Екатеринбург |
|
27 сентября 2013 г. |
Дело N А50-19036/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Татариновой И.А., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Берег-4" (ОГРН 1025901607863, ИНН 5908024894; далее - товарищество, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.03.2013 по делу N А50-19036/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлениями, а также размещения данной информации в сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Товарищество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г. Перми (ОГРН 1025901609910, ИНН 5908024492; далее - управление, Пенсионный фонд) от 15.06.2012 N 069 006 12 РК 0024532 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 29.03.2013 (судья Алексеев А.Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 (судьи Голубцов В.Г., Борзенкова И.В., Васева Е.Е.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
В обоснование жалобы товарищество указывает на соблюдение им всех требований, предусмотренных ч. 1.4, п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что управлением по результатам камеральной проверки представленного товариществом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2011 г. (форма РСВ-1) принято решение от 15.06.2012 N 069 006 12 РК 0024532, которым товарищество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 10 112 руб. 20 коп., в связи с неуплатой страховых взносов товариществу начислены пени по состоянию на 02.05.2012 в сумме 3452 руб. 34 коп., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 43 823 руб. 02 коп.
Основанием для принятия указанного решения явились выводы управления о необоснованном применении товариществом пониженного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Товарищество, полагая, что указанное решение управления не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод об отсутствии у товарищества оснований для применения пониженного тарифа страховых взносов, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В силу ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ при начислении страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяется тариф 26 процентов.
Частью 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 названного закона.
Согласно ч. 3.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в течение 2011 г. для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 8 ч. 1 названной статьи, применялся тариф страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в размере 18,0 процентов.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2011 году) установлено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
В указанном перечне в числе прочих видов деятельности значится управление недвижимым имуществом.
Согласно ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и(или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 названной статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные ч. 3.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ тарифы страховых взносов.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 названного Кодекса.
В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, а также на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Согласно п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 данного Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами (подп. 1 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждено (в том числе следует из учетной политики товарищества на 2011 год), что денежные средства, поступившие на расчетный счет товарищества за обслуживание, эксплуатацию и ремонт имущества, дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме, отражаются в учете согласно подп. 1 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации как целевые поступления (л.д. 31).
Согласно расчету по форме РСВ-1 ПФР за 2011 год база для начисления страховых взносов за 2011 год составляет 632 026 руб. (л.д. 23).
Из книги учета доходов и расходов на 2011 год усматривается, что общая сумма налогооблагаемых доходов отражена товариществом в размере 38 223 руб.
Установив совокупность вышеуказанных обстоятельств, суды правомерно указали на то, что фонд оплаты труда работников товарищества в сумме 632 026 руб. не мог быть сформирован за счет налогооблагаемых доходов в сумме 38 223 руб., а фактически был сформирован из средств целевого финансирования по смете товарищества.
Судами установлено и из материалов дела следует, что льготный тариф применен товариществом к общему фонду оплаты труда, то есть в совокупности как к фонду оплаты труда, финансируемому из средств целевого финансирования, так и к фонду оплаты труда, финансируемому из доходов, отраженных в книге учета доходов и расходов.
Между тем, как правильно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, диспозиция ст. 58 Закона N 212-ФЗ корреспондируется с диспозицией ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, из чего следует, что льготный тариф, предусмотренный ст. 58 Закона N 212-ФЗ, применялся в 2011 г. только при начислении страховых взносов на фонд оплаты труда, источником финансирования которого являлись налогооблагаемые доходы хозяйствующего субъекта.
Рассмотрев спор, сопоставив суммы, отраженные в расчетной ведомости РСВ-1 ПФР за 2011 год, суды пришли к выводу о том, что сумма 632 026 руб., составляющая весь фонд оплаты труда товарищества за отчетный период (на который начислены страховые взносы по льготной ставке), составляет величину, многократно превышающую сумму налогооблагаемых доходов в размере 38 223 руб., отраженных товариществом в книге учета доходов и расходов, и взятую за 100 процентов при предъявлении права на льготу.
При этом сумма примененной льготы многократно превышает размер налогооблагаемых доходов товарищества.
Доказательства в опровержение вышеизложенного товариществом в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, правильно применив названные нормы Закона N 212-ФЗ, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные по делу вышеназванные фактические обстоятельства, доказательства, имеющиеся в материалах дела, доводы сторон, учитывая, что возможность применения льготного тарифа, предусмотренного ст. 58 Закона N 212-ФЗ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах, и может быть реализована только при соблюдении установленных в ст. 58 Закона N 212-ФЗ условий, при этом обязанность документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя, что товариществом с учетом установленных судами фактических обстоятельств дела сделано не было, суды обеих инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных товариществом по настоящему делу требований.
Судами верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу направлены на переоценку принятых и оцененных судами доказательств и на установление новых обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 и ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 29.03.2013 по делу N А50-19036/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Берег-4" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства в опровержение вышеизложенного товариществом в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, правильно применив названные нормы Закона N 212-ФЗ, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные по делу вышеназванные фактические обстоятельства, доказательства, имеющиеся в материалах дела, доводы сторон, учитывая, что возможность применения льготного тарифа, предусмотренного ст. 58 Закона N 212-ФЗ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах, и может быть реализована только при соблюдении установленных в ст. 58 Закона N 212-ФЗ условий, при этом обязанность документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя, что товариществом с учетом установленных судами фактических обстоятельств дела сделано не было, суды обеих инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных товариществом по настоящему делу требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 сентября 2013 г. N Ф09-10040/13 по делу N А50-19036/2012