Екатеринбург |
|
19 сентября 2013 г. |
Дело N А71-462/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Первухина В.М.,
судей Гусева О.Г., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (далее - министерство, истец) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.04.2013 по делу N А71-462/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, их представители в судебное заседании не явились.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Государственному унитарному предприятию Удмуртской Республики "Каракулинский рыбхоз "Прикамье" (далее - предприятие, ответчик) о взыскании 147 900 руб. долга по уплате чистой прибыли.
Решением суда от 16.04.2013 (судья Мельников А.Ю.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 (судьи Голубцов В.Г., Васева Е.Е., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Истец настаивает на том, что ответчик в нарушение ст. 294, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", абз. 7 п. 1 ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законодательства Удмуртской Республики, не перечислил в бюджет Удмуртской Республики 10 процентов чистой прибыли остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в размере 147 900 руб.
Кроме того, министерство указывает на несоответствие выводов судов о размере чистой прибыли у ответчика за 2010, 2011 г. фактическим обстоятельствам дела.
Также истец указывает на неприменение судами ст. 208 Кодекса, в соответствие с которой на исковые требования в отношении 2006, 2008 гг. не распространяется общий срок исковой давности, поскольку нарушение права истца носит длящийся характер.
Отзыв на кассационную жалобу предприятием не представлен.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14.06.1996 предприятие зарегистрировано Администрацией Каракулинского района Удмуртской Республики. Запись о регистрации ответчика в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Удмуртской Республике внесена 21.12.2002.
В 2002 г. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики по согласованию с истцом утвержден устав предприятия.
В соответствии с пунктом 1.4 Устава предприятия учредителем ответчика от имени Удмуртской Республики выступает Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Имущество предприятия находится в собственности Удмуртской Республики, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе (пункт 3.1 Устава).
В соответствии с пунктом 3.14 Устава Удмуртская Республика как собственник предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Прибыль, полученная за счет самостоятельной хозяйственной деятельности предприятия, является собственностью Удмуртской Республики. Размер подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики части прибыли предприятия, устанавливается ежегодно Законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год. Порядок перечисления указанных средств определяется Правительством Удмуртской Республики.
В связи с тем, что указанная обязанность предприятием не исполнена за период с 2006 по 2008 г. и с 2010 по 2011 г., истец обратился с соответствующим иском в арбитражный суд.
При этом свои расчеты истец основывает на сведениях о размере чистой прибыли ответчика за указанные годы, отраженных в отчетах о прибылях и убытках к годовым балансам ответчика, согласно которым за 2006 г. чистая прибыль предприятия составила 147 000 руб., за 2007 г. - 270 00 руб., за 2008 г. - 133 000 руб., за 2010 г. - 1 000 руб., за 2011 год - 1 071 000 руб.
Отказывая в удовлетворении иска, суды пришли к выводу, о том, что в отношении 2006 - 2008 гг. заявлены требования за пределами срока исковой давности. В остальной части указанная обязанность ответчиком исполнена.
Выводы судов являются верными.
В силу ст. 294 Кодекса государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Кодексом.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранности принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет права на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (п. 1 ст. 295 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Согласно п. 2 Положения о порядке перечисления в бюджет Удмуртской Республики части прибыли (далее - Положение), остающейся в распоряжении государственных унитарных предприятий, созданных Удмуртской Республикой, после уплаты ими налогов и иных обязательных платежей, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики N 199 от 30.06.2003, размер (в процентов отношении) части чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики, устанавливается ежегодно законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год.
Согласно п. 14 названного Положения контроль за поступлением в бюджет Удмуртской Республики части чистой прибыли осуществляют органы исполнительной власти и Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики (в ред. постановлений Правительства Удмуртской Республики от 21.02.2005 N 23; от 15.05.2006 N 51).
Аналогичные нормы содержатся в действующем с 16.06.2010 Положении о порядке перечисления в бюджет Удмуртской Республики части прибыли, остающейся в распоряжении государственных унитарных предприятий Удмуртской Республики после уплаты ими налогов и иных обязательных платежей (утверждено Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.06.2010 N 194).
В соответствии со ст. 14 Закона Удмуртской Республики от 26.12.2005 N 70-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2006 г.", ст. 13 Закона Удмуртской Республики от 27.12.2006 N 63-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2007 г.", ст. 6 Закона Удмуртской Республики от 18.09.2007 N 54-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2008 г.", ст. 11 Закона Удмуртской Республики от 18.12.2009 г. N 67-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2010 год", ст. 18 Закона Удмуртской Республики от 24.12.2010 N 62-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" государственные унитарные предприятия, учредителем которых является Удмуртская Республика, перечисляют в бюджет Удмуртской Республики в 10-тидневный срок со дня, установленного для сдачи налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций за налоговый период, не менее 10% прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Таким образом, соответствующая обязанность предприятия была в спорный период установлена.
Между тем, в ходе рассмотрения спора ответчиком заявлено об истечении срока исковой давности по требованиям истца о взыскании части чистой прибыли за период с 2006 по 2008 г.
Статья 195 Кодекса ограничивает право лица на защиту нарушенных прав в судебном порядке исковой давностью.
Согласно ст. 196 Кодекса общий срок исковой давности составляет три года.
В соответствии с п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" при наличии заявления надлежащего лица об истечении исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим основаниям.
В соответствии действовавшими в спорный период редакциями пункта 11 положения N 199 (в редакции Постановлений Правительства Удмуртской Республики от 21.02.2005 N 23; от 15.05.2006 N 51) государственные унитарные предприятия ежегодно в 10-дневный срок со дня, установленного для сдачи налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за прошедший год, перечисляют в бюджет Удмуртской Республики часть чистой прибыли.
В силу п. 4 ст. 289 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, о неперечислении ответчиком части чистой прибыли за 2006 - 2008 гг. истцу должно быть известно не позднее 08.04.2007, 08.04.2008 и 08.04.2009 соответственно.
Таким образом, с учетом того, что исковое заявление поступило в Арбитражный суд Удмуртской Республики 23.01.2013, судами сделан правомерный вывод о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании части чистой прибыли за указанный период, в связи с чем обоснованно отказано в удовлетворении требований в данной части.
Оснований для применения положений ст. 208 Кодекса (требования на которые исковая давность не распространяется) судами не установлено.
Согласно пп. 18 и 21 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, в то время как отчет о прибылях и убытках - финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.
Таким образом, чистая прибыль предприятия текущего года отражает результаты его деятельности за текущий год, а нераспределенная прибыль представляет собой остаток чистой прибыли по результатам работы за прошлые годы (с которой отчисления в бюджет уже производились), оставшейся в распоряжении предприятия и не использованной на отчетную дату.
В этой связи при определении размера чистой прибыли, с которого унитарное предприятие производит отчисления в федеральный бюджет должен учитываться показатель чистой прибыли, отраженный в отчете о прибылях и убытках (форма N 2), представленном предприятиями в составе годовой бухгалтерской отчетности.
Таким образом, истцом правомерно определен размер прибыли, полученной предприятием, на основании отчетов о прибылях и убытках за спорный период.
По данным бухгалтерской отчетности в 2010 г. чистая прибыль ответчика составила 1 000 руб., в 2011 г. - 40 000 рублей, следовательно, подлежащая перечислению ответчиком в бюджет часть чистой прибыли составляет сумму 4 100 руб.
После принятия Арбитражным судом Удмуртской Республики искового заявления к своему производству ответчик во исполнение обязанности по оплате части чистой прибыли за 2010, 2011 гг. перечислил истцу 4 082 руб. платежным поручением N 3 от 11.03.2013, а также оплатил 18 руб., что подтверждается чеком-ордером N 45 от 04.04.2013.
Доводы об ином размере чистой прибыли основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, у судов не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, оснований для которой у суда кассационной инстанции не имеется в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.04.2013 по делу N А71-462/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Первухин |
Судьи |
О.Г. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 195 Кодекса ограничивает право лица на защиту нарушенных прав в судебном порядке исковой давностью.
Согласно ст. 196 Кодекса общий срок исковой давности составляет три года.
В соответствии с п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" при наличии заявления надлежащего лица об истечении исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим основаниям.
...
В силу п. 4 ст. 289 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
...
Оснований для применения положений ст. 208 Кодекса (требования на которые исковая давность не распространяется) судами не установлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 сентября 2013 г. N Ф09-9029/13 по делу N А71-462/2013
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9029/13
08.07.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5670/13
13.05.2013 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5670/13
16.04.2013 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-462/13