Екатеринбург |
|
23 октября 2013 г. |
Дело N А50-4865/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Сухановой Н.Н., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537; далее - учреждение, фонд) на постановление Cемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 по делу N А50-4865/2013 Арбитражного суда Пермского края.
В судебном заседании приняли участие представители:
учреждения - Виноградова Н.Н. (доверенность от 15.04.2013 N 01-03/04/19947);
общества с ограниченной ответственностью научно-техническая фирма "ОМКС" (ОГРН 1025901607973, ИНН 5908005010; далее - общество, страхователь, заявитель) - Рябчевских В.Г. (доверенность от 26.03.2013).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения учреждения от 25.02.2013 N 1239/17л об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым обществу доначислены страховые взносы в сумме 284 867 руб. 69 коп.
Решением суда от 15.05.2013 (судья Аликина Е.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 (судьи Сафонова С.Н., Полевщикова С.Н., Савельева Н.М.) решение суда первой инстанции отменено; требования общества удовлетворены. Апелляционный суд признал оспариваемое решение учреждения недействительным как не соответствующее действующему законодательству и обязал учреждение устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, а также на несоответствие выводов апелляционного суда относительно недоказанности фондом факта неправомерного применения обществом пониженного тарифа страховых взносов установленным фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.
По мнению фонда, указание в акте проверки и в решении сведений о нарушении страхователем законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выразившемся в неполной уплате сумм страховых взносов в результате их неверного исчисления, а также неправомерного применения пониженного тарифа страховых взносов, является достаточным для определения состава правонарушения; расчетной ведомостью формы 4-ФСС подтверждаются сведения о том, какие суммы в их процентном выражении были выведены страхователем при определении возможности применения пониженного тарифа.
Учреждение полагает, что решение контролирующего органа может быть признано недействительным по причине несоблюдения существенных условий процедуры проведения камеральной проверки, требований, установленных Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), однако судами указанные обстоятельства не установлены.
По мнению общества, изложенному в возражениях на кассационную жалобу, апелляционный суд вынес законное и обоснованное постановление, обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба фонда - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что учреждением по результатам камеральной проверки представленного обществом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 9 месяцев 2012 г. по форме 4-ФСС, оформленной актом проверки от 15.01.2013 N 1239/17л, принято решение от 25.02.2013 N 1239/17л, которым обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 284 867 руб. 69 коп.
Основанием для принятия указанного решения явились выводы учреждения о необоснованном применении обществом пониженного тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Общество, полагая, что указанное решение учреждения не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод об отсутствии у общества оснований для применения пониженного тарифа страховых взносов, отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные обществом требования о признании недействительным решения фонда от 25.02.2013 N 1239/17л, апелляционный суд исходил из недоказанности фондом факта неправомерного применения обществом пониженного тарифа страховых взносов.
Выводы апелляционного суда соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 рассматриваемого Федерального закона.
Если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, применяются следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1 процента; территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 процента (ст. 12 Закона N 212-ФЗ).
В ст. 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 гг.
В частности, подп. "к" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемой в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является производство машин и оборудования.
Согласно ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и(или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.03.2012 N 216н утверждены форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения Форма 4-ФСС и порядок ее заполнения.
Указанной формой расчета предусмотрено заполнение таблицы 4.3 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ".
В силу п. 18 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения указанная таблица заполняется организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения и осуществляющими основной вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, и применяющими тариф страховых взносов, установленный ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Согласно п. 19 Порядка заполнения формы расчета 4-ФСС при заполнении таблицы:
- по строке 1 указывается сумма доходов, определяемая в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации нарастающим итогом с начала отчетного (расчетного) периода;
- по строке 2 указывается сумма доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду экономической деятельности, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ;
- по строке 3 указывается доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Значение показателя рассчитывается как отношение значений строк 2 и 1, умноженное на 100.
При рассмотрении спора по существу судом первой инстанции установлено, что в таблице 4.3 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2012 г. обществом указано, что доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, составляет 99 процентов (л.д. 17).
При этом суд первой инстанции указал, что по данным книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, на 2012 год, в июле, августе и сентябре 2012 г. обществом были получены доходы от видов деятельности, которые классифицируются по кодам 28.30.9 и 29.22.9 ОКВЭД (л.д. 82 - 90).
Согласно подразделу DG Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) по коду 28 классифицируется производство готовых металлических изделий, а по коду 29 (Подраздел DK) - производство машин и оборудования.
Суд первой инстанции посчитал, что поскольку в целях применения льготы заявителем определена доля доходов не от основного вида деятельности, а от основного и от дополнительного видов деятельности, условия применения льготы обществом не соблюдены, что свидетельствует, по мнению суда первой инстанции, о правомерности оспариваемого решения фонда.
Исходя из анализа представленных в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи, исследованных и оцененных судом апелляционной инстанции по правилам, установленным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд правомерно признал указанные выводы суда первой инстанции ошибочными ввиду следующего.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как отмечено выше, обществу учреждением вменено необоснованное применение пониженного тарифа при исчислении страховых взносов при отсутствии права на его применение.
Частью 1 ст. 40 Закона N 212-ФЗ установлено, что нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.
В соответствии с ч. 6 ст. 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает:
- совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
- образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом;
- имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного рассматриваемым Федеральным законом;
- выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного рассматриваемым Федеральным законом.
В силу ч. 9 ст. 39 Закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Как установлено апелляционным судом, из представленных фондом в материалы дела доказательств (в том числе книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, на 2012 год) не представляется возможным сделать вывод о неправомерности применения обществом пониженного тарифа страховых взносов.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что в нарушение приведенных правовых норм, акт камеральной проверки от 15.01.2013 N 1239/17л, оспариваемое решение от 25.02.2013 N 1239/17л не содержат конкретных обстоятельств правонарушения; сведений о суммах уплаченных страховых взносов, о документах, на основании которых фонд пришел к выводу о неправомерности применения обществом пониженного тарифа.
Апелляционным судом выявлено, что в названных документах содержатся лишь ссылки на неправомерное применение обществом пониженного тарифа, без указания на то, в результате каких действий общества применялся пониженный тариф; отсутствуют ссылки на неправильное указание данных в таблице 4.3 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2012 г., а также на документы, из которых следовало бы, что обществом неверно указаны виды деятельности, либо неверно определены доходы от них.
Таким образом, фондом не представлено доказательств, подтверждающих факт неправомерного применения обществом пониженного тарифа.
Установив совокупность указанных обстоятельств, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о недоказанности наличия у фонда в данном случае законных оснований для принятия оспариваемого решения от 25.02.2013 N 1239/17л, в связи с чем апелляционный суд правомерно удовлетворил заявленные обществом требования, отменив решение суда первой инстанции.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных апелляционным судом обстоятельств дела и представленных доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Cемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 по делу N А50-4865/2013 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 18 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения указанная таблица заполняется организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения и осуществляющими основной вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, и применяющими тариф страховых взносов, установленный ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Согласно п. 19 Порядка заполнения формы расчета 4-ФСС при заполнении таблицы:
- по строке 1 указывается сумма доходов, определяемая в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации нарастающим итогом с начала отчетного (расчетного) периода;
- по строке 2 указывается сумма доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду экономической деятельности, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ;
- по строке 3 указывается доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Значение показателя рассчитывается как отношение значений строк 2 и 1, умноженное на 100.
При рассмотрении спора по существу судом первой инстанции установлено, что в таблице 4.3 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2012 г. обществом указано, что доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, составляет 99 процентов (л.д. 17).
...
Частью 1 ст. 40 Закона N 212-ФЗ установлено, что нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.
В соответствии с ч. 6 ст. 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает:
...
В силу ч. 9 ст. 39 Закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 октября 2013 г. N Ф09-10941/13 по делу N А50-4865/2013
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10941/13
18.09.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10941/13
30.07.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7691/13
15.05.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-4865/13