Екатеринбург |
|
09 октября 2013 г. |
Дело N А60-12314/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775; далее - инспекция, регистрирующий орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.06.2013 по делу N А60-12314/2013.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Тимиряева В.Д. (доверенность от 24.01.2013).
Общество с ограниченной ответственностью "Урал-Регион" (ИНН 6674381226, ОГРН 1116674013170; далее - общество "Урал-Регион", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 26.03.2013 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией юридического лица и обязании инспекции зарегистрировать в установленном порядке прекращение деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению единственного участника общества, на основании представленного пакета документов.
Решением суда от 28.06.2013 (судья Сафронова А.А.) заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит указанное решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя жалобы, представляемый в составе пакетов документов для государственной регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией юридического лица ликвидационный баланс, содержащий более 1 листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде.
Как установлено судами и следует из материалов дела, единственным участником общества "Урал-Регион" 19.11.2012 было принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидатора.
Сообщение о ликвидации общества "Урал-Регион" было размещено 05.12.2012 в "Вестнике государственной регистрации" с указанием двухмесячного срока для предъявления требований кредиторов.
Заявитель 19.03.2013 обратился в инспекцию с заявлением по форме Р16001 и перечнем документов, необходимых для регистрации прекращения деятельности юридического лица при ликвидации.
Инспекцией 11.03.2013 внесена запись об утверждении промежуточного ликвидационного баланса общества "Урал-Регион", утвержденный 18.02.2013 решением единственного участника общества.
Общество "Урал-Регион" 19.03.2013 представило в регистрирующий орган документы, необходимые для регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению участника, в соответствии со ст. 9 и 21 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Решением инспекции от 26.03.2013 обществу "Урал-Регион" было отказано в государственной регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией юридического лица, в связи с непредставлением необходимых для регистрации документов.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушений норм действующего законодательства при проведении процедуры ликвидации общества "Урал-Регион".
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для принятия судом решения об удовлетворении требований заявителя о признании незаконными решений или действий (бездействия) государственного органа являются одновременно как их несоответствие закону, так и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, при этом в заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений.
Как установлено судом, заявителем в регистрирующий орган были представлены все документы, предусмотренные ст. 21 Закона о государственной регистрации, для осуществления государственной регистрации ликвидации юридического лица.
В силу п. 4, 4.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным Законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
В п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в случае, предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 названного Закона; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.
Суд, установив, что для государственной регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией юридического лица обществом "Урал-Регион" в регистрационный орган был представлен весь необходимый пакет документов, в отсутствие доказательств недостоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе, имеющимся у инспекции, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 23 Закона о государственной регистрации для отказа в государственной регистрации.
Ссылка инспекции на ненадлежащее оформление ликвидационного баланса правомерно отклонена судом по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суд установил, что представленный заявителем ликвидационный баланс содержит на оборотной стороне последнего листа печать организации, количество листов, отметку "прошнурован, пронумерован" и подпись удостоверяющего лица. Доказательств, опровергающих доводы общества "Урал-Регион", инспекция не представила.
Оснований для переоценки выводов, сделанных судом, а также имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемого судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судами, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.06.2013 по делу N А60-12314/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 октября 2013 г. N Ф09-10667/13 по делу N А60-12314/2013