Екатеринбург |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А50-6413/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Татариновой И. А., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Пермского края (далее - комиссия) на решение Арбитражного суда Пермского края от 20.06.2013 по делу N А50-6413/2013.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ" (далее - заявитель, общество ЖКХ) - Петровская И.В. (доверенность от 11.03.2013 N 06/15).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействующими приложения N 1, утвержденного постановлением комиссии от 22.12.2011 N 406-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК" (Кунгурский район)" (далее - постановление N 406-т) и п. 6 приложения N 1, утвержденного постановлением комиссии от 22.12.2011 N 410-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ" (Кунгурский район)" (далее - постановление N 410-т), в части установления тарифа на производство тепловой энергии на территории Шадейского сельского поселения (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 24.04.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЖЭК" (далее - общество "ЖЭК") и Глава Шадейского сельского поселения Кунгурского муниципального района (далее - глава поселения).
Решением суда от 20.06.2013 (судьи Мещерякова Т.И., Аликина Е.Н., Трефилова Е.М.) заявленные требования удовлетворены в части признания приложения N 1, утвержденного постановлением комиссии от 22.12.2011 N 406-т, не соответствующим ст. 2, 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении). В части требования о признании недействующим п. 6 приложения N 1, утвержденного постановлением комиссии от 22.12.2011 N 410-т, производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе комиссия просит указанный судебный акт отменить в части удовлетворения требований по приложению N 1, утвержденному постановлением комиссии от 22.12.2011 N 406-т, ссылаясь на то, что данное постановление не применяется в связи с истечением срока действия тарифов. В остальной части решение суда не обжалуется.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица 22.06.2005, основными видами деятельности которого согласно выписке являются управление эксплуатацией жилого фонда, производство пара и горячей воды (тепловой энергии).
Общество ЖКХ с ноября 2009 г. пользовалось зданием модульной котельной (с оборудованием), расположенной по адресу: Пермский край, Кунгурский район, пос. Шадейка, на основании договора аренды недвижимого имущества от 01.11.2009, заключенного между администрацией Шадейского сельского поселения (арендодатель) и заявителем (арендатор) (срок действия договора с 01.11.2009 по 31.12.2012).
Общество ЖКХ осуществляло теплоснабжение объектов жилищного фонда и социальной инфраструктуры поселка Шадейка на основании договора N 1 на исполнение муниципального заказа на предоставление услуг по теплоснабжению от 01.07.2009, заключенному с администрацией Шадейского сельского поселения на срок до 01.07.2012, с 2009 г.
Комиссией 22.12.2011 изданы постановления: N 410-т, согласно которому установлен и введен в действие с 01.01.2012 по 30.06.2012 тариф на производство тепловой энергии для потребителей общества ЖКХ (Шадейское сельское поселение) в размере 760,10 рублей/Гкал; N 406-т, согласно которому установлен и введен в действие с 01.01.2012 по 30.06.2012 тариф на производство и передачу тепловой энергии для потребителей общества "ЖЭК" в размере 910,85 рублей/Гкал.
Заявитель, полагая, что названные постановления комиссии в оспариваемой части противоречат Закону о теплоснабжении и нарушают его права в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке гл.23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно позиции, изложенной в п. 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (далее - Пленум ВАС РФ N 58) решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов, иного органа, осуществляющего публичные полномочия, об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных субъектов или касающиеся конкретных объектов, а также содержащие иные конкретные параметры, не являются нормативными правовыми актами. Однако арбитражный суд может признать такие решения нормативными правовыми актами, если установит, что они распространяются на неопределенный круг лиц.
Судом установлено, что оспариваемые акты изданы в установленной Законом о теплоснабжении форме - постановлений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в пределах полномочий по установлению тарифов на тепловую энергию, закрепленных Законом о теплоснабжении и Положением о Региональной энергетической комиссии Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края 24.07.2006 года N 14-п, сфера действия которых относится к сфере экономической деятельности.
Указанные постановления устанавливают размер и срок действия тарифов на производство тепловой энергии и тариф на передачу тепловой энергии потребителям, их действие распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение, то есть действуют в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Постановления комиссии N 406-т и N 410-т опубликованы в установленном законом порядке в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", 16.01.2012, N 2. Тарифы, принятые названными постановлениями, введены в действие с 01.01.2012.
Таким образом, поскольку оспариваемые постановления распространяются на неопределенный круг лиц, суд обоснованно признал их нормативными правовыми актами.
Судом установлено, что в соответствии с пунктами 1 постановлений N 406-т и 410-т срок действия тарифов установлен с 01.01.2012 по 31.12.2012 с календарной разбивкой. На момент подачи в арбитражный суд заявления общества ЖКХ и рассмотрения настоящего спора, срок действия оспариваемых нормативных правовых актов истек.
Согласно п.10 постановления Пленума ВАС РФ N 58 если оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения арбитражным судом решения в установленном порядке отменен, а также если действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены (могли быть нарушены) права и законные интересы заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, суд не может ограничиться установлением лишь факта утраты юридической силы оспариваемых нормативных правовых актов, и должен выяснить, были ли нарушены оспариваемыми нормативными правовыми актами права и свободы заявителя.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает Закон о теплоснабжении.
В статье 2 Закона о теплоснабжении перечислены и даны толкования основным терминам, которые введены для регулирования отношений, связанных со снабжением потребителей тепловой энергией. Разъяснения терминов, содержащихся в указанной норме, имеют значение для единообразного понимания их смысла в процессе правоприменения.
Согласно ч.1 ст.3 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения; развитие систем централизованного теплоснабжения; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" утверждены "Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования), а также "Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность) в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов. Пунктом 7 Правил предусмотрено, что установление тарифов производится регулирующим органом путем рассмотрения дела об установлении тарифов.
Перечень документов и расчетных материалов, которые организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в соответствующий регулирующий орган, установлен пунктами 10, 11 Правил.
Согласно пункту 16 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников, экспертное заключение приобщается к делу об установлении тарифов.
В соответствии с положениями пунктов 18, 21 Правил решение об установлении тарифов принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; дату введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям (ч.3 ст.8 Закона о теплоснабжении).
Как видно из материалов дела и установлено арбитражным судом, на территории Шадейского сельского поселения на 2011 г. установлены тарифы на производство и передачу тепловой энергии для общества ЖКХ постановлением комиссии от 09.12.2010 N 260-т.
Данное общество в установленные сроки обратилось в комиссию для установления тарифов на производство и передачу тепловой энергии на 2012 г.
Постановлением комиссии от 22.12.2011 N 410-т обществу ЖКХ установлен тариф на производство тепловой энергии, в том числе, с 01.01.2012 по 01.07.2012 для потребителей Шадейского сельского поселения, п. Шадейка в размере 760,10 руб./Гкал. (без учета НДС).
Общество "ЖЭК" 06.12.2011 также представило в комиссии документы для утверждения тарифов на тепловую энергию на 2012 г.
Постановлением комиссии от 22.12.2011 N 406-т обществу "ЖЭК" установлен тариф на производство и передачу тепловой энергии, в том числе на период с 01.01.2012 по 01.07.2012 в размере 910,850 руб./Гкал. (без учета НДС).
Судом установлено, что при установлении тарифов учтены следующие документы: договор безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом от 14.10.2011 N 1, письмо администрации Шадейского сельского поселения об установлении конечного тарифа на тепловую энергию, постановление администрации Шадейского сельского поселения от 23.12.2011 N 175, которым единой теплоснабжающей организацией на территории п.Шадейка определено общество "ЖЭК".
Согласно п.11 ст. 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Тарифы в сфере теплоснабжения - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (п. 24 ст. 2 данного Закона).
Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п.28 ст.2 Закона о теплоснабжении).
Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности (ч.3 ст.8 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с ч.4 ст. 11 Закона о теплоснабжении установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили: 1) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема таких поставок; 2) долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.
Согласно ч. 4 ст. 13 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями.
По смыслу приведенных положений закона теплоснабжающая организация должна иметь в собственности или на ином законном основании источники тепловой энергии и (или) тепловые сети в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется снабжение потребителей тепловой энергией. К теплоснабжающим организациям также относятся коммерческие организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности реализацию приобретенной тепловой энергии.
Исходя из этих особенностей, в качестве теплоснабжающей организации может выступать любая коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая производство тепловой энергии либо приобретающая ее у другого лица с целью возмездной передачи потребителя.
Судом первой инстанции выявлено, что при рассмотрении дел об установлении тарифов обществом "ЖЭК" в материалы дел не представлен заключенный договор на покупку тепловой энергии и на оказание услуг по передаче тепловой энергии.
Между заявителем и администрацией Шадейского сельского поселения заключен договор от 14.10.2011 N 1 о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества - теплотрассы, расположенной в поселке Шадейка.
Доказательств того, что общество "ЖЭК" использовало имущество (теплотрассу) в целях обеспечения потребителей тепловой энергией, и нахождения теплотрассы поселка Шадейка в спорный период в муниципальной собственности, в материалы дела не представлено.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края по делу А50-7094/2012, имеющим в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом между обществом "ЖЭК" и главой поселения заключен 29.06.2012, что подтверждено представленной в материалы дела копией договора N 4.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал, что у регулирующего органа отсутствовали основания для установления обществу "ЖЭК" указанных тарифов.
Кроме того, постановление администрации Шадейского поселения N 175, определяющее общество "ЖЭК" единой теплоснабжающей организацией на территории поселка Шадейка датировано 23.12.2011, в то время как оспариваемое постановление комиссии N 406-т издано 22.12.2011.
Решением Арбитражного суда Пермского края по делу А50-7094/2012 указанное постановление администрации признано недействительным.
Судом первой инстанции установлено, что данные, содержащиеся в экспертном заключении комиссии, не соответствуют действительности (так затраты на покупку тепловой энергии не подтверждены соответствующими документами, отсутствует экономическое и правовое обоснование установления обществу "ЖЭК" тарифа на тепловую энергию). Отмеченное судом обоснованно расценено как несоответствующее Закону о теплоснабжении с нарушением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции также выявлено, что на территории Шадейского сельского поселения Кунгурского муниципального района деятельность по начислению и сбору денежных средств за коммунальные услуги "Отопление" и "Горячее водоснабжение" обществом "ЖЭК" не осуществлялась, а утвержденные Постановлением N 406-т тарифы не применялись.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал, что общество "ЖЭК" не является теплоснабжающей организацией. При отсутствии заключенного договора на услуги по передаче тепловой энергии, иных обосновывающих документов у органа регулирования отсутствовали правовые основания для утверждения тарифа на услуги по передаче тепловой энергии для общества "ЖЭК".
В результате принятия оспариваемого постановления комиссии N 406-т, заявитель, не имея установленного уполномоченным органом тарифа для потребителей, включающего в себя тариф на тепловую энергию и тариф на оказание услуг по передаче тепловой энергии, фактически нес расходы как на производство тепловой энергии, так и на её передачу по тепловым сетям, без соответствующего возмещения.
В связи с этим, суд правомерно указал на наличие нарушения прав и законных интересов общества ЖКХ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, суд правомерно признал подлежащими удовлетворению требования заявителя о признании постановления комиссии N 406-т в обжалуемой части не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 20.06.2013 по делу N А50-6413/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п.10 постановления Пленума ВАС РФ N 58 если оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения арбитражным судом решения в установленном порядке отменен, а также если действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены (могли быть нарушены) права и законные интересы заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" утверждены "Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования), а также "Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Правила).
...
По смыслу приведенных положений закона теплоснабжающая организация должна иметь в собственности или на ином законном основании источники тепловой энергии и (или) тепловые сети в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется снабжение потребителей тепловой энергией. К теплоснабжающим организациям также относятся коммерческие организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности реализацию приобретенной тепловой энергии."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 сентября 2013 г. N Ф09-8921/13 по делу N А50-6413/2013