Екатеринбург |
|
10 сентября 2013 г. |
Дело N А07-21213/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Сухановой Н.Н., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан (ИНН: 0274013386, ОГРН: 1020202556835); (далее - Министерство, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.03.2013 по делу N А07-21213/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие:
представитель Министерства - Салихова А.Т. (доверенность от 31.10.2012 N НК-26-2060);
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гилязов Биктимер Тимерханович (ИНН: 024100618048, ОГРН: 311024214600030); (далее - Глава КФХ) свидетельство о государственной регистрации КФХ от 26.05.2011).
Глава КФХ обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству о признании незаконным решения конкурсной комиссии от 17.10.2012 по отказу в выдаче гранта в размере 1 500 000 руб., а также об обязании Министерства принять решение о выделении Главе КФХ гранта в указанном размере (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 22.03.2013 (судья Чернышева С.Л.) заявленные требований удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит названные судебные акты отменить, кассационную жалобу удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
При этом заявитель полагает, что указание на недопустимость получения помощи (в той редакции, на момент которой была подана заявка Главы КФХ) предполагает недопустимость получения денежной помощи на содействие безработным гражданам.
Кроме того, Министерство указывает, что Главе КФХ было отказано в оказании государственной поддержки в рамках отраслевой целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012 - 2013 годы", поскольку Глава КФХ ранее являлся получателем выплат на содействие самозанятости безработных граждан, что являлось недопустимым условием для получения гранта.
В обоснование доводов, изложенных в кассационной жалобе, заявитель также ссылается на то, что причиной для отказа Главе КФХ служило получение им средств государственной поддержки на содействие самозанятости, а не средств, полученных в рамках Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Министерством на официальном сайте в сети "Интернет" размещено информационное сообщение о проведении конкурсного отбора по отраслевым целевым программам заседания Республиканской комиссии по отбору участников отраслевых целевых программ "Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2012-2014 годы" и "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012-2014 годы".
Главой КФХ 08.08.2012 в целях участия в конкурсном отборе крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках отраслевой целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012-2014 годы" подана соответствующая заявка. Согласно описи приложенных документов в составе заявки заявителем представлены следующие документы: копия паспорта; копия свидетельства о государственной регистрации; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, статистическая отчетность за последний отчетный период, бизнес-план; план расходов с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, собственных и заемных средств); письмо администрации муниципального образования о том, что заявитель ранее не являлся получателем грантов на развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе гранта на создание КФХ, грантов на развитие животноводческих ферм, средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Законом N 209-ФЗ; справка налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам; справка о наличии техники и оборудования, поголовья скота и птицы в крестьянском (фермерском) хозяйстве; документ, подтверждающий возможность оплачивать не менее 40% стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов, в том числе в счет собственных средств не менее 10% от стоимости каждого наименования приобретений (выписка из расчетного счета банка, подтверждающая наличие средств на реализацию проекта, предварительное решение банка о возможности кредитования проекта).
Протоколом от 11.09.2012 N 3 заседания Республиканской комиссии по отбору участников отраслевых целевых программ "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012-2014 годы" и "Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2012-2014 годы" зафиксировано решение комиссии о рассмотрении проекта бизнес-плана Главы КФХ в числе проектов иных участников программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012-2014 годы" (заявки поданы в период с 25.07.2012 по 24.08.2012) с занесением баллов в оценочную ведомость.
Протоколом от 24.09.2012 N 6 заседания Республиканской комиссии по отбору участников отраслевых целевых программ "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012-2014 годы" и "Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2012-2014 годы" Глава КФХ внесен в оценочную ведомость по программе заседания Республиканской комиссии по отбору участников отраслевых целевых программ "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012-2014 годы" с указанием суммы гранта 1 499 479 руб.
На официальном сайте Министерства 17.10.2012 опубликован список победителей конкурсного отбора, в котором Глава КФХ указан не был. В связи с этим Глава КФХ 23.10.2012 обратился в Министерство с заявлением о предоставлении письменного ответа с указанием причины отказа ему в получении гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
Министерство в ответ на указанное обращение письмом от 13.11.2012 со ссылкой на письмо Управления государственной службы занятости населения в Республике Башкортостан от 20.09.2012 N 5-2395/5 известило Главу КФХ о том, что решение об отказе в оказании ему государственной поддержки в рамках отраслевой целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012-2014 годы" обусловлено несоответствием Главы КФХ условиям подачи заявок.
Письмом от 29.12.2012 Министерство дополнительно указало Главе КФХ на то обстоятельство, что в соответствии с письмом Управления государственной службы занятости населения в Республике Башкортостан от 20.09.2012 N 5-2395/5 Глава КФХ получал субсидию на содействие самозанятости безработных граждан, что не соответствует условиям подачи заявок в Республиканскую комиссию по отбору участников отраслевых целевых программ "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012 - 2014 годы" и "Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2012-2014 годы".
Полагая, что решение Министерства от 17.10.2012 по отказу в выдаче гранта в размере 1 500 000 руб. незаконно, Глава КФХ обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о незаконности оспариваемого решения Министерства и нарушении им законных интересов Главы КФХ, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 198 ( в ред. от 29.12.2012) "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 165" были утверждены "Требования по отбору семейных животноводческих ферм".
Приказом Министерства от 06.06.2012 N 142 в целях реализации отраслевой целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012 - 2014 годы", утвержденной приказом Министерства от 13.12.2011 N 337, и отраслевой целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2012 - 2014 годы", утвержденной Приказом Министерства от 13.12.2011 N 335, и в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 198 утверждены: положение о Республиканской комиссии по отбору участников отраслевых целевых программ "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012 - 2014 годы" и "Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2012 - 2014 годы" (приложение N 1 к названному приказу); условия подачи заявок в Республиканскую комиссию по отбору участников отраслевых целевых программ "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012 - 2014 годы" и "Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2012 - 2014 годы" (приложение N 2 к настоящему приказу); порядок конкурсного отбора участников отраслевых целевых программ "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012 - 2014 годы" и "Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2012 - 2014 годы" (приложение N 3 к настоящему приказу).
Согласно подп. 2 п. 1 Условий подачи заявок для участия в конкурсном отборе по отраслевой целевой программе "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012 - 2014 годы" глава КФХ, предоставляющий заявку, должен соответствовать следующим условиям: главой и членами КФХ являются граждане Российской Федерации (не менее двух), состоящие в родстве и совместно осуществляющие производственную деятельность, основанную на их личном участии; срок деятельности КФХ на дату подачи заявки на конкурсный отбор превышает 12 месяцев с даты регистрации; КФХ зарегистрировано на территории Республики Башкортостан, где подается заявка; глава и члены КФХ ранее не являлись получателями Грантов и помощи; глава и члены КФХ постоянно проживают в муниципальном образовании по месту нахождения и регистрации хозяйства; КФХ соответствует критериям микропредприятия и малого предприятия в соответствии с законом; КФХ имеет (создает) собственную или совместно с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями кормовую базу либо заключило договоры (предварительные договоры) на приобретение кормов; КФХ имеет или планирует создать не более одной семейной животноводческой фермы по одному направлению деятельности (одной отрасли) животноводства, которое предусмотрено программой развития семейных животноводческих ферм с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции и противоэпизоотических мероприятий; имеет бизнес-план; представляет План с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования (средств Гранта, собственных и заемных средств); обязуется оплачивать не менее 40% стоимости каждого наименования Приобретений, указанных в Плане, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10% от стоимости каждого наименования Приобретений; обязуется использовать Грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет главы КФХ и использовать имущество, закупаемое за счет Гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы; обязуется создать дополнительно не менее трех постоянных рабочих мест; является членом или обязуется вступить в перерабатывающий сельскохозяйственный потребительский кооператив либо обязуется заключить договор с хозяйствующим субъектом для переработки сельскохозяйственной продукции, производимой семейной животноводческой фермой; обязуется осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет после получения Гранта на развитие семейной животноводческой фермы; строительство, реконструкция, модернизация и ремонт семейной животноводческой фермы, развитие которой предлагается КФХ, ранее не осуществлялось с использованием средств государственной поддержки; соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства от 29.08.2012 N 225 внесены изменения в приказ Министерства от 06.06.2012 N 142 "О реализации отраслевых целевых программ "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012 - 2014 годы" и "Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2012 - 2014 годы".
Подпункт 2 п. 1 приказа Министерства от 06.06.2012 N 142 дополнен абзацем следующего содержания: "ранее не являлся получателем грантов на развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, грантов на развитие семейных животноводческих ферм, выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан, средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Законом N 209-ФЗ", а также единовременной помощи на бытовое обустройство.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что при обращении 08.08.2012 с заявкой в целях участия в конкурсном отборе крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках отраслевой целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012-2014 годы" Главой КФХ представлен полный пакет документов, предусмотренный Приложением N 3 к приказу Министерства от 06.062012 N 142 (каких-либо претензий по комплектности заявки Главе КФХ не предъявлялось). Более того, по итогам рассмотрения комиссией заявок 24.09.2009 Глава КФХ включен в ведомость претендентов на получение гранта по названной отраслевой целевой программе с указанием суммы гранта 1 499 479 руб.
Основанием для отказа Главе КФХ в оказании государственной поддержки в рамках отраслевой целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012-2014 годы" послужил вывод Министерства о несоответствии Главы КФХ Условиям подачи заявок в Республиканскую комиссию, поскольку из полученного от Управления государственной службы занятости населения в Республике Башкортостан письма от 20.09.2012 N 5-2395/5 следует, что Глава КФХ получал субсидию на содействие самозанятости безработных граждан.
Названным письмом Управления государственной службы занятости населения в Республике Башкортостан и актом о выполнении обязательств от 25.05.2011 подтверждается факт получения Главой КФХ субсидии в соответствии с договором от 28.04.2011 N 25 о содействии самозанятости безработному гражданину в сумме 58 800 руб., что противоречит требованиям абз. 19 подп. 2 п. 1 приложения N 2 к приказу Министерства от 06.06.2012 N 142.
Однако, как установлено судами, названное нормативное положение принято позже обращения Главы КФХ с заявкой на участие в конкурсном отборе в рамках отраслевой целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012-2014 годы", а опубликовано в сети "Интернет" позже принятия оспоренного по настоящему делу решения, в связи с чем не может применяться к ранее возникшим правоотношениям (ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 30, 32 Закона Республики Башкортостан от 12.08.1996 N 42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан"). На момент обращения Главы КФХ с рассматриваемой заявкой приложением N 2 к приказу Министерства от 06.06.2012 N 142 указанное выше требование было установлено лишь в отношении Глав крестьянских (фермерских) хозяйств, участвующих в конкурсном отборе по иной отраслевой целевой программе "Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2012-2014 годы".
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что изложенное в письмах Министерства от 13.11.2012 и от 29.12.2012 основание отказа в оказании Главе КФХ государственной поддержки в рамках отраслевой целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012-2014 годы" является несостоятельным, оспариваемым решением Министерства нарушено право Главы КФХ на получение средств в виде гранта в рамках отраслевой целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012-2014 годы".
Таким образом, судами правомерно удовлетворены заявленные Главой КФХ требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Судами верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.03.2013 по делу N А07-21213/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Названным письмом Управления государственной службы занятости населения в Республике Башкортостан и актом о выполнении обязательств от 25.05.2011 подтверждается факт получения Главой КФХ субсидии в соответствии с договором от 28.04.2011 N 25 о содействии самозанятости безработному гражданину в сумме 58 800 руб., что противоречит требованиям абз. 19 подп. 2 п. 1 приложения N 2 к приказу Министерства от 06.06.2012 N 142.
Однако, как установлено судами, названное нормативное положение принято позже обращения Главы КФХ с заявкой на участие в конкурсном отборе в рамках отраслевой целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012-2014 годы", а опубликовано в сети "Интернет" позже принятия оспоренного по настоящему делу решения, в связи с чем не может применяться к ранее возникшим правоотношениям (ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 30, 32 Закона Республики Башкортостан от 12.08.1996 N 42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан"). На момент обращения Главы КФХ с рассматриваемой заявкой приложением N 2 к приказу Министерства от 06.06.2012 N 142 указанное выше требование было установлено лишь в отношении Глав крестьянских (фермерских) хозяйств, участвующих в конкурсном отборе по иной отраслевой целевой программе "Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2012-2014 годы"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 сентября 2013 г. N Ф09-9282/13 по делу N А07-21213/2012