Екатеринбург |
|
09 октября 2013 г. |
Дело N А07-5663/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Татариновой И.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комсервис" (ИНН 0267013762, ОГРН 1080267000626; далее - общество "Комсервис") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.08.2013 по делу N А07-5663/2013.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе, путем размещения информации в сети "Интернет" на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Прокуратуры Республики Башкортостан - Костина О.А. (доверенность от 26.09.2013 N 8/2-15-13);
общества "Комсервис" - Аюпов Ш.Т. (доверенность от 15.05.2013);
общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - общество "Башкирские распределительные тепловые сети") - Хуснитдинов А.Г. (доверенность от 05.06.2013) N 119/1-158.
В судебное заседание прибыли Закирова Г.Г. (доверенность от 17.05.2013 N 24), Каймакова Н.С. (доверенность от 29.04.2013 N 23) в целях представления интересов Совета городского округа города Сибай Республики Башкортостан (ИНН 0267011525, ОГРН 1050202145509; далее - Горсовет), но названные лица в качестве представителей судом кассационной инстанции не допущены в связи с наличием ограничений в представленных суду доверенностях и с отсутствием в этих доверенностях указаний на наличие полномочий по представлению интересов в Федеральном арбитражном суде Уральского округа.
Общество "Комсервис" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующим решения Горсовета от 28.11.2008 N 133 "Об установлении тарифов на коммунальные услуги и размеров платы за жилое помещение в жилищном фонде городского округа город Сибай" в части установления с 1 января 2009 года норматива потребления тепла для населения в размере 0,0246 Гкал/кв.м. общей площади.
К участию в деле в порядке, предусмотренном ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечена Прокуратура Республики Башкортостан.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество "Башкирские распределительные тепловые сети", Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам.
Решением суда от 14.08.2013 (судья Галимова Н.Г., Валеев К.В., Решетников С.А.; с учётом определения об исправлении опечатки от 14.08.2013) в удовлетворении заявленного требования отказано. Пункт 4 решения Горсовета от 28.11.2008 N 133 "Об установлении тарифов на коммунальные услуги и размеров платы за жилое помещение в жилищном фонде городского округа город Сибай" в части установления норматива потребления тепла для населения на отопление в размере 0,0246 Гкал/кв.м общей площади признан соответствующим положениям ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
В кассационной жалобе общество "Комсервис" просит обжалуемый судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и выражая несогласие с выводами суда. Общество полагает, что незаконное возложение нормативным правовым актом обязанности привело к нарушению его прав, поскольку оспариваемое решение не соответствует ст. 157 Жилищного Кодекса и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства российской Федерации N 306 от 23.05.2006. Заявитель жалобы ссылается, что при утверждении оспариваемого норматива Горсоветом не применен надлежащим образом ни один из указанных методов, не соблюдены обязательные условия возможности применения расчётного метода (невозможность применения метода аналогов); соответствующее решение о применении расчётного метода заинтересованным лицом не принималось.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Башкирские распределительные тепловые сети" возражает на доводы заявителя кассационной жалобы, считая обжалуемый судебный акт законным.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не установил оснований для его отмены.
На основании ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Судом установлено, что 28.11.2008 Горсоветом принято решение N 133 "Об установлении тарифов на коммунальные услуги и размеров платы за жилое помещение в жилищном фонде городского округа город Сибай". Указанное решение было официально опубликовано в газете "Сибайский рабочий" от 12.12.2008 N 188-189 (8995-8996), вступило в силу с 1 января 2009 года.
Пунктом 4 названного решения Горсовета с 1 января 2009 года утвержден норматив потребления тепла для населения г. Сибай на отопление отдельных квартир - 0,0246 Гкал за 1 кв.м. общей площади.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", которыми определён порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию".
Согласно п. 9 Правил установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Судом установлено, что ресурсоснабжающая организация - ООО "Баштеплосбыт" направила в администрацию городского округа город Сибай расчеты нормативов потребления коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения сопроводительным письмом от 22.10.2007 N 131-2616. Представленные расчеты произведены по формуле, предусмотренной для расчета норматива отопления п. 13 приложения к Правилам. В примененной формуле учтены показатели общей площади жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, удельный расход тепловой энергии на отопление с учетом расчетной температуры наружного воздуха - 35 градусов Цельсия и этажности зданий.
При этом согласно примечанию к расчету расчетная температура наружного воздуха использована в соответствии со СНиП 23-01-99 "Строительная климатология" по территориальным признакам, наиболее распространенным в данном климатическом районе.
Судом учтено, что согласно разделу VI Правил "Определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода" средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений органов гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления. Данным пунктом предусмотрено, что температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления. При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта.
С учётом вышеуказанных норм суд обоснованно заключил, что использование в расчетах климатических параметров в соответствии с установленными строительными нормами для соответствующей климатической зоны не противоречит положениям Правил.
Исследовав все обстоятельства дела, суд выявил, что решением Горсовета N 133 утвержден на 2009 год иной норматив потребления тепла для населения, нежели норматив, определенный с использованием расчетного метода по расчетам ресурсоснабжающей организации. В результатах расчета ООО "Баштеплосбыт" отражен усредненный показатель норматива отопления - 0,0255 Гкал/ мес. на квадратный метр площади, в то время как Горсоветом утверждён более низкий показатель норматива - 0,0246 Гкал/кв.м. общей площади.
Таким образом, принимая во внимание, что норматив потребления тепла для населения на отопление в размере 0.0246 Гкал/кв.м. площади утвержден в меньшем объеме, чем показатель в соответствии с расчетом по формуле, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации, суд обоснованно заключил, что оспариваемое решение N 133 не нарушает прав заявителя.
Кроме того, судом установлено, что примененные при расчете показатели подтверждены представленными доказательствами. Указанный расчет не противоречит методике и формуле 2 определения норматива отопления, предусмотренного п. 3 приложения к Правилам.
Судом учтено, что при определении и установлении норматива отопления на 2009 год Горсоветом учтены реальные физические показатели теплопотребления по городу Сибай исходя из общей отапливаемой площади жилого фонда и объема отпуска тепловой энергии за предыдущий год, учтены показатели норматива потребления, определенного ресурсоснабжающей организацией с использованием расчетного метода по установленным формулам, и выбран норматив 0,0246 Гкал/кв.м. общей площади с учетом установленных данных.
Согласно п. 10 Правил (в редакции, действовавшей на момент принятия решения) и п. 11 ныне действующей редакции Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Судом установлено, что представленные расчеты норматива были произведены с учетом предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации параметров многоквартирных домов по соответствующей формуле и с учетом параметров, приведенных в Правилах.
Установление единого норматива, исходя из расчетной формулы с применением всех предусмотренных показателей, соответствует положениям пункта 10 Правил и пунктам 13, 15 приложения к Правилам, таблице N 7 приложения.
Кроме того, суд установил, что отсутствие дифференциации норматива потребления исходя из конструктивных и технических параметров, предусмотренных в подпункте "д" пункта 5 Правил, а именно по материалу стен, крыши, объему жилых помещений, площади ограждающих конструкций и окон, износу внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, не может быть вменено заинтересованному лицу как нарушение требований Правил, поскольку в самом постановлении Правительства РФ порядок их учета не определен. Доказательств несения каких-либо убытков в связи с установлением данного единого норматива, либо возможности причинения ущерба обществу при отсутствии дифференцированных нормативов потребления в отношении какой-либо конкретной группы домов, находящихся на обслуживании управляющей организации, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно заключил, что принятое Горсоветом решение N 133 в части установления норматива потребления тепла для населения на отопление квартир в размере 0,0246 Гкал/кв.м. общей площади разработано и принято с учетом требований, установленных Правилами, при этом в данном случае утверждение норматива потребления тепла в размере меньшем, чем было определено по расчетному методу не противоречит Правилам, поскольку учитывает суммарный расход тепловой энергии на отопление по городу Сибай за предыдущий год, в силу чего не нарушает права общества "Комсервис" как управляющей компании, производящей расчеты за тепловую энергию по установленным нормативам органа местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд сделал правильный вывод, что оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом местного самоуправления, в установленном ст. 157 Жилищного Кодекса порядке, при разработке и установлении норматива были учтены положения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, права и законные интересы заявителя не нарушены оспариваемым положением нормативного акта.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе общества "Комсервис", являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.08.2013 по делу N А07-5663/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установление единого норматива, исходя из расчетной формулы с применением всех предусмотренных показателей, соответствует положениям пункта 10 Правил и пунктам 13, 15 приложения к Правилам, таблице N 7 приложения.
Кроме того, суд установил, что отсутствие дифференциации норматива потребления исходя из конструктивных и технических параметров, предусмотренных в подпункте "д" пункта 5 Правил, а именно по материалу стен, крыши, объему жилых помещений, площади ограждающих конструкций и окон, износу внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, не может быть вменено заинтересованному лицу как нарушение требований Правил, поскольку в самом постановлении Правительства РФ порядок их учета не определен. Доказательств несения каких-либо убытков в связи с установлением данного единого норматива, либо возможности причинения ущерба обществу при отсутствии дифференцированных нормативов потребления в отношении какой-либо конкретной группы домов, находящихся на обслуживании управляющей организации, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно заключил, что принятое Горсоветом решение N 133 в части установления норматива потребления тепла для населения на отопление квартир в размере 0,0246 Гкал/кв.м. общей площади разработано и принято с учетом требований, установленных Правилами, при этом в данном случае утверждение норматива потребления тепла в размере меньшем, чем было определено по расчетному методу не противоречит Правилам, поскольку учитывает суммарный расход тепловой энергии на отопление по городу Сибай за предыдущий год, в силу чего не нарушает права общества "Комсервис" как управляющей компании, производящей расчеты за тепловую энергию по установленным нормативам органа местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд сделал правильный вывод, что оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом местного самоуправления, в установленном ст. 157 Жилищного Кодекса порядке, при разработке и установлении норматива были учтены положения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, права и законные интересы заявителя не нарушены оспариваемым положением нормативного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 октября 2013 г. N Ф09-10596/13 по делу N А07-5663/2013