащейся в ст. 14.43 Кодекса.
Таким образом, событие правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.43 материалами дела не подтверждается.
Кроме того судом первой инстанции правомерно указано на недоказанность того обстоятельства, что факт поставки некачественной электроэнергии произошел по вине общества. Поставка электроэнергии осуществлялась, в том числе, через электросети не находящиеся на обслуживании сетевой организации, а принадлежащие самим потребителям (самозастрой). Суждения апелляционного суда об обратном являются ошибочными.
При таких обстоятельствах изменению в судебных актах подлежит лишь мотивировочная часть.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.02.2013 по делу
N А71-14993/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 Кодекса нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
...
Выявленные нарушения могут указывать на наличие состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса (нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами) поскольку действия (бездействие) ресурсоснабжающей организации по предоставлению населению услуг по электроснабжению с нарушением требований государственного стандарта к качеству электрической энергии, в частности, при напряжении в сети ниже минимально допустимого уровня, является нарушением нормативов обеспечения коммунальными услугами.
В данном случае норма, установленная ст. 7.23 Кодекса является специальной по отношению к норме, содержащейся в ст. 14.43 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 августа 2013 г. N Ф09-7965/13 по делу N А71-14993/2012