Екатеринбург |
|
26 августа 2013 г. |
Дело N А07-17754/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Василенко С. Н., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" (далее - заявитель, общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.02.2013 по делу N А07-17754/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Росприроднадзор, управление) о признании незаконным отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, изложенного в письме от 10.07.2012 N 04-02/06239, и об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем выдачи обществу документа об утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение пяти календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением суда от 11.02.2013 (судья Азаматов А.Д.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 (судьи Малышев М.Б., Костин В.Ю., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, полагая, что представленная им информация является достоверной; управлением нарушена форма принятия решения; Приложения к Методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 (далее - Методические указания), не подлежат применению, так как не были опубликованы; заинтересованным лицом нарушен срок рассмотрения заявления общества.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 16.07.2010 за основным государственным регистрационным номером 1100266000702.
Заявителем в Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан подано заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 28.05.2012 N 102-1800, в отношении производственной территории, для которой разработан проект - Промплощадка N 1 - очистные сооружения общества. Согласно описи представленных документов к данному заявлению прилагались проект НООЛР, а также проект НООЛР, заявление и таблица "Предложения по лимитам" в формате Microsoft Exel по форме, указанной в Приложении 1 к Порядку разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (электронный носитель).
Письмом от 10.07.2012 N 04-02/06239, поступившим в адрес общества 28.08.2012, управление, в лице заместителя руководителя сообщило заявителю со ссылкой на п. 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, о принятом решении об отказе в установлении лимитов на размещение отходов для Промплощадки N 1 в связи с несоответствием представленных материалов нормативным правовым актам по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в том числе не устраненным по ранее выявленным замечаниям, указанным в письме от 02.12.2011 N 02-04/9314. В данном письме Росприроднадзор указал на наличие отдельных замечаний, прилагаемых к данному письму и на необходимость доработки проекта НООЛР.
Полагая, что управлением нарушены его права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суды пришли к выводу о законности оспоренного отказа.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемым для природопользователей в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью (п. 1 ст. 22 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
На основании пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 (далее - Порадок).
В соответствии с п. п. 5 и 7 Порядка, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальным предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с Методическими указаниями. Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридические лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления деятельности, в результате которой образуются отходы: а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя; б) следующие документы: копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов); документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
В случае выявления некомплектности представленных заявления и документов и (или) неполноты содержащихся в них сведений территориальные органы Росприроднадзора в 5-дневный срок с даты их приема в письменной форме уведомляют об этом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 9 Порядка).
В соответствии с п. 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 Порядка заявления и документов, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием). Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе указанных заявления и документов.
Методическими указаниями определен единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов образования отходов и лимитов на их размещение (п. 2 Методических указаний).
Требования к форме и содержанию разрабатываемого и оформляемого хозяйствующими субъектами проекта образования отходов и лимитов на их размещения приведены в Приложениях N 1, 2 и 3 к Методическим указаниям.
Судами обоснованно учтено, что Методические указания опубликованы в Бюллетене нормативных актов федеральных органов от 14.04.2008 N 15 без приложений. Между тем при наличии ссылки на указанные приложения в тексте опубликованных Методических указаний, основания для их неприменения отсутствуют.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в рассматриваемой ситуации управление правомерно, исходя из условий п. 10 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (с учетом положений п. 5 данного Порядка) отказало заявителю в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по причине наличия недостоверной информации в составе указанных заявления и документов, а именно:
- в нарушение условий п. 19 Методических указаний, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703, в заявлении общества об утверждении нормативов образования отходов и лимитов их размещения от 28.05.2012 N 102-1800 указаны данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, не соответствующие фактическим. Так, в заявлении от 28.05.2012 N 102-1800 данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, в Единый государственный реестр юридических лиц, указаны как "Номер 6500116 Серия 02 Дата выдачи 12.08.2011", тогда как фактическими данными указанного документа являются соответственно номер 006284902 серия 02, дата выдачи 16.07.2010; этот же документ прилагался обществом к представленному в управление заявлению;
- в таблицах "Схема операционного движения отходов", "Реквизиты (сведения) об организациях - поставщиках и потребителях отходов" и разделе Приложения представлена информация о планируемом получении обществом трех видов отходов от сторонних организаций, тогда как далее заявитель указывает информацию о планируемом получении отходов от семнадцати организаций;
- несоответствия сведений в "Схеме операционного движения отходов" относительно наличия отходов на начало года (0 тонн), в сравнении с таблицей "Характеристика хранения отходов более трех лет" (531 296,4 тонн);
- в таблице "Характеристика объекта размещения отходов" указана информация об отсутствии превышения установленных нормативов качества окружающей среды, тогда как в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение содержится информация (с. 645) о наличии негативного воздействия на окружающую среду; также в графах "Количество" и "Накоплено" приведены сведения о различном количестве отходов, отсутствует указание на год окончания эксплуатации;
- в нарушение п. 6 Правил, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49 характеристика объекта размещения отходов не представлена;
- в проекте НООЛР отсутствует обоснование проведения мониторинга;
- в таблице "Сведения о результатах мониторинга и контроля состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду" информация о мониторинге, проводимом в 2012 г., указана не в полном объеме;
- в нарушение п. 28 Методических указаний в разделе "Планы мероприятий по снижению количества и размещения отходов, обеспечения соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами, сведения о противоаварийных мероприятиях" сведения приведены не в полном объеме;
- обществом приведены недостоверные сведения относительно принятых на себя обществом с ограниченной ответственностью НПП "Наптон" обязательств в отношении ртутных термометров отработанных, масел трансмиссионных, отходов гигиенических средств; не представлено доказательств пролонгации договора, заключенного с индивидуальным предпринимателем Егоровым;
- в нарушение условий пп. 23, 31 Методических указаний, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703, обществом не представлены документы и сведения о передаче отходов другим организациям с целью переработки, обезвреживания и/или захоронения. Представлен договор от 25.05.2011 N 180 о размещении отходов производства и потребления на городском полигоне ТБО, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (исполнителем), срок действия которого истек 25.05.2012, согласно его пункту 4.4, поскольку продление срока действие данного договора предусматривалось исключительно с согласия обеих сторон.
Наличие указанных недостатков обществом по существу не оспаривается.
Судами установлено, что некомплектность документов в данном случае отсутствовала, положения пункта 9 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 к спорным правоотношениям являлись неприменимыми.
В связи с этим суды обоснованно признали, что заинтересованное лицо на основании пункта 10 указанного Порядка правомерно отказало заявителю в утверждении нормативов образования отходов и лимитов их размещения, по мотиву наличия недостоверной информации в составе заявления и документов.
Судами определено, что управлением приведено нормативное обоснование принятого решения (содержатся ссылки на положения Методических указаний и Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).
Судами также учтено, что специальные требования к форме принятия решения об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение нормативно не установлены, а довод общества о несоответствии таким требованиям оспоренного ненормативного правового акта, оформленного в виде письма, обоснованно отклонен.
Несоответствие заявления общества и приложенных к нему документов нормативным требованиям подтверждены материалами дела.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали несоответствие нормативным требованиям заявления общества и приложенного к нему проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, что в силу п. 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, является основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Ссылка заявителя на нарушение заинтересованным лицом установленного срока на принятие оспоренного решения обоснованно отклонена судами, поскольку исходя из даты принятия управлением заявления общества (28.05.2012) решение от 10.07.2012 следует признать принятым в пределах 30 рабочих дней срока, что соответствует сроку, установленному п. 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Всем конкретным обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.02.2013 по делу N А07-17754/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" из средств федерального бюджета 1 000 руб. излишне уплаченной госпошлины по кассационной жалобе по платежному поручению от 10.06.2013 N 1340.
Председательствующий |
Н.Н.Суханова |
Судьи |
С.Н.Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как видно из материалов дела и установлено судами, в рассматриваемой ситуации управление правомерно, исходя из условий п. 10 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (с учетом положений п. 5 данного Порядка) отказало заявителю в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по причине наличия недостоверной информации в составе указанных заявления и документов, а именно:
- в нарушение условий п. 19 Методических указаний, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703, в заявлении общества об утверждении нормативов образования отходов и лимитов их размещения от 28.05.2012 N 102-1800 указаны данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, не соответствующие фактическим. Так, в заявлении от 28.05.2012 N 102-1800 данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, в Единый государственный реестр юридических лиц, указаны как "Номер 6500116 Серия 02 Дата выдачи 12.08.2011", тогда как фактическими данными указанного документа являются соответственно номер 006284902 серия 02, дата выдачи 16.07.2010; этот же документ прилагался обществом к представленному в управление заявлению;
- в таблицах "Схема операционного движения отходов", "Реквизиты (сведения) об организациях - поставщиках и потребителях отходов" и разделе Приложения представлена информация о планируемом получении обществом трех видов отходов от сторонних организаций, тогда как далее заявитель указывает информацию о планируемом получении отходов от семнадцати организаций;
- несоответствия сведений в "Схеме операционного движения отходов" относительно наличия отходов на начало года (0 тонн), в сравнении с таблицей "Характеристика хранения отходов более трех лет" (531 296,4 тонн);
- в таблице "Характеристика объекта размещения отходов" указана информация об отсутствии превышения установленных нормативов качества окружающей среды, тогда как в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение содержится информация (с. 645) о наличии негативного воздействия на окружающую среду; также в графах "Количество" и "Накоплено" приведены сведения о различном количестве отходов, отсутствует указание на год окончания эксплуатации;
- в нарушение п. 6 Правил, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49 характеристика объекта размещения отходов не представлена;
- в проекте НООЛР отсутствует обоснование проведения мониторинга;
- в таблице "Сведения о результатах мониторинга и контроля состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду" информация о мониторинге, проводимом в 2012 г., указана не в полном объеме;
- в нарушение п. 28 Методических указаний в разделе "Планы мероприятий по снижению количества и размещения отходов, обеспечения соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами, сведения о противоаварийных мероприятиях" сведения приведены не в полном объеме;
- обществом приведены недостоверные сведения относительно принятых на себя обществом с ограниченной ответственностью НПП "Наптон" обязательств в отношении ртутных термометров отработанных, масел трансмиссионных, отходов гигиенических средств; не представлено доказательств пролонгации договора, заключенного с индивидуальным предпринимателем Егоровым;
- в нарушение условий пп. 23, 31 Методических указаний, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703, обществом не представлены документы и сведения о передаче отходов другим организациям с целью переработки, обезвреживания и/или захоронения. Представлен договор от 25.05.2011 N 180 о размещении отходов производства и потребления на городском полигоне ТБО, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (исполнителем), срок действия которого истек 25.05.2012, согласно его пункту 4.4, поскольку продление срока действие данного договора предусматривалось исключительно с согласия обеих сторон.
...
Судами установлено, что некомплектность документов в данном случае отсутствовала, положения пункта 9 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 к спорным правоотношениям являлись неприменимыми."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 августа 2013 г. N Ф09-8439/13 по делу N А07-17754/2012