Екатеринбург |
|
27 сентября 2013 г. |
Дело N А60-4965/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Лукьянова В.А., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко-групп" (ИНН 6672298854, ОГРН 1096672011765; далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.05.2013 по делу N А60-4965/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Резанов К.Л. (доверенность от 16.10.2012);
государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (ИНН 6658078110, ОГРН 1026602332437; далее - учреждение) - Беликова Е.В. (доверенность от 25.02.2013, N 09-72).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к учреждению о признании незаконными действий, выразившихся в требовании об уплате 26 856 руб. в счет возмещения ущерба за превышение полной и осевой массы автотранспортных средств на основании акта от 08.02.2013 N 4016 о превышении транспортным средством установленных ограничений по габаритам, общей массе и (или) нагрузке на ось на региональных дорогах.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в рассмотрении дела привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тавдинский фанерно-плитный комбинат".
Решением суда от 13.05.2013 (судья Ефимов Д.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 (судьи Щеклеина Л.Ю., Риб Л.Х, Осипова С.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на отсутствие документов, нормативно-правовых актов, подтверждающих факт передачи спорной автодороги в оперативное управление учреждения и факт осуществления им государственной регистрации своего права оперативного управления на указанную автодорогу. По мнению общества, учреждением нарушены требования технической документации по использованию весов для определения полной массы и осевой нагрузки транспортного средства. Кроме того, общество не согласно с выводом суда апелляционной инстанции о том, что представленные товарно-транспортные накладные могут содержать недостоверные сведения. Общество указывает на то, что у них не было необходимости занижать вес и количество груза в товаросопроводительных документах, так как расчеты с покупателями их товара осуществляются с учетом содержащихся в них сведений.
Общество полагает также, что отсутствуют законодательные и нормативно-правовые акты, которые наделяли бы учреждение правом осуществления расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит указанные судебные акты оставить без изменения, считает их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, сотрудниками учреждения на 176 км автомобильной дороги М-10 "Россия" на пункте весового контроля, расположенном на 21 км автомобильной дороги Екатеринбург-Реж-Алапаевск, 08.02.2013 было произведено взвешивание транспортного средства марки МАЗ 64220820, государственный регистрационный знак У324ОМ/96, с прицепом марки МАЗ 9758, государственный регистрационный знак АУ8785/66, при котором было установлено превышение полной и осевой массы транспортного средства. Маршрут движения автомобиля по автомобильной дороге Тавда-Екатеринбург. Пройденное расстояние 360 км.
Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства от 02.11.2012 серия 6602 N 900189 и от 02.11.2012 серия 66 02 N900184 транспортные средства принадлежат обществу.
Факт превышения полной и осевой массы транспортного средства зафиксирован в акте от 08.02.2013 N 4016 о превышении транспортным средством установленных ограничений по габаритам, общей массе и или нагрузке на ось на региональных дорогах.
В акте содержится требование к обществу об уплате 26 856 руб. в счет возмещения нанесенного ущерба за превышение полной и осевой массы автотранспортных средств.
Несогласие общества с действиями учреждения по осуществлению весового контроля транспортного средства и взиманию платы в счет возмещения вреда послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности материалами дела факта превышения значений предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, что является основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Выводы судов являются правильными, соответствуют нормам права и фактическим обстоятельствам дела.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
В силу ч. 1, 3 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Согласно п. 2 ч. 9 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах).
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
В соответствии с п. 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 (далее - Правила возмещения вреда), вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
В соответствии с п. 3 Правил возмещения вреда осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 11.04.2011 N 459 и постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2011 N 737-ПП "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области автомобильная дорога 65 ОП РЗ 65К-3504000 "г.Екатеринбург-г.Реж-г.Алапаевск" закреплена за учреждением на праве оперативного управления и является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения Свердловской области.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций установили, что учреждение уполномочено на проведение проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог регионального и межмуниципального значений весовых и габаритных параметров транспортных средств, на осуществление расчета и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении указанных автомобильных дорог, т.е. учреждение при проведении взвешивания грузовых транспортных средств на передвижных пунктах весового контроля и начисления обществу суммы ущерба действовало в пределах своей компетенции.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и или нагрузке на ось автомобиля и прицепа общества.
Доказательств обратного обществом в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При названных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества, приведенные в жалобе, аналогичны доводам апелляционной жалобы, направлены по существу на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.05.2013 по делу N А60-4965/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко-групп" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Эко-групп" из федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 24.07.2013 N 1523.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
...
В соответствии с п. 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 (далее - Правила возмещения вреда), вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 сентября 2013 г. N Ф09-9398/13 по делу N А60-4965/2013