Екатеринбург |
|
21 августа 2013 г. |
Дело N А07-881/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Сухановой Н. Н., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (ИНН: 0274038937, ОГРН: 1030203899395); (далее - Совет) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.05.2013 по делу N А07-881/2013.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Совета - Шарипов И.Ф. (доверенность от 08.02.2013 N 25), Шарафутдинов Р.Р. (доверенность от 08.02.2013 N 26);
-Сахибзадин К.М. (доверенность от 09.01.2013 N 1);
обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующим с 01.01.2010 п. 2 решения Совета от 20.11.2009 N 15/190 в части утверждения с 01.01.2010 нормативов потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению в объеме 100 литров на человека в сутки по г. Дюртюли и по подогреву воды в объеме 100 литров на человека в сутки по г. Дюртюли, как не соответствующего подп. "а" п. 5, п. 17 Приложения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 11.02.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МУП "Дюртюлинские Э и ТС".
Согласно определению суда от 27.02.2013 в порядке ч. 5 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступила Прокуратура Республики Башкортостан (далее - прокуратура).
Решением суда от 08.05.2013 (судьи Боброва С.А., Сафиуллина Р.Н., Валеев К.В.) заявление удовлетворено. Пункт 2 решения Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (ИНН 0260008266, ОГРН 1050202288366) от 20.11.2009 г. N 15/190 в части утверждения с 01.01.2010 г. нормативов потребления на услуги горячего водоснабжения в объеме 100 литров на человека в сутки по городу Дюртюли (п.2) и за подогрев воды в объеме 100 литров на человека в сутки по городу Дюртюли признан недействующим, как не соответствующий имеющему большую юридическую силу подп."а" п.5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306, п.17 Приложения к указанным Правилам и Постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам N 1548 от 30.11.2010 г.
В кассационной жалобе Совет просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что при отмене утвержденного Советом норматива потребления горячего водоснабжения и тарифа на горячее водоснабжение, утвержденного Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам 30.11.2010, затрагиваются экономические интересы населения г. Дюртюли и ресурсоснабжающей организации МУП "Дюртюлинские Э и ТС". Интересы управляющей организации - общества при этом не затрагиваются.
Также по мнению Совета, применение в расчетах показателей индивидуальных приборов учета в отсутствие общедомовых приборов учета будет нарушать интересы ресурсоснабжающих организаций.
В кассационной жалобе Совета содержатся также доводы, которыми Совет защищает правильность расчётов оспариваемых нормативов предоставления коммунальных услуг, не соглашаясь с выводами суда в указанной части.
МУП "Дюртюлинские Э и ТС" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просило решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на незаконность судебного акта и поддерживая доводы кассационной жалобы Совета.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта. По мнению общества, нормы права судом применены правильно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Общество полагает также, что вывод Совета о том, что при отмене утвержденных оспариваемым нормативным актом нормативов затрагивает интересы лишь населения и ресурсоснабжающих организаций, а не заявителя по делу, не подлежит рассмотрению, так как не относиться к предмету спора.
Прокуратура также представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Судом установлены и материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
20.11.2009 Советом принято решение N 15/190 "Об утверждении платы за жилищно-коммунальные услуги на 2010 г.".
Названное решение опубликовано в газете "Юлдаш" от 26.11.2009 г., являющейся официальным печатным изданием муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан.
Пунктом 2 указанного решения с 01.01.2010 установлены нормативы потребления коммунальных услуг для населения. В том числе - норматив потребления на услуги горячего водоснабжения в объеме 100 литров на человека в сутки по г. Дюртюли и за подогрев воды в объеме 100 литров на человека в сутки по г. Дюртюли (приложение N 2).
Решением Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан от 09.12.2010 г. N 30/338 названное решение признано утратившим силу.
Поскольку решение Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан N 15/190 от 20.11.2009 г. устанавливало норматив потребления коммунальных услуг горячего водоснабжения и за подогрев воды по городу Дюртюли, адресовано неопределенному кругу лиц, содержало предписания обязательного характера и было рассчитано на неоднократное применение, данное решение обоснованно признано судом нормативным правовым актом и принято к рассмотрению по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что общество, являющееся управляющей организацией по обслуживанию многоквартирных жилых домов, находящихся в г. Дюртюли, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании пункта 2 указанного решения недействующим, поскольку при установлении указанных нормативов не учтены количество этажей в многоквартирных домах г. Дюртюли Республики Башкортостан, что, по мнению Общества, не соответствует подп. "а" п. 5, п. 17 Приложения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306, Постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам N 1548 от 30.11.2010 и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, как указал суд, выразилось в том, что общество осуществляет расчеты за принятые объемы горячего водоснабжения с поставщиком горячей воды - МУП "Дюртюлинские Э и ТС" в соответствии с нормативом, утвержденным Решением Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан N 15/190 от 20.11.2009 г. (100 литров на человека в сутки). При этом с общества взыскана задолженность перед названной ресурсоснабжающей организацией, расчет которой производился с учетом положений оспариваемого судебного акта.
Спор рассмотрен судом первой инстанции по существу.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 317-ФЗ) утратил силу п. 1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Компетенция арбитражных судов стала с 31.12.2012 регулироваться п. 1.1 ч.1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу ст. 3 Закона N 317-ФЗ дела об оспаривании нормативных правовых актов, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не рассмотренные на день вступления в силу названого Федерального закона, рассматриваются судами, принявшими их к производству, в соответствии с правилами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и действовавшими на день принятия соответствующих дел к производству.
Поскольку заявление общества было принято судом первой инстанции к производству 23.01.2013 его рассмотрение регулируется той редакцией ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая действовала на указанную дату.
Установив, что общество, являясь управляющей организацией в отношении жилых многоквартирных домов, осуществляет расчеты за принятые объемы горячего водоснабжения с поставщиком горячей воды в соответствии с нормативом, утвержденным Решением Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан N 15/190 от 20.11.2009 г. (100 литров на человека в сутки), суд сделал вывод что названный нормативный правовой акт затрагивает и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
В силу ч. 7., 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят по общему правилу этой управляющей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" закреплено действующее правило о том, что поступившие управляющей организации (исполнителю) от жителей (потребителей) в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций, в полном объеме перечисляются ресурсоснабжающим организациям.
Оспариваемым по делу пунктом 2 решения Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан N 15/190 от 20.11.2009 г. установлен норматив потребления на услуги горячего водоснабжения в объеме 100 литров на человека в сутки по городу Дюртюли и за подогрев воды в объеме 100 литров на человека в сутки по городу Дюртюли.
Указанный норматив непосредственно влияет на величину коммунальных платежей граждан, проживающих в г. Дюртюли.
Вместе с тем на права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности установление того или иного цифрового выражения спорных нормативов не влияет, поскольку расчеты и с населением и с ресурсоснабжающей организацией общество осуществляет в одном и том же суммовом выражении. В обязанности общества входит прием денежных средств в оплату за спорные коммунальные услуги и перечисление собранных сумм ресурсоснабжающей организации.
Сам по себе тот факт, что общество является коммерческой организацией не свидетельствует о том, что его требования о признании решения Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан N 15/190 от 20.11.2009 г. (п.2) недействующим подведомственны с 31.12.2012 арбитражному суду.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, в частности, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Кроме того, на момент рассмотрения кассационной жалобы, содержащей требования проверки существа расчетов спорных нормативов, нормы процессуального права, регулирующие подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов (ч.1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) вновь изменены Федеральным законом от 07.06.2013 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и с 07.06.2013 дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Таким образом, для определения подведомственности конкретного дело по оспариванию решения органа местного самоуправления следует принимать во внимание указание на возможность оспаривания в арбитражном суде исходя из тех правоотношений, в рамках которых вынесены такие решения.
Подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов органов регулирования муниципального образования, устанавливающих предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, определяется положениями Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Решение Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан N 15/190 от 20.11.2009 г. издано во исполнение положений Федерального закона от 30.12.2004 N 2004 N 210-ФЗ, что прямо следует из текста названного нормативного правового акта.
В соответствии со ст. 17 Закона N 210-ФЗ к подведомственности арбитражных судов отнесены только дела по соответствующим заявлениям федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок и органа регулирования субъекта Российской Федерации по установлению предельных индексов и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса об оспаривании нормативных правовых актов в указанной области, принятых органом регулирования субъекта Российской Федерации и органом регулирования муниципального образования.
В связи с вышеизложенным, настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене, производство по делу - прекращению.
Руководствуясь ст. ст. 150, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.05.2013 по делу N А07-881/2013 отменить.
Производство по делу N А07-881/2013 прекратить.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, в частности, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Кроме того, на момент рассмотрения кассационной жалобы, содержащей требования проверки существа расчетов спорных нормативов, нормы процессуального права, регулирующие подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов (ч.1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) вновь изменены Федеральным законом от 07.06.2013 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и с 07.06.2013 дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
...
Подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов органов регулирования муниципального образования, устанавливающих предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, определяется положениями Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ).
...
В соответствии со ст. 17 Закона N 210-ФЗ к подведомственности арбитражных судов отнесены только дела по соответствующим заявлениям федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок и органа регулирования субъекта Российской Федерации по установлению предельных индексов и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса об оспаривании нормативных правовых актов в указанной области, принятых органом регулирования субъекта Российской Федерации и органом регулирования муниципального образования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 августа 2013 г. N Ф09-7241/13 по делу N А07-881/2013
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2014 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7241/13
15.09.2014 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7241/13
24.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17680/13
23.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17680/13
25.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17680/13
21.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7241/13
22.07.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7241/13
08.05.2013 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-881/13