Екатеринбург |
|
16 октября 2013 г. |
Дело N А76-8556/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Кравцовой Е.А., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.06.2013 по делу N А76-8556/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2013 по тому же делу.
В судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Челябинской области, принял участие представитель инспекции - Амелькин Г.О. (доверенность от 30.01.2013).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Уралпроминдустрия" (ИНН: 7449063312, ОГРН: 1067449049832); (далее - общество, налогоплательщик), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу "Уралпроминдустрия" о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам в сумме 122 248 730 руб. 10 коп.
Определением суда от 05.06.2013 инспекции отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд в связи с пропуском общего срока на взыскание задолженности и непредставлением суду уважительных причин пропуска срока.
Решением суда от 07.06.2013 (судья Белый А.В.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2013 (судьи Баканов В.В., Малышев М.Б., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт. По мнению налогового органа, причины пропуска срока подачи в судебном порядке заявления о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям являются уважительными, а именно: отсутствовала возможность повторно направить судебному приставу-исполнителю постановление о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика от 21.09.2010 N 2292 в связи с отсутствием у общества зарегистрированного имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки принято решение от 28.06.2010 N 48 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде штрафа в общей сумме 17 141 208 руб., предложено уплатить недоимку в общей сумме 88 262 107 руб., санкции в сумме 7 322 215 руб. 20 коп., пени в общей сумме 25 763 428 руб. 04 коп.
В связи с неуплатой обществом указанных сумм обязательных платежей, инспекцией выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 26.07.2010 N 1681, которое налогоплательщиком не исполнено.
Инспекцией вынесено решение от 28.06.2010 N 6 о принятии обеспечительных мер, которым приостановлены операции по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 Кодекса на сумму 131 195 593 руб. 04 коп.
Налоговым органом вынесено решение от 19.08.2010 N 8544 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) - организации (ответственного участника (участников) консолидированной группы налогоплательщиков, индивидуального предпринимателя) в банках, а также электронных денежных средств в общей сумме 122 248 928 руб. 19 коп., на основании, которого выставлены инкассовые поручения N 16354-16364.
Инспекцией вынесено решение от 21.09.2010 N 2292 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя; возбуждено исполнительно производство.
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Пановым А.Ю. 28.11.2011 вынесен акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание; вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.
Налоговый орган 08.05.2013 обратился в суд первой инстанции с заявлением о восстановлении срока для подачи заявления о взыскании налога, пени и штрафа с общества и взыскании с него 122 248 730 руб. 10 коп.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о том, что инспекцией утрачена возможность взыскания задолженности в сумме 122 248 730 руб. 10 коп. в связи с истечением установленного ст. 46 - 48 Кодекса срока для их взыскания.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Согласно п. 4 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают, в частности, дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В силу ч. 1 ст. 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
На основании п. 2 ст. 45 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, определенном ст. 46 и 47 Кодекса.
Взыскание налога в судебном порядке производится:
1) с организации, которой открыт лицевой счет;
2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.
Согласно п. 3 ст. 46 Кодекса решение о взыскании налога принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после его истечения. Решение о взыскании, принятое после истечения этого срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с законодательством, действовавшим до 02.09.2010, процедура внесудебного принудительного взыскания начиналась с выставления налоговым органом требования, принятия решения о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках и направления инкассовых поручений банку, и заканчивалась решением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, направлением постановления о взыскании налога за счет имущества судебному приставу-исполнителю.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, вступившим в силу 02.09.2010, в п. 1 ст. 47 Кодекса внесены изменения. Абзац 3 п. 1 ст. 47 Кодекса дополнен предложениями следующего содержания: "Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом".
Таким образом, с 02.09.2010 законодатель ввел возможность перехода от внесудебной процедуры взыскания недоимки по налогу к судебной, после принятия решения о взыскании недоимки за счет денежных средств, но при непринятии решения о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика.
В рассматриваемом случае право инспекции на взыскание налога, пени и штрафа реализовано ею во внесудебном порядке (на основании требования от 26.07.2010 N 1681 налоговым органом вынесено решение от 19.08.2010 N 8544 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, 21.09.2010 N 2292 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика), в результате которого исполнительное производство прекращено в связи с отсутствием имущества у должника, что препятствует удовлетворению требования налогового органа о взыскании налогов, пеней, штрафов в судебном порядке.
Иное означало бы нарушение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.06.2013 по делу N А76-8556/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 октября 2013 г. N Ф09-10931/13 по делу N А76-8556/2013