Екатеринбург |
|
03 сентября 2013 г. |
Дело N А60-44625/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Лазарева С.В., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Органа местного самоуправления, уполномоченного в сфере управления муниципальным имуществом "Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск" (ИНН: 6619007115, ОГРН: 1026601228961; далее - Управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.02.2013 по делу N А60-44625/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления - Кузнецов С.П. (доверенность от 14.09.2012).
Индивидуальный предприниматель Макаров Владислав Алексеевич (далее - предприниматель Макаров В.А.) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления, выраженного в письме от 17.10.2012 N 01-2674, об отказе в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества - нежилых помещений N 1-11, 17, 18 по поэтажному плану первого этажа многоквартирного дома общей площадью 331, 4 кв. м и нежилых помещений N 7-19 по плану подвала многоквартирного дома общей площадью 176, 2 кв. м, расположенных по адресу: Свердловская обл., г. Красноуфимск, ул. Ухтомского, д. 18, о возложении на заинтересованное лицо обязанности устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ).
Определениями суда от 16.01.2013, 30.01.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие городского округа Красноуфимск "Жилищно-коммунальное управление" (далее - предприятие "Жилищно-коммунальное управление"), индивидуальный предприниматель Федякова Наталья Владимировна (далее - предприниматель Федякова Н.В.).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.02.2013 (судья Куричев Ю.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 (судьи Дюкин В.Ю., Панькова Г.Л., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области, ссылаясь на нарушение судами п. 4 ст. 3, ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ. Заявитель считает, что у предпринимателя Макарова В.А. на основании заявления от 16.10.2012 не возникло право на выкуп нежилых помещений. По мнению заявителя, право на выкуп спорных нежилых помещений возникло у предпринимателя Макарова В.А. только на основании заявления от 14.03.2013, на основании которого 25.03.2013 был заключен договор купли-продажи муниципального имущества N 32.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что между Комитетом имущественных отношений муниципального образования "город Красноуфимск" (арендодатель) и предпринимателем Макаровым В.А. (арендатор) заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда муниципального образования "город Красноуфимск" от 25.12.2005 N 186, согласно условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в возмездное пользование нежилые помещения на 1 этаже пятиэтажного жилого кирпичного благоустроенного дома площадью 331, 4 кв. м, а также подвальные помещения площадью 176, 2 кв. м, расположенные по адресу: 623300, Свердловская обл., г. Красноуфимск, ул. Ухтомского, д. 18.
В соответствии с п. 1.2, 1.3 указанного договора помещения предоставляются арендатору для размещения магазина по реализации промышленных товаров. Срок аренды определяется с 01.01.2006 по 20.11.2025. Договор считается заключенным с момента его подписания сторонами, а объекты - переданными с момента подписания сторонами акта приема-передачи.
Акт приема-сдачи помещения подписан между сторонами 01.01.2006.
Предприниматель Макаров В.А. 16.10.2012 обратился в Управление с заявлением о намерении реализовать преимущественное право на приобретение в собственность арендуемого в соответствии с договором аренды от 25.12.2005 N 186 муниципального имущества - нежилых помещений N 1-11, 17, 18 по поэтажному плану первого этажа многоквартирного дома общей площадью 331, 4 кв. м и нежилых помещений N 7-19 по плану подвала многоквартирного дома общей площадью 176, 2 кв. м, расположенных по адресу: Свердловская обл., г. Красноуфимск, ул. Ухтомского, д. 18 на основании Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, а также ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Управление письмом от 17.10.2012 N 01-2674 отказало предпринимателю Макарову В.А. в предоставлении в собственность арендуемого имущества, сославшись на то, что арендуемые помещения включены в "Перечень муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства", утвержденный Решением Думы городского округа Красноуфимск от 23.04.2009 N 9/6 (далее - Перечень муниципального имущества).
Предприниматель Макаров В.А., полагая, что отказ в выкупе спорных помещений противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества. Преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Закона N 159-ФЗ в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Пунктами 2, 3 и 4 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ установлено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий этим требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденные перечни государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В силу п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Основанием для отказа предпринимателю Макарову В.А. в выкупе помещений, оформленного письмом Управления от 17.10.2012 N 01-2674, явилось то, что арендуемые помещения включены в Перечень муниципального имущества. Иных оснований для отказа в приватизации арендуемых помещений в письме от 17.10.2012 N 01-2674 Управлением не указано.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также приняв во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 01.12.2011 N 9646/11, пришли к обоснованному выводу о том, что арендуемые предпринимателем Макаровым В.А. помещения включены в Перечень муниципального имущества 23.04.2009, то есть после опубликования Федерального закона N 159-ФЗ (25.07.2008), что нарушает права и законные интересы предпринимателя Макарова В.А. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает ему препятствия в реализации им преимущественного права выкупа спорного имущества, предоставленного Федеральным законом N 159-ФЗ.
Предприниматель Макаров В.А. соответствует всем условиям для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; материалами дела подтверждено наличие у предпринимателя Макаров В.А. статуса субъекта малого предпринимательства и длительных арендных отношений между Управлением и предпринимателем Макаровым В.А., спор по арендным платежам отсутствует, а также факт того, что площадь арендуемого помещения не превышает установленного законом субъекта Российской Федерации предельного значения площади арендуемого имущества; обстоятельства, препятствующие приватизации спорных помещений Управлением не названы и судами не установлены.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили требования предпринимателя Макарова В.А., поскольку отказ Управления в выкупе арендуемых предпринимателем Макаровым В.А. нежилых помещений является незаконным, противоречащим нормам Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Кроме того, из материалов дела следует, что между Управлением и предпринимателем Макаровым В.А. заключен договор купли-продажи муниципального имущества от 25.03.2013 N 32. Переход права собственности на нежилые помещения N 1-11, 17, 18 по поэтажному плану первого этажа многоквартирного дома общей площадью 331, 4 кв. м и нежилые помещения N 7-19 по плану подвала многоквартирного дома общей площадью 176, 2 кв. м, расположенные по адресу: Свердловская обл., г. Красноуфимск, ул. Ухтомского, д. 18, зарегистрирован 12.04.2013.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, по существу они направлены на переоценку доказательств по делу и сделанных на их основе выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.02.2013 по делу
N А60-44625/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Органа местного самоуправления, уполномоченного в сфере управления муниципальным имуществом "Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Платонова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, исследовав и оценив представленные в материалы доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также приняв во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 01.12.2011 N 9646/11, пришли к обоснованному выводу о том, что арендуемые предпринимателем Макаровым В.А. помещения включены в Перечень муниципального имущества 23.04.2009, то есть после опубликования Федерального закона N 159-ФЗ (25.07.2008), что нарушает права и законные интересы предпринимателя Макарова В.А. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает ему препятствия в реализации им преимущественного права выкупа спорного имущества, предоставленного Федеральным законом N 159-ФЗ.
Предприниматель Макаров В.А. соответствует всем условиям для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; материалами дела подтверждено наличие у предпринимателя Макаров В.А. статуса субъекта малого предпринимательства и длительных арендных отношений между Управлением и предпринимателем Макаровым В.А., спор по арендным платежам отсутствует, а также факт того, что площадь арендуемого помещения не превышает установленного законом субъекта Российской Федерации предельного значения площади арендуемого имущества; обстоятельства, препятствующие приватизации спорных помещений Управлением не названы и судами не установлены.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили требования предпринимателя Макарова В.А., поскольку отказ Управления в выкупе арендуемых предпринимателем Макаровым В.А. нежилых помещений является незаконным, противоречащим нормам Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 сентября 2013 г. N Ф09-7884/13 по делу N А60-44625/2012