Екатеринбург |
|
20 августа 2013 г. |
Дело N А76-24987/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Аслановой М.Г. на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.02.2013 по делу N А76-24987/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе, публично путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Асланова Матанат Геджи кызы (далее - предприниматель) обратился с заявлением в Арбитражный суд Челябинской области о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - административный орган) от 30.10.2012 N 564/565, которым предприниматель привлечен к административной ответственности предусмотренной ч. 1, 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекса) в виде наложения штрафа в сумме 20 000 руб.
Решением суда от 26.02.2013 (судья Щукина Г.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 (судьи Костин В.Ю., Малышев М.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и выражая своё несогласие с оценкой судов доказательств по делу. Заявитель кассационной жалобы полагает, что допущенное им правонарушение является малозначительным и просит на основании положений ст. 2.9 Кодекса прекратить производство по делу.
Суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Частью 3 ст. 20.4 Кодекса установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ предусмотрено, что на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписание, постановление и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Суды установили, что административным органом доказан факт виновного нарушения предпринимателем требований пожарной безопасности, ответственность за несоблюдение которых установлена ч. 1, 3 ст. 20.4 Кодекса. Указанные обстоятельства предпринимателем не оспаривается.
Возможность применения положений ст. 2.9 Кодекса было предметом исследования судов, в ходе которого установлено отсутствие доказательств, свидетельствующих о своевременном применении предпринимателем всех зависящих от него мер по соблюдению требований пожарной безопасности. При этом судами правомерно отмечено, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, поэтому совершённое предпринимателем правонарушение не может быть признано малозначительным.
Руководствуясь ст. 2.1 Кодекса, суды обеих инстанций обоснованно указали на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что предпринимателем были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1, 3 ст. 20.4 Кодекса.
Довод предпринимателя о применении судом кассационной инстанции положений ст. 2.9 Кодекса отклоняется, поскольку согласно п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 4 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.02.2013 по делу N А76-24987/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Аслановой М.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ предусмотрено, что на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписание, постановление и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Суды установили, что административным органом доказан факт виновного нарушения предпринимателем требований пожарной безопасности, ответственность за несоблюдение которых установлена ч. 1, 3 ст. 20.4 Кодекса. Указанные обстоятельства предпринимателем не оспаривается.
Возможность применения положений ст. 2.9 Кодекса было предметом исследования судов, в ходе которого установлено отсутствие доказательств, свидетельствующих о своевременном применении предпринимателем всех зависящих от него мер по соблюдению требований пожарной безопасности. При этом судами правомерно отмечено, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, поэтому совершённое предпринимателем правонарушение не может быть признано малозначительным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 августа 2013 г. N Ф09-7469/13 по делу N А76-24987/2012