Екатеринбург |
|
11 сентября 2013 г. |
Дело N А07-13297/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Сулейменовой Т.В., Платоновой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уфимский фанерный комбинат" (ИНН 0276078357 ОГРН 1030202228009; далее - общество "Уфимский фанерный комбинат", истец) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.03.2013 по делу N А07-13297/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Уфимский фанерный комбинат" - Довгалева Э.Ш. (доверенность от 26.03.2013).
От Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (ИНН 0274132270 ОГРН 1080278007886; далее - Министерство) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании, начатом 03.09.2013, объявлен перерыв до 14 час. 30 мин. 04.09.2013. После перерыва судебное заседание продолжено.
Общество "Уфимский фанерный комбинат" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Министерству о признании незаконным открытого аукциона, состоявшегося 18.07.2012 по адресу: Республика Башкортостан, Аскинский р-н, с. Аскино, ул. Чапаева, 34, по лотам 2, 3, 8, а также о признании недействительными договоров купли-продажи лесных насаждений, заключенных по результатам аукциона и применении последствий недействительности сделки.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2012 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: индивидуальный предприниматель Сабитов Алмаз Рафаилович, индивидуальный предприниматель Мусалямов Илюс Илдарович (далее - предприниматели)
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.03.2013 (судья Файрузова Р.М.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2013 (судьи Ширяева Е.В., Деева Г.А., Фотина О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Уфимский фанерный комбинат" просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Общество "Уфимский фанерный комбинат", ссылаясь на п. 5, 6 положения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" (далее - Положение) указывает, что истец является заинтересованным лицом и вправе обратиться в суд с соответствующим иском. По мнению заявителя жалобы, поскольку, в отношении общества "Уфимский фанерный комбинат" принято решение о включении проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, спорные лесные участки в целях реализации инвестиционного проекта должны быть предоставлены в аренду ему без аукциона.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что порядок проведения аукциона соответствует положениям ст. 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации и специальным положениям гл. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, договоры, заключенные по результатам аукциона не содержат признаков недействительности, доказательств наличия обременений в отношении лесных участков, лесные насаждения на которых были реализованы по договорам купли-продажи от 30.07.2012 N 71 и от 30.07.2012 N 72 и нарушений принадлежащих ему прав и законных интересов в суд не представлено. Суды пришли также к выводу о том, что, поскольку общество "Уфимский фанерный комбинат" не является стороной по указанным договорам купли-продажи, заявленные требования не направлены на восстановление нарушенных, по мнению истца, прав.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Исковые требования общества "Уфимский фанерный комбинат" заявлены на основании ст. 168, 448, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжениями Правительства Республики Башкортостан от 18.11.2011 N 1469-р, от 29.02.2012 N 186-р утверждена заявка общества "Уфимский фанерный комбинат" на реализацию инвестиционных проектов, согласно которым при включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, лесные участки предоставляются обществу "Уфимский фанерный комбинат" в аренду сроком на 49 лет без проведения аукциона.
Приложением N 1 к названному распоряжению утвержден перечень лесных участков, зарезервированных для реализации инвестиционного проекта.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.04.2012 N 382 названный инвестиционный проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Сведения об инвестиционном проекте, включенном в перечень, представляются для включения в государственный лесной реестр, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 318 (п. 14 Положения).
Согласно выписок из государственного лесного реестра от 07.11.2012 N 86, 87, 88 общество "Уфимский фанерный комбинат" является правообладателем спорных лесных участков.
Общество "Уфимский фанерный комбинат" обратилось с заявлением 31.05.2012 о заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения аукциона, которое согласно п. 23 приказов федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.04.2012 N 382 должно быть рассмотрено в течение 30 календарных дней с даты получения.
Между тем, до рассмотрения заявления на основании распоряжений Правительства Республики Башкортостан Министерством 18.07.2012 проведен аукцион по продаже права на заключение договора купли - продажи лесных насаждений для заготовки древесины: лот N 2 - месторасположение: РБ, Аскинский район, ГБУ РБ "Аскинское лесничество", Кунгаковское участковое лесничество квартал 24 выдел 1 делянка 1, площадь 1,5 га, объем заготовок 187 куб. м, кадастровый номер лесного участка 02:04:000000:0014; лот N 3 - месторасположение: РБ, Аскинский район, ГБУ РБ "Аскинское лесничество", Кунгаковское участковое лесничество квартал 24 выдел 3 делянка 2, площадь 10,8 га, объем заготовок 363 куб. м, кадастровый номер лесного участка 02:04:000000:0014; лот N 8 - месторасположение: РБ, Аскинский район, ГБУ РБ "Аскинское лесничество", Кунгаковское участковое лесничество квартал 71 выдел 5 делянка 1, площадь 1,5 га, объем заготовок 231 куб. м, кадастровый номер лесного участка 02:04:000000:0014.
Министерством по результатам торгов, на основании протоколов от 18.07.2012 N 2 заключены договоры купли-продажи лесных насаждений с предпринимателем Мусалямовым И.И. от 30.07.2012 N71, предпринимателем Сабитовым А.Р. от 30.07.2012 N 72.
Ссылаясь на то, что в результате продажи с торгов лесных насаждений, на лесных участках, правообладателем которых он является для целей реализации инвестиционного проекта, предполагающего, в том числе, рубку лесных насаждений, объем древесины для целей инвестиционного проекта уменьшился, общество "Уфимский фанерный комбинат" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
На основании подп. 2 п. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов заключаются без проведения аукциона.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой на основе капитальных вложений" приоритетным инвестиционным проектом является инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" основанием для включения инвестиционного проекта в перечень является решение об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта, представленного коммерческой организацией.
Согласно п. 15 Положения включение инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом в соответствии с п.11 данного Положения.
В силу ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Гражданский кодекс Российской Федерации не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее материально-правовой интерес в признании сделки ничтожной, в чью правовую сферу эта сделка вносит неопределенность и может повлиять на его правовое положение. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой.
Лицо, не участвующее в договоре, заявляющее иск о признании договора недействительным, должно доказать наличие своего материально-правового интереса в удовлетворении иска, указав, какие его права или охраняемые законом интересы нарушены или оспариваются лицами, к которым предъявлен иск, а также каким образом эти права и интересы будут восстановлены в случае реализации избранного способа судебной защиты.
Заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемым договором, т.е. правовое положение которых претерпело бы изменения, либо права могли оказаться нарушенными как исполнением сделки, так и одним только ее существованием.
В данном случае отчуждение лесных насаждений на лесных участках, правообладателем которых является для целей реализации инвестиционного проекта общество, напрямую касается экономических интересов истца, нарушает его право, установленное законодателем согласно подп. 2 п. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации на получение спорных лесных участков в аренду без проведения аукциона.
При разрешении спора суды исходили из того, что порядок проведения аукциона соответствует положениям ст. 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не дали оценки законности договоров с учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 10, 11 информационного письма от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", согласно которой сделка, заключенная по результатам торгов в противоречии с действующим законодательством является недействительной в силу ничтожности в соответствии с общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о недействительности сделок.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что истец не является заинтересованным лицом, права которого нарушены, в связи с чем он не может обратиться за защитой нарушенного, по его мнению, права, является ошибочным.
Ссылка суда на п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" является актуальной в случае предъявления иска, заявленного при нарушении порядка проведения торгов.
Учитывая изложенное, на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение и постановление подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, дать оценку правомерности действий направленных на отчуждение лесных насаждений на спорных лесных участках, квалифицировать правоотношения сторон в соответствии с фактическими обстоятельствами и принять решение в соответствии с нормами, подлежащими применению.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.03.2013 по делу N А07-13297/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2013 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При разрешении спора суды исходили из того, что порядок проведения аукциона соответствует положениям ст. 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не дали оценки законности договоров с учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 10, 11 информационного письма от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", согласно которой сделка, заключенная по результатам торгов в противоречии с действующим законодательством является недействительной в силу ничтожности в соответствии с общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о недействительности сделок.
...
Ссылка суда на п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" является актуальной в случае предъявления иска, заявленного при нарушении порядка проведения торгов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 сентября 2013 г. N Ф09-9168/13 по делу N А07-13297/2012