Екатеринбург |
|
02 сентября 2013 г. |
Дело N А47-343/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Поротниковой Е.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г. Оренбурге (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.04.2013 по делу N А47-343/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Провизор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения учреждения от 25.12.2012 N 066 373 12 РК 0008279 о привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), в виде взыскания штрафа в сумме 19 561 руб. 44 руб., начисления пеней 4904 руб. 15 коп., недоимки по страховым взносам в сумме 96 835 руб. 64 коп.
Оспариваемое решение вынесено по результатам проведённой камеральной проверки правильности исчисления полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование на основании представленной обществом за полугодие 2012 года отчетности по форме РСВ-1. В ходе проверки, учреждение сделало вывод о неправомерном применении обществом пониженных тарифов страховых взносов в отношении сотрудников, не имеющих право осуществлять фармацевтическую деятельность.
Решением суда от 12.04.2013 (судья Цыпкина Е.Г.) заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение учреждения в части привлечения общества к ответственности в виде штрафа в сумме 19 561 руб. 44 коп. (п. 1 резолютивной части решения); начисления пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за апрель 2012 г. полностью, за май 2012 г. в сумме 491 руб. 15 коп, за июнь 2012 г. в сумме 175 руб. 53 коп. (п. 2 резолютивной части решения); начисления пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование полностью (п. 2 резолютивной части решения); предложения уплатить недоимку - полностью (п.п. 3.1. пункт 3); - предложения уплатить штрафы - полностью (п.п. 3.2 пункт 3); - внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета (п. 4). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 (судьи Кузнецов Ю.А., Малышева И.А., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований общества отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель жалобы полагает, что пониженные тарифы страховых взносов применяются только в отношении определённой категории работников, образовательный уровень которых соответствует установленным требованиям; работники общества, указанные в приложении N 1 к оспариваемому решению, несмотря на работу в аптечной организации, самостоятельно фармацевтическую деятельность не осуществляют, применение в отношении них пониженного тарифа уплаты страховых взносов, Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ не предусмотрено.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Статья 58 указанного Закона закрепляет пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.
Так, согласно п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих ЕНВД, применяются пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
На основании ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ для указанных плательщиков страховых взносов в 2012 году применяется тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 0%.
Как указано в п. 35 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Пунктом 33 ст. 4 названного Закона определено, что фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе, аптечными организациями. В соответствии с пунктом 2 данного Положения фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Таким образом, под фармацевтической деятельностью в целях применения ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ понимается не деятельность или функциональные обязанности и вид выполняемой работы конкретных работников организации, а вид предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта в целом (в рассматриваемом случае - юридического лица), включающий комплекс хозяйственных операций (изготовление, продажа, хранение, перевозка), для осуществления которых, как и для осуществления деятельности в целом, привлекаются не только работники, имеющие фармацевтическое образование и соответствующие иным требованиям, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 100 Федерального закона N 323-ФЗ, но и работники иной профессиональной специализации.
Следовательно, для возникновения права на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением организацией фармацевтической деятельности, последнее должно обладать статусом аптечной организации и применять систему налогообложения в виде ЕНВД.
Судами установлено, что общество является фармацевтической организацией, осуществляет деятельность на основании соответствующей лицензии, уплачивает ЕНВД.
Как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, в данном случае фармацевтическую деятельность осуществляет общество, а не лица, состоящие с ним в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
При этом фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации.
Таким образом, учитывая, что работники общества, непосредственно исполняющие функции, направленные на обеспечение нормальной работы данного учреждения, также участвуют в осуществлении фармацевтической деятельности, суды пришли к правильному выводу о том, что общество имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех работников, участвующих в деятельности общества.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании учреждением норм материального права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.04.2013 по делу N А47-343/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г. Оренбурге - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе, аптечными организациями. В соответствии с пунктом 2 данного Положения фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Таким образом, под фармацевтической деятельностью в целях применения ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ понимается не деятельность или функциональные обязанности и вид выполняемой работы конкретных работников организации, а вид предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта в целом (в рассматриваемом случае - юридического лица), включающий комплекс хозяйственных операций (изготовление, продажа, хранение, перевозка), для осуществления которых, как и для осуществления деятельности в целом, привлекаются не только работники, имеющие фармацевтическое образование и соответствующие иным требованиям, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 100 Федерального закона N 323-ФЗ, но и работники иной профессиональной специализации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 сентября 2013 г. N Ф09-8961/13 по делу N А47-343/2013