Екатеринбург |
|
28 августа 2013 г. |
Дело N А60-50464/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Столярова А.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Екатеринбурга (далее - администрация, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.02.2013 по делу N А60-50464/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "Производственно-коммерческая фирма "Палникс" (далее - общество "ПКФ "Палникс") - Крупина М.С. (доверенность от 01.10.2010 N 177);
администрации - Королева Л.Ф. (доверенность от 20.12.2012 N 287/05/50.2-03).
Определением суда от 22.08.2013 ввиду болезни судьи Сулейменовой Т.В. на основании ч. 3, 4 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Сулейменовой Т.В. на судью Смирнова А.Ю.
Общество "ПКФ "Палникс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения администрации от 20.09.2012 N 0137/01-10/3966 о приостановлении согласования проектов постановлений о предоставлении земельных участков для строительства велоклуба и детского клуба с автономной котельной; об обязании администрации в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда предоставить обществу "ПКФ "Палникс" в аренду сроком на 10 лет земельный участок площадью 4919, 89 кв. м, расположенный в пределах территории, ограниченной ориентирами: Чусовской тр-т - коллективный сад "Черемушки" - коллективный сад "Серебрянный родник" - коттеджный поселок "Палникс" в границах, указанных на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане от 30.06.2009 N 10873209, для строительства и последующей эксплуатации детского спортивного клуба с автономной газовой котельной; об обязании администрации в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда предоставить обществу "ПКФ "Палникс" в аренду сроком на 10 лет земельный участок площадью 13499 кв. м с кадастровым номером 66:41:0309056:13, имеющий местоположение: Свердловская обл., г. Екатеринбург, 4 км Чусовского тракта, для размещения велоклуба с автономной газовой котельной (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 06.02.2013 (судья Евдокимов И.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 (судьи Голубцова Ю.А., Виноградова Л.Ф., Усцов Л.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений п. 4 ст. 12, ст. 7, 67, 68, 69.1, 102, п. 5.1, 6 ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель считает, что спорные земельные участки, занятые городскими лесами, не могут быть предоставлены для размещения объектов капитального строительства. Администрация указывает также, что судом апелляционной инстанции необоснованно не приняты доказательства, подтверждающие, что спорные земельные участки входят в состав городских лесов и включены в лесохозяйственный регламент.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ПФК "Палникс" указывает на несостоятельность доводов, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, между обществом "ПКФ "Палникс" и администрацией заключено соглашение от 26.12.2007 N 1, в соответствии с которым администрация обязуется предоставить обществу "ПКФ"Палникс" в аренду земельные участки ориентировочной общей площадью 300 000 кв. м из "земель населенных пунктов" в районе 4 км Чусовского тракта между Чусовским трактом и территорией существующего коттеджного поселка "Палникс", границы которых определяются согласно проекту планировки и проекту межевания, утвержденному администрацией (п. 1 соглашения).
Земельные участки предоставляются обществу "ПКФ "Палникс" в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 3 названного соглашения).
Постановлением главы г. Екатеринбурга от 28.10.2008 N 4765 назначены публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории, ограниченной ориентирами: Чусовской тракт - коллективный сад "Черемушки" - коллективный сад "Серебрянный родник" - коттеджный поселок "Палникс".
Постановлением главы г. Екатеринбурга от 05.06.2009 N 2241 с учетом протокола публичных слушаний от 19.12.2008 и заключения о результатах публичных слушаний утверждены основная часть проекта планировки территории, проект межевания территории, ограниченной ориентирами: Чусовской тракт - коллективный сад "Черемушки" - коллективный сад "Серебрянный родник" - коттеджный поселок "Палникс". В приложении N 3 к указанному постановлению - проекте межевания территории с экспликацией зданий и сооружений предусмотрено размещение на указанной территории велоклуба и детского клуба.
Подготовлены и утверждены схемы расположения земельных участков N 10873201 площадью 13499,3 кв. м, N 10873209 площадью 4918,89 кв. м на кадастровом плане территории.
Общество "ПКФ "Палникс" обратилось в администрацию с заявлениями от 15.09.2009 N 4077, N 4082 о предоставлении в аренду на 10 лет земельных участков, расположенных на территории, ограниченной ориентирами: Чусовской тракт - коллективный сад "Черемушки" - коллективный сад "Серебрянный родник" - коттеджный поселок "Палникс" под строительство велоклуба и детского клуба.
Главным управлением архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации г. Екатеринбурга по указанным заявлениям приняты положительные решения от 19.11.2010, от 30.06.2011.
Постановлением главы г. Екатеринбурга от 30.03.2012 N 1247 утвержден акт о выборе и схема расположения земельного участка N 10873201 площадью 13 499 кв. м на кадастровом плане территории (кадастровый квартал 66:41:0309056) по Чусовскому тракту в г. Екатеринбурге для размещения велоклуба с автономной газовой котельной.
Земельный участок площадью 13 499 кв. м, с местоположением: г. Екатеринбург, 4 км Чусовского тракта, 14.05.2012 поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 66:41:0309056:13, с разрешенным использованием - для размещения велоклуба с автономной газовой котельной.
ЕМУП "Горсвет", ОАО "Екатеринбургская электросетевая компания", МБУ "ВОИС", ОАО "Екатеринбурггаз" ОАО "Ростелеком", МУП "Водоканал", Комитетом благоустройства администрации города Екатеринбурга выданы технические условия на проектирование уличного освещения, подключения к электрическим сетям, сетям инженерно-технического обеспечения, на радиофикацию, водоснабжение, водоотведение, на размещение велоклуба и детского клуба.
Общество "ПКФ "Палникс" обратилось в администрацию с заявлением от 21.05.2012 N 6249 о предоставлении в аренду на 10 лет земельного участка на территории, ограниченной ориентирами: Чусовской тракт - коллективный сад "Черемушки" - коллективный сад "Серебрянный родник" - коттеджный поселок "Палникс", под строительство велоклуба.
Письмом от 20.09.2012 N 0137/01-10/3966 сообщено о приостановлении согласования проектов постановлений в отношении спорных земельных участков до утверждения схемы городских лесов, вывода земли ЕМУП "Горлесхоз" из схемы (с заменой), уплаты обществом "ПКФ "Палникс" задолженности по плате за землю.
Общество "ПКФ "Палникс", полагая, что данное решение является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
В силу ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок для строительства может быть предоставлен заявителю с предварительным согласованием места размещения объекта либо на торгах.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент первого обращения общества с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 указанного Кодекса (п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 названного Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
В силу п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 5, 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Установив, что в отношении земельного участка под строительство велоклуба администрацией принято постановление от 30.03.2012 N 1247 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и акта выбора, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0309056:13 сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, суды пришли к выводу о том, что администрация в соответствии со ст. 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации обязана принять решение (постановление) о предоставлении обществу "ПКФ "Палникс" указанного земельного участка в аренду.
Кроме того, поскольку осуществлен выбор земельного участка под строительство детского клуба и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, суды пришли также к выводу о том, что администрация обязана принять постановление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Судами отмечено, что законом не предусмотрена возможность приостановления предоставления земельных участков по указанным в оспариваемом решении основаниям.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы общества "ПКФ "Палникс", является обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 7, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, правомерно отклонил довод администрации о том, что спорные земельные участки расположены в городских лесах.
Доказательства проведения в отношении спорных земельных участков лесоустройства, подготовки соответствующей проектной документации и постановки лесных участков на государственный кадастровый учет в материалы дела не представлены.
Апелляционным судом правомерно отклонена ссылка администрации на лесохозяйственный регламент, утвержденный приказом заместителя главы г. Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии от 21.12.2009 N 38/0139-з, на письмо муниципального бюджетного учреждения "Екатеринбургское лесничество", подтверждающих, что спорные земельные участки входят в состав городских лесов и включены в лесохозяйственный регламент.
В силу п. 4 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении лесничеств, лесопарков осуществляется утверждение лесохозяйственных регламентов.
Поскольку лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, а также обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка (п. 1, 6 ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации), несмотря на временный характер, данный акт является обязательным для неопределенного круга лиц.
Из положений ст. 49, 53 Устава муниципального образования "город Екатеринбург" следует, что нормативно-правовые акты от имени администрации принимает глава Екатеринбурга; нормативно-правовые акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (обнародования) в официальном печатном издании, установленном Главой Екатеринбурга, если самими постановлениями не определены иные сроки вступления их в силу.
Апелляционным судом сделан вывод, что лесохозяйственный регламент утвержден неуполномоченным лицом, не опубликован, и, следовательно, не подлежит применению. В кассационной жалобе данный вывод не оспорен.
В заседании суда кассационной инстанции представитель администрации подтвердила, что в настоящее время лесохозяйственный регламент проходит процедуру утверждения в установленном законом порядке.
С учетом изложенных обстоятельств, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать представленные в материалы дела доказательства и устанавливать иные обстоятельства дела, чем те, что установлены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку указанные действия выходят за пределы его полномочий в силу норм действующего процессуального законодательства (ст. 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу указанных положений документы, приложенные к кассационной жалобе, не могут быть приняты к рассмотрению судом кассационной инстанции.
Кроме того, как отмечено апелляционным судом, у администрации была возможность для предоставления указанных документов в суд первой инстанции.
Судами верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.02.2013 по делу
N А60-50464/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что в отношении земельного участка под строительство велоклуба администрацией принято постановление от 30.03.2012 N 1247 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и акта выбора, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0309056:13 сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, суды пришли к выводу о том, что администрация в соответствии со ст. 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации обязана принять решение (постановление) о предоставлении обществу "ПКФ "Палникс" указанного земельного участка в аренду.
...
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 7, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, правомерно отклонил довод администрации о том, что спорные земельные участки расположены в городских лесах.
...
В силу п. 4 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении лесничеств, лесопарков осуществляется утверждение лесохозяйственных регламентов.
Поскольку лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, а также обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка (п. 1, 6 ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации), несмотря на временный характер, данный акт является обязательным для неопределенного круга лиц."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 августа 2013 г. N Ф09-8097/13 по делу N А60-50464/2012