Екатеринбург |
|
11 октября 2013 г. |
Дело N А07-22512/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Беляевой Н.Г., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таганка-Сервис" (далее - общество "Таганка-Сервис") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.04.2013 по делу N А07-22512/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Сафети-Тэк" (далее - общество Частное охранное предприятие "Сафети-Тэк", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью "Автоцентр Керг Уфа" (далее - общество "Автоцентр Керг Уфа", ответчик) с исковым заявлением о взыскании убытков в размере 210 025 руб. 01 коп.
Определениями суда первой инстанции от 18.02.2013, 18.03.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Фольксваген Груп Рус", общество "Таганка-Сервис".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.04.2013 (судья Полтавец М.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 (судьи Ширяева Е.В., Баканов В.В., Фотина О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Таганка-Сервис" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неприменение п. 2 ст. 476 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 368 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неправомерно освободили ответчика от бремени доказывания обстоятельств, исключающих его ответственность за возникший недостаток товара, в неполной мере оказали содействие истцу и третьему лицу - обществу "Таганка-Сервис" в реализации права на получение необходимых доказательств для установления фактических обстоятельств дела, а также не обеспечили равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле. Общество "Таганка-Сервис" не согласно с выводом суда апелляционной инстанции о том, что условие п. 5.3 договора от 07.05.2010 N 04-2010-05/к установлено с целью использования и применения технологий, получивших одобрение компании - производителя, указывая на отсутствие доказательств в материалах дела, подтверждающих данный довод апелляционного суда. Заявитель жалобы также не согласен с выводами судов об отсутствии причинно-следственной связи между виновными действиями ответчика и наступившими для истца неблагоприятными последствиями. Общество "Таганка-Сервис" считает, что суд апелляционной инстанции применил норму права, не подлежащую применению, а именно п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку данная норма регулирует обязательства вследствие причинения вреда, которые возникают из внедоговорных обязательств - деликтная ответственность, и не может регулировать ответственность вследствие неисполнения договорных обязательств.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "Автоцентр Керг Уфа" (продавец) и обществом Частное охранное предприятие "Сафети-Тэк" (покупатель) 07.05.2010 заключен договор купли-продажи автомобиля N 04-2010-05/к, согласно п. 1.1, 1.2 которого продавец обязуется передать автомобиль Volkswagen Transporter, vin XW8ZZZ7HZAG202225, согласно спецификации в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять автомобиль и уплатить определенную договором денежную сумму.
В соответствии с п. 5.1 договора от 07.05.2010 N 04-2010-05/к на автомобиль распространяются гарантии качества изготовителя сроком на 24 месяца с момента (даты) продажи товара - автомобиля без ограничения пробега.
Согласно п. 5.2 договора гарантийные обязательства не распространяются на субъективные ожидания и восприятие клиентом технических характеристик автомобиля, недостатки, возникшие вследствие нарушения покупателем правил пользования, эксплуатации, хранения, транспортировки, сервисного и технического обслуживания автомобиля, использования горюче-смазочных материалов ненадлежащего качества, установления деталей, использование которых не было разрешено производителем, естественный износ деталей, в том числе ускоренный, если он вызван внешними воздействиями, повреждения автомобиля в результате дорожно-транспорного происшествия и последующие скрытые дефекты, которые могут быть следствием дорожно-транспорного происшествия. В этих случаях автомобиль снимается с гарантии. Продавец также не отвечает за недостатки товара, возникшие в результате действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
В силу п. 5.3 договора гарантийное обслуживание автомобиля осуществляется продавцом в сервисном центре официального дилера Volkswagen. Покупатель обязуется в период действия гарантии на автомобиль своевременно осуществлять сервисное и техническое обслуживание у продавца, а также при выявлении поломок (дефектов), в течение 10 рабочих дней, обратиться в сервисный центр для их устранения, при этом приняв меры, исключающие дальнейшее ухудшение состояния автомобиля, путем ограничения, либо прекращения эксплуатации автомобиля.
Согласно отметкам в сервисной книжке автомобиля истец проходил в сервисном центре официального дилера Volkswagen плановый технический осмотр 20.07.2010 при пробеге 13 538 км; 21.09.2010 при пробеге 27 404 км; 01.12.2010 при пробеге 44 993 км.
Впоследствии истец проходил технический осмотр в обществе "Таганка-Сервис", в том числе:
24.01.2011 при пробеге 56 246 км общество "Таганка-Сервис" произвело на автомобиле Volkswagen Transporter замену масла и масляного фильтра в ДВС, фильтр топливный, осмотр ходовой. Установлен фильтр топливный марки WK857/1;
при пробеге 67 084 км общество "Таганка-Сервис" 12.05.2011 произвело на автомобиле Volkswagen Transporter замену масла и масляного фильтра в ДВС, замену заднего амортизатора, втулки стабилизатора поперечной устойчивости переднего с/у, замену топливного фильтра. Установлен фильтр топливный марки WK857/1;
при пробеге 77 382 км общество "Таганка-Сервис" 20.07.2011 произвело на автомобиле Volkswagen Transporter замену масла и масляного фильтра в ДВС, замену тормозных колодок (передних и задних), замену топливного фильтра. Установлен фильтр топливный марки WK857/1;
при пробеге 89 362 км общество "Таганка-Сервис" 28.09.2011 произвело на автомобиле Volkswagen Transporter масляного фильтра в ДВС, замену привода ГРМ, замену топливного фильтра. Установлен фильтр топливный марки WK857/1;
при пробеге 100 181 км общество "Таганка-Сервис" 06.12.2011 произвело на автомобиле Volkswagen Transporter замену масляного фильтра в ДВС, осмотр ходовой, замену топливного фильтра. Установлен фильтр топливный марки РР985;
при пробеге 110 631 км общество "Таганка-Сервис" 07.02.2012 произвело на автомобиле Volkswagen Transporter замену масляного фильтра в ДВС, замену топливного фильтра. Установлен фильтр топливный марки WK857/1;
при пробеге 120 166 км общество "Таганка-Сервис" 26.03.2012 произвело на автомобиле Volkswagen Transporter в том числе замену масляного фильтра в ДВС, замену топливного фильтра. Установлен фильтр топливный марки WK857/1.
В апреле 2012 года общество Частное охранное предприятие "Сафети-Тэк" обратилось к ответчику с просьбой осуществить гарантийный ремонт автомобиля Volkswagen Transporter в связи с выходом из строя топливного насоса высокого давления, однако получило отказ.
Общество Частное охранное предприятие "Сафети-Тэк" 25.04.2012 направило в адрес ответчика претензию, в которой просило выдать письменный ответ в отказе гарантийного ремонта автомобиля Volkswagen Transporter.
В ответе на претензию общество "Автоцентр Керг Уфа" в связи с отсутствием у ответчика информации о прохождении истцом предусмотренных плановых технических осмотров в дилерских центрах марки Фольксваген, что в соответствии с гарантийной политикой марки Фольксваген является обязательным основанием сохранения гарантийных обязательств указанной марки автомобиля, предложило истцу представить документы, подтверждающие прохождение автомобилем всех плановых технических осмотров у официальных дилеров марки Фольксваген, указав также, что после представления указанных документов, ответчиком будет рассмотрен вопрос о ремонте автомобиля с учетом наличия у него гарантии, а также установление природы неисправности на предмет ее отнесения к гарантийному случаю, тем самым оставив претензию без удовлетворения.
Расценив данные действия ответчика как отказ в гарантийном ремонте, истец передал ответчику автомобиль для ремонта на платной основе и оплатил замену топливного насоса высокого давления на общую сумму 210 025 руб. 01 коп., что подтверждается платежными поручениями от 24.04.2012 N 1748 на сумму 10 340 руб. 01 коп., от 17.05.2012 N 3221 на сумму 199 685 руб.
Общество Частное охранное предприятие "Сафети-Тэк", ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по гарантийному ремонту автомобиля, обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В силу ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
В п. 1 ст. 470 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 названного Кодекса в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
В силу п. 2 ст. 470 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 данного Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи (п. 3 ст. 470 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 476 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что, недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Таким образом, бремя доказывания причин возникновения недостатков
распределяется в зависимости от того установлен ли на товар гарантийный срок. Если гарантийный срок на товар не установлен, то для возложения ответственности на продавца покупатель должен доказать, что недостатки в товаре возникли до его передачи или по причинам, которые возникли до передачи. Если гарантийный срок установлен, то чтобы освободиться от ответственности продавец должен доказать, что недостатки возникли после передачи товара вследствие нарушения покупателем правил пользования товаров или его хранения либо действий третьих лиц или непреодолимой силы
В п. 3 ст. 477 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
В силу п. 5.2, 5.3 договора от 07.05.2010 N 04-2010-05/к гарантийные обязательства не распространяются, в частности, на недостатки, возникшие вследствие нарушения покупателем правил пользования, эксплуатации, сервисного и технического обслуживания автомобиля, иначе автомобиль снимается с гарантии. Гарантийное обслуживание автомобиля должно осуществляться продавцом в сервисном центре официального дилера Volkswagen. Обслуживание в иных сервисных центрах (мастерских), не являющихся дилерскими центрами Фольскваген запрещено. Требования, связанные с недостатками качества, отклоняются, если товар-автомобиль подвергался ремонту, техническому обслуживанию или неправильному уходу в другом сервисном центре.
Из материалов дела следует, что общество Частное охранное предприятие "Сафети-Тэк", заключив указанный договор от 07.05.2010 с обществом "Автоцентр Керг Уфа", являющимся официальным дилером Фольксваген, приняло условия договора, в частности, касающиеся гарантийного обслуживания автомобиля Volkswagen Transporter, приобретенного по договору от 07.05.2010 N 04-2010-05/к.
Материалами дела подтверждается, что общество Частное охранное предприятие "Сафети-Тэк" в период с 24.01.2011 по 26.03.2012 неоднократно проходило техническое обслуживание в обществе "Таганка-Сервис", не являющемся официальным сервисным центром общества "Фольксваген Груп Рус", где и производилась замена фильтров, в том числе и топливного фильтра.
Таким образом, исходя из представленных доказательств суды при разрешении спора, проверив соблюдение ответчиком условий гарантийного обслуживания, в частности, своевременное прохождение сервисного и технического обслуживания автомобиля в официальном сервисном центре, установив нарушение со стороны истца условий договора от 07.05.2010 N 04-2010-05/к, касающихся гарантий качества изготовителя, пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку истец не представил доказательств, что обнаруженные недостатки в товаре возникли до его передачи или по причинам, которые возникли до передачи, а также доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими для истца неблагоприятными последствиями.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку основаны на неправильном толковании норм права и не влияют на законность принятых судебных актов, в том числе являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.04.2013 по делу N А07-22512/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таганка-Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 октября 2013 г. N Ф09-9162/13 по делу N А07-22512/2012