Екатеринбург |
|
30 сентября 2013 г. |
Дело N А47-2792/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Василенко С.Н., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Оренбургской области (ОГРН 105561011010401, ИНН 5610013786; далее - правительство) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.07.2013 по делу N А47-2792/2013.
В судебном заседании приняли участие представители:
правительства - Смирнова В.Е. (доверенность от 20.05.2013 N 01-22-466);
Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - министерство природных ресурсов) - Смирнова В.Е. (доверенность от 06.05.2013 N 12-17/5240).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлениями, а также размещения данной информации в сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙМАРТ" (ОГРН 1035608451856, ИНН 5612036570; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействующим постановления правительства от 12.10.2009 N 530-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" (в редакции от 12.10.2009) в части абз. 3 п. 4 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, и не соответствующим ст. 19 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 582).
Дело рассмотрено с участием Прокуратуры Оренбургской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство природных ресурсов.
Решением суда от 26.07.2013 (судьи Карев А.Ю., Калашникова А.В., Третьяков Н.А.) заявленные требования общества удовлетворены.
Правительство обратилось в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой на указанный судебный акт, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Правительство считает, что судом сделаны неверные выводы о нарушении прав и законных интересов арендаторов, в частности общества, и несоответствии утвержденного постановлением от 12.10.2009 N 530-п способа расчета арендной платы по результатам рыночной оценки требованиям и принципам действующего законодательства, в том числе установленным постановлением Правительства Российской Федерации N 582, предусматривающим данный способ определения размера арендной платы.
В дополнении к кассационной жалобе правительство также указывает на нарушение судом процессуальных норм, полагая, что суд превысил свои полномочия, признав постановление правительства от 12.10.2009 N 530-п не соответствующим ст. 19 Конституции Российской Федерации. Помимо изложенного заявитель жалобы отмечает, что в резолютивной части решения суд не указал какой части ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также какому конкретно пункту постановления Правительства Российской Федерации N 582 не соответствует постановление от 12.10.2009 N 530-п в части абз. 3 п. 4 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области. Кроме того, в мотивировочной части решения суд вышел за пределы рассмотрения дела по правилам гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив размер арендной платы, подлежащий оплате по договору аренды земельного участка от 08.04.2010 N 07-05/7.
По мнению общества, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено. Общество просит оставить вынесенный по делу судебный акт без изменения, кассационную жалобу правительства - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости прекратить производство по делу по следующим основаниям.
Судом установлены и материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
На основании распоряжения от 28.08.2009 N 1507-р "О предоставлении земельного участка" министерство природных ресурсов по договору от 08.04.2010 N 07-05/7 передало в аренду обществу земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 56:44:0409002:23, площадью 10 000 кв.м, местоположение: Оренбургская обл., г. Оренбург, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:44:0409002, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные под размещение производственных зданий, для строительства производственно-технической базы (далее по тексту - участок, земельный участок).
Размер арендной платы за использование участка установлен в размере 1 782 713 руб. в год на основании отчета независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью "Первая оценочная компания" от 04.02.2010 N ОЦ-09102, или 148 559,42 руб. - в месяц, или 4 884,15 руб. - в день (п. 3.1 договора).
Дополнительным соглашением от 14.04.2011 N 07-05/148 к вышеназванному договору стороны изменили размер арендной платы, увеличив ее на индекс потребительских цен 105,9 %, установленный постановлением Правительства Оренбургской области от 30.09.2010 N 703-пп, установив ее равной 1 887 893,07 руб. в год, или 157 324, 42 руб. в месяц, или 5 172,30 руб. - в день (п. 1.1).
Дополнительным соглашением от 04.04.2012 N 07-05/350 к договору N07-05/7 стороны изменили размер арендной платы, увеличив ее на индекс потребительских цен 106 %, установленный постановлением Правительства Оренбургской области от 27.09.2011 N 924-пп, установив ее равной 2 001 166,65 руб. в год, или 166 763, 89 руб. в месяц, или 5482,65 руб. - в день (п. 1.1).
Указанный договор и дополнительные соглашения к нему зарегистрированы в Управлении Росреестра по Оренбургской области.
Из распоряжения от 28.08.2009 N 1507-р следует, что участок обществу предоставлен для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Размер арендной платы и порядок ее изменения был установлен сторонами на основании действующего на тот момент постановления Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п, опубликованного в газете "Оренбуржье" N 157 от 15.10.2009, и вступившего в силу 01.01.2010 (п. 5 этого постановления).
Порядок, установленный постановлением N 530-п, определяет способы расчета арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Оренбургской области.
Согласно абз. 3 п. 4 Порядка (в его первоначальной редакции) размер арендной платы земельного участка устанавливается по результатам рыночной оценки в случае предоставления земельного участка для целей строительства в населенных пунктах независимо от способа предоставления земельного участка, в том числе для личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома.
Действие абз. 3 п. 4 Порядка (в редакции от 12.10.2009) распространяется на всех лиц, которым предоставлены участки с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Учитывая, что именно в таком порядке участок был предоставлен обществу, в договор аренды от 08.04.2010 N 07-05/7 условие о размере арендной платы включено сторонами договора на основании абз. 3 п. 4 Порядка.
Общество по договору аренды участка произвело платежи в размере 3 723 828,22 руб., что подтверждено представленными в материалы дела платежными документами.
Полагая, что постановление Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п в части абз. 3 п. 4 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области (в редакции от 12.10.2009) не соответствует принципам расчета арендной платы, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, не соответствует ст. 19 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд Оренбургской области, установив, что постановление Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п является нормативным правовым актом, рассмотрел дело по существу по правилам гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 317-ФЗ) утратил силу п. 1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Компетенция арбитражных судов с 31.12.2012 стала регулироваться п. 1.1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу ст. 3 Закона N 317-ФЗ дела об оспаривании нормативных правовых актов, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не рассмотренные на день вступления в силу названного Федерального закона, рассматриваются судами, принявшими их к производству, в соответствии с правилами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и действовавшими на день принятия соответствующих дел к производству.
Федеральным законом от 07.06.2013 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 126-ФЗ) нормы процессуального права, регулирующие подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) вновь изменены и с 07.06.2013 дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Поскольку Закон N 126-ФЗ вышеуказанной оговорки, предусмотренной ст. 3 Закона N 317-ФЗ, не содержит, дела об оспаривании нормативных правовых актов, принятые к производству в период с 31.12.2012 до 07.06.2013 и не рассмотренные на указанный день по существу подлежат прекращению по основаниям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что в соответствии с новой редакцией ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации они стали неподведомственны арбитражному суду.
Для определения подведомственности конкретного дела по оспариванию решения органа местного самоуправления следует принимать во внимание указание на возможность его оспаривания в арбитражном суде, исходя из тех правоотношений, в рамках которых вынесено такое решение.
Как следует из материалов дела, в данном случае оспариваемым постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п утверждены порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области.
Подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устанавливающих размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется положениями Земельного Кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Данными нормативными правовыми актами к подведомственности арбитражных судов не отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов в указанной области.
В связи с вышеизложенным настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При названных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что производство по данному делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.07.2013 по делу N А47-2792/2013 отменить.
Производство по данному делу прекратить.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полагая, что постановление Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п в части абз. 3 п. 4 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области (в редакции от 12.10.2009) не соответствует принципам расчета арендной платы, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, не соответствует ст. 19 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
...
Подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устанавливающих размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется положениями Земельного Кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 сентября 2013 г. N Ф09-10297/13 по делу N А47-2792/2013
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2013 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-2792/13